от Головонога до человека или стадии развития детского рисунка
Художественно-эстетическое развитиеДети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. Но у каждого рисунка есть свой "тайный язык" . Понять его несложно, если внимательно рассмотреть работу маленького художника. И даже исходя из собственных эмоций при просмотре, можно узнать, что чувствует ребенок, что творится в его душе, какие мысли поселились на этом этапе в маленькой головке. Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами.
По собственному взрослому опыту мы воображаем, что ребенок рисует так: представляет себе предмет или разглядывает его, а потом более или менее удачно копирует увиденное. Но все устроено по-другому. Ребенок пробует различные действия с кисточкой или карандашом и соотносит с ними ощущения от действий с предметами.
Если проследить за развитием детского рисунка, то можно выделитиь основные стадии, которые характеризуются общими признаками.
СТАДИЯ КАРАКУЛЬ
- Все начинается с периода марания (лишенные смысла штрихи или каракули), это скорее проба материалов, чем рисование.
Поначалу можно ограничиться одной краской, ребенку не нужна целая палитра. Основное удовольствие - ощущать краску руками и переносить ее на себя или поверхность. Поэтому цвет не важен, но все таки стоит отдавать предпочтение темным оттенкам, поскольку след от них заметнее. Мелки малышу нужны самые толстые, чтобы обхватить их кулачком. На стадии каракуль излишне хоть как-то направлять действия ребенка. Пустите все на самотек.
- Затем появляются ритмические каракули - повтор движений и схожие штрихи.
- Ассоциативный период - попытки увидеть в каракулях образ).
СТАДИЯ БЕСФОРМЕННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ, В КОТОРЫХ РЕБЕНОК НАХОДИТ СМЫСЛ
Внешне рисунок на этом этапе изменился мало, разве что чаще стал умещаться в границах листа, но для автора он кое-что значит. Ребенок часто говорит во время рисования, ритмично повторяя короткие слова. Поначалу именно ритм и характер движений вызывают у художника смысловые ассоциации. По-настоящему предметного изображения не будет, пока не будет фразовой речи. На нынешней стадии образ пока еще возникает из случайных каракулей, ассоциации подсказываются воображением, а внешнего сходства деталей может не быть вообще. Со временем к двигательным ассоциациям добавляются зрительные. Спустя какое-то время в рамках того же этапа поиск смысла в уже нарисованной картинке заменяется желанием изобразить что-то конкретное. Собираясь рисовать, ребенок задумывается о сюжете или персонаже. Но рисунок обычно не статичен, и образы могут меняться по ходу рисования.
Ребенок рисует не предмет или явление, а собственное ощущение от него!
Очень часто на этом этапе дети просят родителей или других взрослых что-нибудь нарисовать. Попытайтесь, если это возможно, не изображать предметы. В это время у ребенка быстро складываются стойкие стереотипы образов. Если взрослые демонстрируют шаблоны, то обычно дети их усваивают и не пытаются больше изменить. (Образное мышление ребенка принимает готовые изображения, не пытаясь генерировать свои собственные, и оперирует чужими клише. Именно поэтому лучше не использовать покупные раскраски, поскольку ребенок никак не участвует в процессе создания нарисованных в них картинок).
В конце этого периода образы становятся узнаваемыми и ассоциации закрепляются за изображением.
СТАДИЯ СХЕМАТИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ, построенных по определенным канонам
Излюбленная тема для рисования почти всех детей - это человек, а чаще всего рисуют дети самих себя. Поэтому легко проследить за развитием рисунка на примере изображения человека. Вот наиболее распространенные стадии:
- Голова
- Добавление деталей в ней (глазки)
- Головоног (вертикаль) (ребенок считает, что голова и ноги - все, что нужно человеку, чтобы совершать какую-либо деятельность).
- Головоног с ручками (появление горизонтали)
- Головоног с объемными ручками (происходит наполнение - ноги и руки рисуются двумя линиями, создающими видимый объем).
- Затем появляется туловище, вводятся дополнительные детали. Ребенок усваивает понятие о гиризонтали и вертикали, и его человечки начинают располагаться в соответствии с общепринятыми законами композиции: они уверенно стоят на "земле", то есть внизу рисунка. Постепенно сюжет рисунка усложняется, позы людей становятся более разнообразным, передается динамика.
Ребенка интересует теперь не только процесс рисования, но и его результат!
ПРАВДОПОДОБНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ИЛИ "ПОЛУСХЕМЫ"
На примере изображения того же человека -
Появляются правдоподобные пропорции и детали : руки присоединяются к туловищу на уровне плеч, конечности нарисованы двойными линиями, ладони оканчиваются пальцами.
Появление мелких деталей: волосы, брови, ресницы, уши. Ребенок рисует одежду и обувь, запечатлевает выражение лица, старается изобразить эмоциональное состояние человека.
Ребенок начинает рисовать объект, а не впечатление от него!
Ноги могут изображать движение, позы изменяются. Одежда украшается деталями, делаются попытки нарисовать складки и т п.
Примерно к 8-10 годам соотношение динамики, пластичности и схематизма в рисунке уравновешивается.
РЕАЛИСТИЧНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Лет с 10 рисунок становится все более реалистиеским, теряет схематизм и приобретает больше стилистических авторских черт. Появляется перспектива, стремление передать объем, накладывать тени. Формирование рисунка заканчивается, далее он лишь совершенствуется.