2 месяца. Массаж и гимнастика.
Развитие от 0-3 месяцевВозможно кому-нибудь будет полезным.
Нарезка упражнений из разных книг. Не обязательно все упражнения выполнять сразу, можно использовать их в течении дня.
Выберите теплое, спокойное место, где не бывает сквозняков.Не начинайте ритуал, пока ребенок не почувствует себя комфортно (и вы тоже). Массаж можно делать на полу, столе, кровати траве, пляже. Включите успокаивающую музыку.Выберите часы, когда вы никуда не торопитесь, вас никто не побеспокоит, а ребенок готов расслабиться. Некоторые родители любят начинать день с утреннего массажа. Другие же предпочитают делать его перед тем, как вздремнуть. Детей, страдающих коликами, лучше всего массировать во второй половине дня или ранним вечером, до того, как обычно начинаются боли. Иногда массаж в эти часы предотвращает их наступление.Сядьте так, чтобы и вам, и ребенку было удобно. Можно расположиться на полу у кровати или у стены, сесть на колени на кровати. В первые месяцы детям нравится лежать, как в колыбельке, на ваших коленях, когда вы сидите со скрещенными ногами, можно вытянуть ноги перед собой. Положите ребенка на покрытое пеленкой одеяльце или сухое согретое полотенце Когда ребенок вырастет из такой колыбельки, садитесь, вытянув ноги по сторонам от него так, чтобы он оказался в середине. Пусть у вас под рукой всегда будет сухая пеленка на случай, если ребенок обмочится.
Опытные массажисты подчеркивают, что ребенок должен с удовольствием ожидать предстоящие процедуры. Они советуют перед тем, как приступить к массажу, поговорить с малышом, спросить: «Тебе нравится массаж?» Дети воспринимают установку, узнают событие, за которым последует другое знакомое действие.
РУКИ.
Возьмите малыша за правую ручку. Нежно погладьте её по направлению от запястья к плечику, обходя локтевой сгиб, а затем к подмышечной впадине. Сделайте кольцевое растирание. Для этого обхватите ручку ребенка за запястье большим и указательным пальцами и растирайте в том же направлении, как при поглаживании. Помассируйте бугорок у основания большого пальца. Погладьте ладошку сначала по часовой стрелке большим пальцем с нажимом,а затем без нажима указательным. Погладьте каждый пальчик по боковым сторонам от ладошки к кончикам, легко нажмите на каждый ноготок. Поотводите в сторону большой пальчик. Повторите массаж с левой ручкой.
Сорока-белобока кашку варила, деток кормила,
Этому дала-он дрова рубил,
Этому дала-он воду носил,
Этому дала-он печку топил,
Этому дала-он кашу варил,
А этому ничего не дала!
Он на печи лежал ничего не делал!
А для другой руки можно так:
Сорока-белобока кашку варила, деток кормила,
Этому дала-он на баяне играл,
Этому дала-он ему подпевал,
Этому дала-он стихи читал,
Этому дала-онна стол накрывал,
А этому ничего не дала!
Он на печи лежал ничего не делал!
1) Встряхивание рук. И.п.: ребенок лежит на спине ногами к вам. Обхватите его кисти так же, как при массаже, и нежно встряхните их, слегка разводя в стороны. Если вы почувствовали, что малыш сопротивляется, значит, к этому упражнению он еще не готов (тонус мышц-сгибателей еще слишком высок). В этом случае проведите проглаживание рук и переходите к следующему пункту занятий.
2) Разведите руки в стороны и подвигайте, имитируя движение крыльев птицы.
Ой, люли-люли-люли
Прилетели журавли.
Как они летели
Все на них глядели
Как они садились
Все на них дивились
3) Вложите свои большие пальцев в ручки ребенка. Другими пальцами обхватите его пальчики. Вытяните правую руку вверх,а левую - опустите вниз. Чередуйте положение рук, повторим упражнение 3-4 раза.
Аты-баты, шли солдаты
Аты-баты, на базар
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар!
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, 5 рублей!
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой!
4) Разведите руки малыша в стороны, положите их на стол, затем скрестите их на груди и верните в исходное положение.3-4 раза
Тяну-тяну холсты на рубашечку,
Тяну-тяну холсты на полотенчико
5) Одной рукой возьмите ручку ребенка,вложив свой большой палец ему в кулачок. Отведите руку в сторону, положите на стол, прижав другой рукой плечо ребенка к столу. Сгибайте и разгибайте ручку в локте 3-4 раза. Повторите это упражнение сс другой рукой.
6) Возьмите ручку за предплечье и легонько поверните ладошку сначала влево, затем вправо. Теперь согните ручку в лучезапястном суставе. Повторите это упражнение сс другой рукой.
7) Умывание. Обе ручки взять в свои и немножко потрясти ими. Затем выполнить умывательное движение вокруг лица сначала одной ладошкой, а затем другой.
Все котятки мыли лапки
Вот так! Вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки
Вот так!Вот так!
8) Хлопаем ладошками или кулачками,если ручки еще не раскрыты
Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки!
Что ели?
Кашку!
Что пили?
Бражку?
Кашка-масленная
Бражка-сладенькая!
Гули-гули полетели
На головку сели!
НОГИ.
Удерживайте ножку одной рукой, а другой перехватывайте ножку от лодыжки до ляжек. Затем, удерживая ляжку двумя руками на манер бейсбольной биты, осторожными скручивающими и сжимающими движениями перемещайте ладони от ляжек до ступней. И, наконец, прокатывайте ножку между ладонями от колена до лодыжки. При перемещении к ступне несколько раз несильно нажимайте большими пальцами, в то время как ваши ладони обхватывают лодыжку и ступню. Завершайте массирование ног легкими поглаживающими движениями от бедер к ступням.
Возьмите ребенка правой рукой за голеностопный сустав, средний и указательный пальцы левой поместите на тыльную часть стопы, создав опору. Большим пальцем левой руки выполняйте энергичные круговые движения, поглаживая подошву. Можно выполнять этот прием, «рисуя» на стопе восьмерку. Поменяйте положение рук и помассируйте другую стопу.
Рефлекторное сгибание и разгибание стоп.Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Захватите его ногу у голени и кончиком пальца резко нажмите на точку, находящуюся на подошве у основания пальцев. В ответ на это раздражение малыш должен согнуть стопу. Затем тем же пальцем с нажимом проведите по наружной стороне стопы в направлении от мизинца к пятке.Реакцией малыша должно быть рефлекторное разгибание пальцев.Каждое упражнение нужно повторить 3-4 раза. Переберите пальчики на ножках
Горошка,горошка,горошка,горошка
Фасолька!
Поколачивание стоп. Легонько пробежитесь кончиками пальцев по стопе
Кую-кую ножку
На дальнюю дорожку!
Надо коника ковать,
Чтоб далеко ночевать!
1) Скользящие шаги. Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Ноги согнуты в коленях, ступни упираются в стол. Обхватите голени ребенка, затем с легким встряхиванием выпрямите ногу, скользя стопой по поверхности стола, согните её.
По большой дороге
Шли большие ноги:
ТОП-ТОП-ТОП!
А по маленькой дорожке
Шли маленькие ножки:
топ-топ-топ!
2) Пассивное топание. Легонько потопайте пяточками по поверхности.
Побежали по дорожке
Наши маленькие ножки.
Ножки, ножки,
Вы куда бежите?
В лесок, на мысок,
Избушку мшить,
Чтоб не холодно жить!
3) "Велосипед". Сгибайте и распрямляйте поочередно ноги. Для этого одну ножку возьмите за голень, согните в коленки прижмите к животу. Другая ножка осторожно выпрямлена.
Мы едем, едем, едем в далёкие края,
Хорошие соседи, счастливые друзья!
Нам весело живётся, мы песенку поём,
А в песенке поётся о том, как мы живём!
Тра-та-та, тра-та-та, мы везём с собой кота,
Чижика, собаку, петьку - забияку,
Обезьяну, попугая, вот - компания какая!
Вот - компания какая!
4) Возьмите обе ноги за пятки и поочередно притягивайте стопы к бедру противоположной ноги.3-4 раза
5) Ладушки ножками.
Ладушки, ладушки!
Испекли оладушки.
На окно поставили,
Остывать оставили,
Остынут-поедим
И воробышкам дадим
Воробышки прилетели,
Все оладушки съели
Кыш,кыш,полетели!
ЖИВОТ.
Для массирования живота положите руку на руку и, совершая круговые движения, перемещайтесь от грудной клетки вниз. Затем по животику по часовой стрелке. Собирание животика. Чтобы выполнить это упражнение, вам нужно найти 3 точки:
1) Сбоку в верхней части живота,там, где заканчиваются ребра;
2) Сбоку внизу живота можно найти выступающую кость - это верхняя передняя точка гребня подвздошной кости;
3) Сбоку,посередине между двумя точками, которые вы уже нашли
Теперь "соединяйте" животик - чиркающими движениями, как будто зажигаете спичку, соединяйте эти точки с серединой живота, не касаясь пупка, сверху вниз.
Погладьте животик по часовой стрелке 5 раз.
Положите свои руки вдоль животика по обеим сторонам от пупка, не касаясь его. "Чиркающими" движениями ведите по животику левую руку вверх,а правую вниз. 5 раз.
Снова погладьте по часовой стрелке 5 раз.
Заканчивайте массаж живота, «пробегаясь» по нему кончиками пальцев.
1) Пресс. И.п.: ребенок лежит на спине ногами к вам. Подложите обе ладони под спину малыша, одновременно поддерживая его голову, и обоприте его стопы о свой живот. Медленно поднимите руки как можно выше, затем медленно опустите их
Хорошенький-хорошок,
Пригоженький-пригожок,
Стройненький-стройнишок,
Родненький-роднишок.
ГРУДЬ.
Массируя грудь, совершайте разглаживающие движения от центра к бокам и обратно, как будто разглаживаете страницы в книге. Подушечками пальцев обеих рук: левая против часовой стрелки, а правая по часовой стрелке. 5 раз.
СПИНА.
В последнюю очередь массируется спинка, это самое приятное. Подушечками пальцев делайте небольшие круговые движения по всей спинке, слегка растирая ее. Затем легко пройдитесь кончиками пальцев со спинки по ягодицам и по ножкам до лодыжек.Погладьте ладонью сначала одну ягодицу,а потом другую от тазобедренного сустава по направлению к анусу. Немного пощипайте и еще раз погладьте.
На малышку глядя,
Спинку мама гладит:
Рыбка по морю плывет,
Белка хвостиком метет,
Как по небу облачкa
Мы погладили бочкa.
Как летят снежинки,
Так мы гладим спинку!
1) Лягушонок. И.п. лежа на животе. Ножки согнуты так, чтобы стопы соединились, после чего, придерживая ребенка одной рукой за поясницу, стараться дотронуться пяточками до ягодиц, слегка пружиня.
Лягушка, лягушка,
Четыре лапки - брюшко
на болоте живет,
Свою песенку поет так:
Квак, квак, квак!
2)Рефлекторное упражнение «ползание» Исходное положение: ребенок лежит на животе, ноги согнуты, колени разведены в стороны, стопы вместе. Не касаясь подошв малыша, осторожно подведите пальцы обеих рук под плюсну (тыльную поверхность стоп) малыша Затем большими пальцами одновременно дотроньтесь до обеих его подошв. В ответ на раздражитель ребенок должен энергично оттолкнуться, разогнув ноги и продвинувшись вперед. При выполнении этого упражнения ваши руки должны быть плотно прижаты к опоре, в противном случае малыш просто оттолкнет их и останется на месте.
3) Формирование опорной функции рук. И.п. Ребенок лежит на животе. Поддерживая ребенка правой рукой "вилочкой" за голеностоп, а левой - под грудью, приподнимите малыша над поверхностью стола. Постарайтесь опустить его как можно дальше от себя так, чтобы он хотя бы немного оперся о стол ладошками или кулачками выпрямленных рук. Ножки не отпускайте, они приподняты выше ягодиц. Поддерживая ребенка под грудью,провезите его к себе, чтобы ладошки погладили стол.
Шла собака через мост,
Четыре лапы, пятый - хвост.
Если мост обвалится,
То собака свалится.
4) Рефлекторное разгибание позвоночника. Исходное положение: Ребенок лежит на правом боку, ногами к взрослому. Зафиксируйте левой рукой положение малыша, положив лежащую сверху левую ногу перед правой. Указательным и средним пальцами правой руки проведите точечный массаж снизу вверх по бокам от позвоночника. В ответ на это малыш прогнет спинку. Если ребенок не реагирует, повторите этот массаж несколько раз, усилив давление. Повторите это упражнение, положив ребенка на другой бок.
В небе радуга висит,
Детвору веселит
По ней как с горки
Едет Егорка,
Петух, кот, свинья,
А за ними я!
5) Покачивание в позе «эмбриона». Исходное положение: соедините руки ребенка на груди, согнутые ноги подтяните к животу, соединив при этом стопы и разведя колени, голову наклоните к груди . Одной рукой придерживайте конечности, другой - голову. В этом положении (позе «эмбриона») покачивайте малыша в разных направлениях: вправо-влево, вперед-назад и по кругу, в каждую сторону по 2-3 раза. Это упражнение успокаивающе воздействует на нервную систему ребенка и его вестибулярный аппарат, поэтому его рекомендуется проделывать несколько раз в день.
6) Рефлекторные повороты. И.п.: На спине ногами ко взрослому. Поверните голову ребенка вправо, слегка нажав на левую щечку. Затем аккуратно возьмите левую ручку за согнутый локоток - правой рукой, левую ножку за согнутую коленку - левой рукой. Теперь сделайте движение вокруг вертикальной оси ребенка, стимулируя его на поворот со спины на правый бок. Слегка отпустите руки. Если малыш задержался в положении на боку, постарайтесь сохранить положение малыша, зафиксировав только его левое колено, которое слегка перекиньте через правое.
7) Рефлекторная ходьба. И.п.: Ребенок чуть наклоняется вперед, взрослый держит его под мышки спиной к себе. Не сдавливайте грудную клетку и молочные железы. Обеспечьте малышу твердую опору. Хорошо, если она будет немного шероховатая или прохладная - тогда рефлекс будет ярче. Он заключается в том, что при соприкосновении подошв и пальчиков с твердой опорой малыш делает рефлекторные шаги. Ведите ребенка, слегка перенося вес его тела то на одну, то на другую ногу. Следите за тем, чтобы ребенок полностью ставил свои стопы на опору ( не позволяйте ему ходить "на цыпочках")
Эх,топни нога!
Топни, правенькая!
Все равно плясать пойдешь,
Хоть и маленькая!
ЛИЦО.
Для лица есть особые приемы - разглаживание всей ладонью, легкие нажатия, смещение кожи большими пальцами, круговые движения пальцами и, наконец, «прочесывание» от середины лба по щечкам легкими движениями кончиков пальцев. Нежно оттягивайте мочку уха вниз 10-15 раз.
Густой лес, (гладим корни волос на границе со лбом движением вверх к голове)
Чисто поле, (круговые движения по лбу)
Две тополи, (разглаживаем бровки)
Два оконца, («рисуем» глазки)
Две подушки, (гладим по кругу щёчки)
Римбимбуля, (поглаживем переносицу)
Лепетуля, (проводим по губкам)
Точка.(нажимаем на бородку)