Развитие бытовых навыков и умений
Развитие детей второго года жизниСозрела и я для систематизации наших занятий. Перечитав основы известных методик, а также планы развития, которые выкладывают дорогие ББ-шки, стали и у меня вырисовываться некоторые категории для занятий со своим сыном. Начнем пожалуй с бытовых навыков (эту же категорию г-жа Монтессори обозначает как практические навыки). Это обучение ребенка каким-то повседневным навыкам и самообслуживанию. Думаю и без меня все знают, что зачастую эти навыки направлены также на развитие мелкой моторики, а это, как известно, положительно влияет и на развитие речи. Итак (сразу скажу, что это только пока план, что-то уже выполняем, что-то собираемся, в дальнейшем мы конечно напишем подробно и с фото как мы ему следуем):
1. Учиться есть ложкой, вилкой, ножом. У нас с этим пока не очень получается, знаю, что это умение приходит ко всем в разном возрасте, а учитывая, что мой не сильно охоч до еды, то и развитие навыка пока не имеет под собой мотивации. Но мы не сдаемся, главное предлагать. Будем тренироваться также в игровой форме:
- пересыпать крупу ложкой из одной емкости в другую,
- переливать воду из чашки в чашку или, используя детскую посудку (у нас ее пока нет, играем взрослой, но хотим такую и такую, да и вообще хотим всю кухню икеа), наливать в кувшин и разливать чай по чашкам «гостям», также можно поучиться капать из пипетки


- резать одноразовым пластиковым ножом пластилин (кстати у нас есть Play-Doh и еще такой и мы оба едим, прям не знаю что и делать с этим) или банан (под контролем!!!), нанизывать на шпажки (накалывать вилкой)


- сервировать стол и кормить куклу, мишку, зайку и других зверей
- щипцами (или руками) раскладывать мелкие предметы (мячики, марблс, помпоны, яйца игрушечные - у нас яйца-сортер с Алиэкспресс за копейки, сын подолгу возится с ними, фасоль, нут, макароны, крупные пуговицы, бусины, гидрогелевые шарики) в форму для кексов, лоток для яиц или просто перекладывать из одной емкости в другую, можно сортировать по цвету или форме




- складывать кастрюли друг в друга, доставать, а затем ставить на место, открывать и закрывать крышки.
- Собрать в коробку различные пустые емкости с разным механизмом закрывания/открывания и давать потренероваться
2. Пить из поильника с трубочкой, из чашки. У нас пока первый вариант, второй предлагаю, но безрезультатно, просто берет и выливает на столик и хлюпается руками.
3. Учиться чистоте и опрятности во время еды. Пользоваться салфеткой во время еды (промакивать ротик). Если что-то упало или пролилось на столик сразу вытирать (акцентируя на этом внимание, но не ругая), после еды, если испачкалась одежда, указать на это пальчиком и переодеть (опять же не ругая). Изредка позволять порисовать едой (пюре или творожком на столике))
4. Учиться вытирать со стола, вытирать пыль, подметать, пылесосить, мыть пол. Пол мыть двумя тряпками. Можно дать губку и попросить собрать пролитую воду со стола, выжимать воду из губку в чашку. Ближе к 3м думаю учить мыть посуду, начнем с того, что будет вытирать и расставлять, потом поменяемся ролями)) или будм пробовать мыть игрушечную губкой с мылом. Не знаю в каком возрасте начинают учить выносить мусор? (как-то хочется мужика воспитать, с обязанностями, а не так, чтоб вокруг него все крутились подай-принеси) Думаю начну прививать эту привычку тогда, когда научится хорошо мыть руки))
5. Учиться чистить зубы щеткой, мыть руки (самому при этом открывать и закрывать кран), вытирать руки полотенцем, причесываться. Пометка себе: купить табуретку под ножки в ИКЕЕ!!! такой Сюда же напишу - учиться сморкаться (но это позже).

6. Выполнять просьбы (принеси, подай, отнеси).Относить мусор в мусорку, ставить на место книги, убирать игрушки, собирать лего в коробку, искать вместе то, что потеряли.
7. Одеваться и складывать. Сначала учить снимать/одевать носки, шапку (варежки), штаны, а затем уже посложнее, там где есть пуговицы и другие застежки, а также снимать/одевать обувь. Можно поиграть примеряя перед зеркалом различные шапки ребенку, маме, игрушкам. Учить после того как снял одежду аккуратно сложить ее и убрать в шкаф или комод. Попозже учить после прогулки мыть обувь. По возможности заказать у рукодельниц развивающую книжку с пуговицами, крючками, кнопками, молниями, шнурками. Или различные шнуровки: наш фаворит пока яблоко и шнуровка-бусы


8. Поливать и ухаживать за цветами, работать летом в огороде у бабушки с дедушкой. Поливать из лейки дома, а лучше на улице. Полоть грядки.
9. Стирка и глажка. Относить грязные вещи в корзину для грязного белья, помогать загружать машинку (сортировать темное и светлое, например), помогать развешивать белье (подавать одежду, прищепки, учить крепить прищепку и вешать самому), ставить на место тазик. С глажкой пока сложно, глажу пока спит, т.к. боюсь, что подскочит и потянет за утюг. Хочу попробовать купить сыну игрушечный утюг, пусть пока я глажу гладит себе))
10. Учить открывать и закрывать дверцы, которые можно. Шкаф, комод, кухонные ящики, двери. Вызывать лифт, нажав на кнопку. Открывать домофон. Закрывать/открывать ключом двери. Еще хочу купить доску с разными задвижками такого плана или самим сделать подобное.

11. Готовить вместе:
· Суп - учить мыть щеткой овощи, чистить, тереть на терке, резать (это позже)
· Кашу - наливать воду в кастрюлю (открывать кран самому), сыпать крупу, перебирать и промывать крупу
· Заниматься совместной выпечкой
12. Учиться разбирать сумки после похода в магазин (называть что это и где лежит, класть туда где это хранится).
13. Учить работать с инструментами. Отвертка, молоток игрушечные и настоящие. Крутить гайки, болты, забивать гвозди. Можно играть в стучалку, забивать колышки.

14. Учить работать ножницами. Резать бумагу и ткать.
Так я палки изъяла)) выдаю поиграть только под присмотром)
Скажите, а вот тематические недельки (я просто посмотрела что вы и ими занимаетесь, по сообществам), в годик какие можно ? может посоветуете?