Прогулки по лету
Изучаем окружающий мир (тематические занятия и циклы занятий)
Начну с описания материала. Он получился достаточно объемный. Конечно, включить в него все лето от и до значило бы «объять необъятное». Но я честно старалась. Итак, всего в материале 30 страниц формата А4 (как в цветоиграх), по 9 карточек на каждой странице.
Тематических зон получилось шесть с небольшим седьмым дополнением. В каждой зоне мы периодически бываем, ходим, гуляем, наблюдаем. За основу взяты растения и животные, которых мы встречаем каждый день или потенциально можем встретить в нашей полосе. В некоторые подборки специально включены карточки, «героев» которых в нашей полосе можно и не встретить, но тем не менее познакомить с ними малыша я считаю целесообразным, да и они полезны для разных вариаций игр с карточками. Все карточки подписаны, хотя в некоторых из них подпись и не требуется. Более половины использованных фото - из личного фотоархива, остальные подбирала в разных интернет-источниках.
Ладно, меньше слов, как говорится, к делу.
Первая тематическая зона - луг. Она включает в себя 5 подборок:
1) растения, которые можно встретить вдоль дорог;
2) растения, часто встречающиеся на самом лугу (2 подборки);
3) насекомые;
4) бабочки.
Вторая тематическая зона - река (так получилось, что мы еще в мае и начале июня успели съездить в наши любимые красивомеченские края, заночевать в палатке, а там и всласть погулять по лугу и вдоль речки) - включает в себя 3 подборки:
1) растительность на речке и около нее;
2) речные обитатели;
3) транспорт, который можно встретить в речных водах.
Третья тематическая зона - дача (огород) (где мы тоже с Настей периодически бываем) - включает в себя 7 подборок:
1) что растет на грядках;
2) урожай с грядок;
3) деревья и кустарники на даче;
4) соответствующие ягоды и плоды;
5) цветы (две подборки);
6) разное (понемногу ото всюду, что не уместилось в предыдущих подборках, но очень хотелось, чтобы это тоже было).
Следующая тематическая зона тесно связана с предыдущей - это деревня. Деревня для меня - отдельные воспоминания из детства (хорошие и не очень). Тема, можно сказать, пройдена пешком). Она включает в себя 4 подборки (деревенские грядки можно найти на «даче-огороде»):
1) сенокос (самая что ни на есть летняя деревенская забота));
2) деревенские обитатели (птички, домашние животные);
3) колхозные поля и их растительность;
4) разное (опять же что не вместилось).
Пятая тематическая зона - лес. Для меня - теснейшим образом связан с деревней. Все опять же «опробовано на себе». Я даже лося однажды видела и слышала, как хрюкал кабан)). Итак, лес включает в себя 6 подборок:
1) грибы (Настина любимая тема);
2) лесные ягоды (ооо, как не любила я походы по ягоды, а сейчас бы с удовольствием сходила!);
3) лесные обитатели;
4) лиственные деревья;
5) кора лиственных деревьев;
6) хвойные деревья.
Следующая зона - конечно, море. Тут оно скорее представлено как поездка в отпуск. Включает в себя 4 подборки:
1) фрукты, с которыми ассоциируется лично у меня юг и море (надеюсь, вполне объективно);
2) морские обитатели, которых можно встретить, не ныряя под воду;
3 и 4) морские ассоциации (волны, следы на песке, песочный замок, водные горки в аквапарке и другие ностальгические прекрасности)
И последняя подборка посвящена вечеру на природе. Песни под гитару, палатка, костер и т.д. - каждая картинка бесконечно знакома и любима всем сердцем).
А теперь быстренько пробегусь по играм с нашими карточками). Так получилось, что я далеко не все карточки успела привести в порядок ( то есть наклеить на картон и скруглить углы).
1. Проще всего - просто посмотреть подборку, показать малышу и сказать название каждого растения, фрукта или гриба. А потом можно попросить назвать и показать пальчиком. Но это у многих давно пройденный этап, поэтому двигается дальше)).
2. Находилка. Мы иногда берем те или иные карточки с собой. Например, сегодня мы решили понаблюдать за жуками или бабочками. Мы с Настей бродим по нашему псевдолугу (полянка около обычной школы), смотрим за насекомыми. Я ей показываю карточку и прошу: «Настя, давай найдем шмеля (или жука-пожарника, или клопа-солдатика) и тд. Обычно проходит на ура. Ей очень нравится эта игра. Можно так играть с бабочками, жуками, корой, деревьями, цветами на даче. В общем, со значительной частью карточек из подборки.
3. Усложняем «находилку» и превращаем ее в «запоминалку». Например, один день мы наблюдали за бабочками. Потом вернулись домой, достали наши карточки с бабочками. Я попросила Настю положить в одну кучку тех, что она видела, а тех, что не видела - в другую). Неплохая тренировка памяти. Другой вариант запоминалки - исключение. Например, мы трогали разную кору деревьев. А потом дома я попросила ее показать ту кору, которую она не видела и не трогала. Она угадала, отложив в сторону чинару.
4. Другой вариант поиска исключений в нашем материале - исключить из имеющегося ряда что-то, не соответствующее общим признакам. Например, рассматриваем то, что растет на грядках. В основном - это овощи. Но и клубника тоже растет на грядках. Но это ягода. Смело исключаем). Или смотрим, какие ягоды растут в лесу, а среди них вдруг находим орехи).
5. Группировка и сортировка. Не скажу что огромный простор, но все-таки достаточно сортеров в нашей игре имеется). Например, можно отсортировать хвойные деревья от лиственных, ягоды из леса от ягод на дача, фрукты от овощей, а дачные цветы от луговых.
6. Лото и поиск пары. Есть и такие варианты. Например, кору деревьев можно «найти к листьям», овощи - к растениям, на которых они растут.
И вот еще поиск пары Настя организовала))
А еще глядя на ностальгические кадры типа зеркального отражения, хочется и хочется рассказывать малышу всякие истории из жизни, да и просто с тем или иным явлением связанные. Ведь в конце концов - исследователи - это мы вместе). И когда в такие исследования играет вся семья, жизнь наша становится счастливее что ли)).
Ну все, потянуло на лирику. Пора возвращаться на землю. Дорогие мамочки, материал, как и "Цветоигры", платный. Цена подборки - 150 рублей. О желании приобрести материал прошу написать в личку. Пришлю реквизиты. Для тех кто уже покупал мой первый материал, скажу, что реквизиты те же. Только сообщайте, пожалуйста, день перевода и последние цифры карты или номер отделения банка. Для тех, кто не в России - оплата материала доступна через PayPal, Webmoney, Яндекс.Деньги. После получения оплаты присылаю ссылку на архив с подборками. Антивирусом проверен.
Надеюсь, что наш с Настей материал пригодится и разнообразит ваши летние прогулки. Желаем всего самого интересного и познавательного! А еще мы хотим сделать дневник нашего лета, где будем записывать интересные наблюдения, клеить фото, делать разные пометки. Сейчас это все пока существует в каких-то отдельных деталях. Но надеюсь систематизировать). Еще раз удачи вам!
Р.S. Девочки, если вдруг я долго не отвечаю - скидывайте в личку свою почту! А то меня банят иногда(