от Головонога до человека или стадии развития детского рисунка

Ирина, а вот скажите, вы пишите, что обучение детей с 11 лет должно начинаться. А как вы смотрите на такое? У меня племянница сейчас рисует очень красивые картины, но! Это все срисовка с фотографий, то есть, либо пейзажи с фото, либо картины художников. Получается, конечно, здорово, для 11 лет, она уже лет пять этим занимается с преподавателем в кружке. Но как только она начинает рисовать сама- из головы- получается, как говорится, две большие разницы... Места призовые конечно постоянно, но ведь важно, если ты сам можешь рисовать, а не срисовывать с фото...или я не права? И потом к ней придет мастерство и из головы?
03.04.2015
У каждого свой путь. Срисовывание тоже полезно, но я считаю, что в раннем возрасте гораздо полезнее тренировать свою фантазию. А перерисовку и копирование отложить тоже лет до 10.
07.04.2015
Ирин, а что Вы скажете про эти многочисленные альбомы для рисования, где надо что- то подрисовать, дорисовать? 
24.09.2014
Наташ, впринципе, они конечно развивают и многим детям безусловно интересны. А если так, то значит пусть будут! Вот только эстетически они должны выглядить правильно, и прививать хороший вкус. Напишу, как было у нас. В свое время с дочкой мы пользовались творческими альбомами Янушко "Это может ваш малыш", ей очень нравилось заниматься. Сейчас с Егором я такие не покупаю, стараемся придумывать все сами. И это совсем не сложно. Вот например сегодня мы насобирали листьев рябины, приклеили их на бумагу, а ягоды нарисовал он сам ватными палочками! Получилось очень весело и познавательно.По поводу альбомов для рисования и всевозможных дорисовалок для более старших деток — я их не покупаю. Они просто не интересны моей дочери. Хотя опыт был с рисовалками от Голубева, мне они даже сначала приглянулись именно тем, что там помимо рисования еще и приведены всевозможные скороговорки и фразеологизмы. Но Леру не очень впечатлило и все оказалось просто одноразовым. По поводу раскрасок для малышей — вообще ненужная вещь. Моторика еще не развита настолько, чтобы дети могли не выходить за контуры. Они пригодятся только когда нужно тренировать усидчивость и подготавливать руку к письму. Ну и конечно они должны быть интересными ребенку. Я про это напишу отдельно и покажу наши раскраски. Но если кратко, то сейчас я выбираю их так — мне самой их должно быть  интересно раскрашивать)) К сожалению на нашем рынке таких очень мало, но я все равно кое- что накопала)))
24.09.2014
Ирин, спасибо за развернутый ответ. про раскраски для малышей — это уже испробовали на собственном опыте. Дочь просто поверх контуров рисует свои "картины":)) Голубев — мне самой очень нравится:), наверно, больше себе купила.А еще один вариант — вот эти раскраски, где дается репродукция картины и рядом ее контуры, типа нарисуйте такую же. Конечно, здесь все подается "под соусом" приобщения к искусству, но у меня как-то рука не поднимается такое покупать. Я считаю, это немного кощунством что ли. Как можно в расраске разукрасить Мону Лизу? Может, конечно, это я так трепетно отношусь к шедеврам живописи, и надо быть более демократичной?
24.09.2014
Да, про Мону Лизу это вы точно в цель! Но детям интересно изучить картину, а потом попробовать себя в роли художника и поэксперементировать немного!
24.09.2014
Ирина, очень интересная статья.Мой сын сейчас на стадии каракуль.Я прочитала рекомендацию не рисовать для ребенка узнаваемые образы и не использовать покупные раскраски и немного напряглась. Я постоянно рисую картинки для ребенка и даю ему раскраски. Неужели я действительно подсовываю ему готовые клише, мешая развитию образного мышления?Хочу объяснить, как мы рисуем и посоветоваться.В последнее время он очень полюбил карандаши и мел (пальчиковые краски, к сожалению, игнорирует). Но рисует чаще всего поверх какого-то изображения, причем такого, которое вызывает у него эмоциональную реакцию. Например, берет раскраску с машинками, чертит линии и рычит при этом, изображая мотор. У нас на двери прикреплен ватман, который мы периодически меняем, еще есть мольберт с доской для рисования мелом. Карандаши и мел в свободном доступе, он подходит и рисует, когда хочет. Но больше всего ему нравится рисовать свои каракули поверх моих картинок, а рисую я то, что его заинтересовало. Например, были в гостях и видели черепаху в аквариуме, которая, соответственно, вызвала у ребенка бурю эмоций. Прийдя домой, я нарисовала черепаху на его ватмане, он постоянно подходит и чертит карандашом поверх рисунка, повторяя слово "пе-па" (черепаха).Я радовалась, нашла способ стимулировать желание рисовать, да и речь развивается, ему очень нравится называть мои картинки словами. А теперь задумалась, правильно ли я делаю...
26.07.2014
Я все же думаю, что применительно к детям ничего однозначного нет. Сама я ни дочке ни сыну ничего не рисовала шаблонного. Пытаюсь учить их быть внимательными ко всему что окружает и черпать информацию из мира вокруг. Конечно с Егором пока тяжело в этом плане, но у меня есть волшебная палочка выручалочка — это дочка, от нее то он и черпает все что ему необходимо. Пока у нас только ритмичные штрихи, точки, круги и сплошные абстракции. Правда недавно была пчела, но опять же сын смотрел как рисует Лера.Ну а в вашем случае я бы не расстраивалась, мамины шаблоны — это лучше, чем отсутствие всякого стимула к рисованию. Если вашего сына впечатляет такая игра, то почему бы и нет.Хотя сама я не раз замечала, что после приезда бабушки, которая постоянно пытается дочку учить рисовать домики, цветочки, у Леры несколько меняется стиль изображения. Хорошо, что потом снова все возвращается на круги своя)))А вы в Художку не подписаны? В ней как раз я даю рекомендации по абстрактному рисованию для маленьких детей, которое очень здорово стимулирует воображение.
26.07.2014
Я  тоже  давно  знаю,  что  для  развития  творческого  начала все шаблоны это плохо.  Раскраски в том числе.  Интересует  Ваше  мнение  по  вопросу,  что  раскраски  необходимы,  чтобы  ребенок  мог  руку  и  глазомер и  аккуратность развить — ведь  в  раскрасках  учат  не  выходить  за  границу  рисунка.  Или  это  как  раз  и  не  важно?
27.05.2014
Я считаю, что категорично в отношении детей не о чем судить нельзя. Нужно прежде всего смотреть на предпочтения ребенка. Если ему нравится разукрашивание, то почему бы и нет. Но только на ряду с ним должно присутствовать свободное рисование. С возрастом рисунки ребенка будут более реалистичными, и он сам будет рисовать сюжеты и раскраивать их. По поводу перерисовавания и рисования по образцам, думаю, что в этом тоже есть польза, но другая, фантазия тут не развивается. А вот уже ближе к пяти-шести годам прописи необходимы, чтобы ребенок готовил руку к письму. Но опять же, если ребенок рисовал и будет рисовать ручками, карандашами, то все это очень хорошо третирует и руку и глазомер!
27.05.2014
Спасибо!  Добавьте, пож, меня в свои друзья (запрос отправила),  а  то  не  могу  зайти  в  Вашу  ХУДОЖКУ.
27.05.2014
Елена, добавлю вечером или может получится -тогда в обед. С планшета Бб не дает это сделать(
27.05.2014
Очень полезная статья! Спасибо.Теперь я наверно понимаю почему Варя стала меньше рисовать сама. Акцент сделали на расскраски. Ей они очень нравятся, но да фантазия рисования тут на нуле только. То есть надо убрать все расскраски как считаете?Кстати я бы не сказала что она сильно копирует мои рисунки. Я очень плохо рисую но ее человечки и мордочки это что то ) но да, уже давно не было ничего свежего. У меня есть категория в дневнике Варюшины рисунки, можете посмотреть если интересно )Однажды она у бабушки дома сама нарисовала унитаз с бачком сзади, вот прям все его пропорции как чертеж получился и сверху свечку. Поразительно. Как откуда? Никто не показывал. Это они с бабушкой пошли в туалет свечку жжечь и она потом в альбоме нарисовала унитаз )
26.03.2014
Лучше конечно раскраски убрать, мы вот ими совсем не пользуемся))) Про унитаз-  у меня знакомая, у нее сынок тоже рисовал унитаз, и так же очень точно передал пропорции, правда он постарше немного. Видимо, какая то любовь у них к этим местам)))А ссылку дайте на пост в дневнике с рисунками, обязательно загляну!
26.03.2014
При чем дома она унитаза боится ) ну как боится, не сядет на него ни за что.http://m.babyblog.ru/user/lenta_cat/bimbo83/61673
26.03.2014
Очень здорово, что вы все рисунки собираете. Можно проследить их развитие. Рисунки очень даже! Действительно на последних можно увидеть эмоции! Рисуйте больше! И уберите раскраски, у вас дочка куда лучше рисует!!!
26.03.2014
Ириш, Егорка уже рисует?Яшка думала не будет, а у него тоже большой интерес к карандашам, уже и карандаш держит почти как мы, а только месяц назад в кулаке его держал )
26.03.2014
О... Егор по моему рисует с полугода) фломастерами и карандашами. За сестрой повторяет) сейчас у него уже прослеживаются интенсивные повторяющиеся штрихи. И такой смешной, нарисует, и мне несет - показывает! Тоже у сестры научился)
26.03.2014
здорово! )копирки маленькие )))
26.03.2014
Да, вы правы, убирать надо все раскраски спрятать, уже полтора месяца как ребенок остыл к простому рисунку, всё ей надо кого-либо разукрашивать.
26.03.2014
Нашей бабушке будет сложно объяснить почему надо раскрасски убрать. Они ж такие растакие... Я вот отлично помню когда я любила разукрашивать, точно даже не в пять или шесть лет. Уже в школе, принцессы и всякое разное )
26.03.2014
Наша доча любит рисовать , но часто просит нас рисовать за нее особенно маму и папу любит изображать, т.е. людей.я всегда спрашиваю ее какие детали еще нужно нарисовать и сначала предлагаю самой это сделать. Но в любом случае получается что передаю ей свою схему рисунка. И в итоге одно время она сама рисовала лица человечков, по сути похожих на то что рисовала я.Как правильно подойти к этому моменту что бы ребенок не копировал твоих схем?!например то же солнышко ребенок рисует так как это вижу я?!
03.03.2014
Конечно не показывать сейчас, когда вы до этого всегда показывали как рисовать, будет сложнее. И ребенок даже не поймет, почему это вы вдруг перестали ей рисовать( Наверное в вашем случае остается только перейти на рисование эмоциональное! Вспомните, как вы были ребенком и рисуйте на основе тех, детских впечатлений. Ведь солнышко может быть вовсе не круглым и не желтым , а красным и залить все небо) 
03.03.2014
Благодарю) понятно что потом будет сложнее пробуем отойти от этого.
03.03.2014
Irina,spasibo, chto dobavili menja!ja ochen ljublju risovat i v svoe vrmja jaleju, chto tak i ne poshla v hudojku.....risuju po intuicii...govorjat horosho)dochke 5let,risuet vse, vsegda i vezde,ee chelovek uje davno s ruchkami i palchikami,brovjami,risnicami,nogi v dvijenii,na licah emocii i prochie detali...ja voju,chto ona sposobna i stremitsa,no ja uchu, kak mogu...rada,chto vi podskajete, kak gramotno) s uchetom togo,chto u menja net dostupa k russkojazichnim knigam,mi ne v Rossii poka.... poetomi vashe soobshestvo nam v pomosh)))) ochen hochu pomoch dochenke v risovanii!!! prostite,chto tak mnogo i latinskimi bukvami.....)
26.02.2014
Добрый вечер, Ирина. Спасибо за вашу замечательную идею школы и за ваш материал. Скажите, как вы считаете, с какого возраста можно отдать ребенка в художественную школу?
25.02.2014
На академическое рисование  можно отдать с 10-12лет, раньше нельзя.Связано это с тем, что именно в этом возрасте заканчивается формирование рисунка, далее он лишь совершенствуется. А вот на творческое, при условии, что это будут именно развитие творческих способностей ребенка, а не обучение штампами, можно и в дошкольном возрасте.
25.02.2014
Спасибо 
25.02.2014
Ирин, спасибо за эти уроки, которые вы организовали! Завтра же начнем!А по этому посту вопрос. Нам год и 10. Про раскраски поняла. А что думает по поводу пособий для творчества, где нарисован основной сюжет,  а ребенку нужно дорисовать детали, например, шарф уже нарисован, а ребенку предлагается узор нарисовать или дорисовать лучики у солнышка и т.п.?
23.02.2014
Такие пособия конечно могут быть, но они не должны быть основными. Скорее это будет помощь для моторики рук, а вот про фантазию - спорный вопрос. Ведь по сути получается, что ребенок рисует в чьей-то взрослой фантазии - это уже жесткие рамки. Но, главное чтобы помимо таких разукрашек ребенок активно рисовал сам!Я собираюсь написать пост об альтернативе раскраскам, чем пользуемся мы. Надеюсь, в ближайшее время получится)
23.02.2014
ну, вы наверное поняли,  про серию 7 гномов, Гений с пеленок. Сейчас много таких, где нужно дорисовать и долепить. Просто я воспринимала их как подмогу, ведь не на белом листе же ребенку клеить пластилин и рисовать, а сейчас понимаю, а почему бы и нет?:)) Но у меня нет худ. образования, хотя творить люблю.Спасибо, очень будет интересно все это. Ждем!)
23.02.2014
Нет, наврное поняла не совсем. Я ответила вам про разукрашки креативные, которых сейчас тоже много. А вот про 7 гномов и прочее, я бы обратила внимание на те, в которых рассматриваются именно нетрадиционные техники - доклеить ватой снег, сделать брызги, фигурки из клякс. Мне такие пособия нравятся, но опять же они не должны быть основными.Вот эта серия помнится была у нас очень популярна с дочкой
23.02.2014
как раз начали заниматься по таким пособиям) Про нетрадиционные техники понятно.а вот про эти я говорила, например  (кстати автор тот же Янушко) http://www.babyblog.ru/user/cardio/204557 В тетрадях задания - дорисовать нитки к иголке, палочки к леденцам, дорогу для поезда, ниточки к шарам. Это, как? Ребенок, как вы говорите, рисует в рамках чужой картинки и фантазии..Не могу разобраться..Хорошо это или нет.
23.02.2014
Все это хорошо, но не научит ребенка фантазировать. В пособиях такого плана упор больше идет на развитие моторики. У нас тоже многое из этих пособий есть. У меня в дневнике посты. Я лично Янушко очень люблю, потому что бывает сложно заинтересовать маленького ребенка, а в ее пособиях яркие картинки и сюжет. 
23.02.2014
спасибо, ясно!)
23.02.2014
Буду ждать, а то мы любители раскрасок!!!
04.03.2014
сегодня только по мере прочтения книг Макаровой Елены.вычитала в последней,Эдит Крамер арт-терапия с детьми.что раньше давали или пятно или закорючки,которые дети сами дорисовывали-таким же закорючками,потом рассматривали. лишние линии стирали и только потом переходили к цвету, там конечно все более грамотным языком написано,и естественно для детей по -старше,а не малышей)чаще ребенок просто говорит,ему не важно услышат его или нет, он выражает свое эгоистическое, а под ритм когда диктуешь можно малявкам тоже предлагать,только надо массу усилий положить, что бы они уловили. Ведь зарисовать движение как кружится юла или дует ветер- мало какие детки могут в 2,5-3 года....аспектов так много,Ириш я тоже почерпнула много интересного!ну и свое что читала выдала)
22.02.2014
Все очень неоднозначно действительно! И категорично ко всему относится нельзя. Мне кажется в первую очередь нужно ориентироваться на ребенка) А я вот Макарову уже несколько раз пытаюсь начать читать, и что-то она не идет у меня. Но надо обязательно осилить!
23.02.2014
конечно на ребенка все ориентирование.я и индивидуально когда занимаюсь,смотрю сначала что и как он рисует малыш или ребенок на первом занятии , а уже потом на втоторе планирую по кому будем заниматься)я за ночь прочитала одну книгу,год шла к спиральным рисункам)Сейчас читаю Арт-терапию с детьми Эдит Крамер
23.02.2014
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
Порисуем) Занятия по рисованию для детей от 1 года до 3 лет Картинная галерея. Творчество братьев Васнецовых (материал)