3 месяца.Массаж и гимнастика.
Развитие от 3-6 месяцевМоя подборка из разных книг. Может кому пригодится.
Проводите занятие через 30-40 минут после еды. Проветрите помещение сквозным методом. Т.е. например откройте дверь и окно. Вымыйте руки, подстригите ногти, снимите кольца. Руки согрейте. Включите тихую приятную музыку. В хорошую погоду массаж желательно проводить на балконе или на улице.
РУКИ.
Массаж:
И.п. Лежа на спине
а)5-6 поглаживаний от кисти к плечу
б) 2-3 раза кольцевое растирание 3-4 оборота до локтя,5-6 до плеча
в)2-3 поглаживания
г) Помассируйте бугорок у основания большого пальца. Погладьте ладошку сначала по часовой стрелке большим пальцем с нажимом,а затем без нажима указательным. Погладьте каждый пальчик по боковым сторонам от ладошки к кончикам, легко нажмите на каждый ноготок. Поотводите в сторону большой пальчик. Повторите массаж с левой ручкой.
Сорока-белобока кашку варила, деток кормила,
Этому дала-он дрова рубил,
Этому дала-он воду носил,
Этому дала-он печку топил,
Этому дала-он кашу варил,
А этому ничего не дала!
Он на печи лежал ничего не делал!
А для другой руки можно так:
Сорока-белобока кашку варила, деток кормила,
Этому дала-он на баяне играл,
Этому дала-он ему подпевал,
Этому дала-он стихи читал,
Этому дала-онна стол накрывал,
А этому ничего не дала!
Он на печи лежал ничего не делал!
г)Потрясите ручки. Сначала взяв за запястье,затем за предплечье и за плечо. Издавайте смешной звук. Например : БЗ-з-з!
Упражнения:
1) Взять кисти ребенка в свои и, слегка встряхнув ими, разводим в стороны и поднимаем вверх над головой. Через несколько секунд опускаем и прижимаем их к грудной клетке.4-5 раз
2) Постучать погремушкой по ладошке.
3) Разведите руки малыша в стороны, положите их на стол, затем скрестите их на груди и верните в исходное положение.6-8 раз
Тяну-тяну холсты на рубашечку,
Тяну-тяну холсты на полотенчико
4) Бокс. И.п. руки согнуты и прижаты к грудной клетке. Поочередно выпрямляйте ручки, направив их к себе
Идет кузнец из кузницы
Несет кузнец два молота
Тук-тук, тук-тук,
Да ударил разом вдруг!
5) Попеременно поднимайте одну руку за голову,а вторую опускайте вдоль туловища. Движения мягкие плавные, но в тоже время настойчивые
Аты-баты, шли солдаты
Аты-баты, на базар
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар!
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, 5 рублей!
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой!
6) Хлопаем ладошками
Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки!
Что ели?
Кашку!
Что пили?
Бражку?
Кашка-масленная
Бражка-сладенькая!
Гули-гули полетели
На головку сели!
7) Разведите руки в стороны и подвигайте, имитируя движение крыльев птицы.
Ой, люли-люли-люли
Прилетели журавли.
Как они летели
Все на них глядели
Как они садились
Все на них дивились
8) Умывание.И.п.: ребенок лежит на спине ногами к вам. Обе ручки взять в свои и немножко потрясти ими. Затем выполнить умывательное движение вокруг лица сначала одной ладошкой, а затем другой.
Все котятки мыли лапки
Вот так! Вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки
Вот так!Вот так!
9) Как на (имя ребенка) именины
Испекли пирог из глины
Вот такой вышины (ручки вверх)
Вот такой нижины (ручки вниз)
Вот такой ширины (в стороны)
Вот такой ужины (сгибаем ручки, чтобы кулачки оказались у плечиков)
НОГИ.
Массаж:
а) 2-3 поглаживания от стопы к бедру
б) кольцевое растирание. Большим и указательным пальцами обеих рук плотно обхватите нижнюю часть голени.3-4 оборота до колена.
в) 5-6 раз Наружную поверхность бедра разотрите подушечками пальцев.
г) 2-3 поглаживания от стопы к бедру
д) помассируйте подъем стопы
е) пощипайте легонько связки между пяткой и голенью
ж) погладьте и энергично разотрите стопу сначала "восьмеркой", а затем "семеркой"
з) растирайте наружный и внутренние края стопы от пятки к пальцам
и) поколачивайте тыльной стороной указательного и среднего пальцев. 8-10 раз от пятки и обратно
к) ввинчивающие движения в выемке стопы
л) поколачивание стоп. Легонько пробежитесь кончиками пальцев по стопе
Надо (имя ребенка) подковать
Пойдет (имя ребенка) танцевать!
Танцуй, танцуй, танцуй!
м) переберите пальчики на ножках
Горошка,горошка,горошка,горошка
Фасолька!
н) рефлекторное сгибание и разгибание стоп.
Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Захватите его ногу у голени и кончиком пальца резко нажмите на точку, находящуюся на подошве у основания пальцев. В ответ на это раздражение малыш должен согнуть стопу. Затем тем же пальцем с нажимом проведите по наружной стороне стопы в направлении от мизинца к пятке.
Реакцией малыша должно быть рефлекторное разгибание пальцев.Каждое упражнение нужно повторить 3-4 раза.
о) потрясите ножки. Сначала держа за стопу, затем за голень и за бедро. Издавайте смешной звук.
Упражнения:
1) Правой рукой взять левую кисть и левую лодышку. Поднесите их ко рту ребенка. Поменяйте руки. Потом вложите в левую руку ребенка его ножку, чтоб он удержал ее немного. Затем поднесите их ко рту. Колени должны быть разведены в стороны (!)
Туки-тук,туки-тук,
Прилетели сорок мух
Прилетели, поглядели,
Туки-тук,туки-тук.
2) Пассивное топание. Легонько потопайте пяточками по поверхности. Затем положите свои ладони на колени ребенка. Теперь слегка надавите на них, чтобы они легли справа от вас и наоборот. Если он стремится перевернуться на живот, помогите.
Побежали по дорожке
Наши маленькие ножки.
Ножки, ножки,
Вы куда бежите?
В лесок, на мышок,
Избушку мшить,
Чтоб не холодно жить!
3) "Велосипед". Сгибайте и выпрямляйте поочередно ноги. Для этого одну ножку возьмите за голень, согните в коленкеи прижмите к животу. Другая ножка осторожно выпрямлена.
Мы едем, едем, едем в далёкие края,
Хорошие соседи, счастливые друзья!
Нам весело живётся, мы песенку поём,
А в песенке поётся о том, как мы живём!
Тра-та-та, тра-та-та, мы везём с собой кота,
Чижика, собаку, петьку - забияку,
Обезьяну, попугая, вот - компания какая!
Вот - компания какая!
4) Сведение разноименных рук и ног. Локоток к коленке.
Ножки-качишки
Пошли молотить,
Ручки-хватишки
Сенцо волочить!
5) Скользящие шаги.Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Ноги согнуты в коленях, ступни упираются в стол. Обхватите голени ребенка, затем с легким встряхиванием выпрямите ногу, скользя стопой по поверхности стола, согните её.
По большой дороге
Шли большие ноги:
ТОП-ТОП-ТОП!
А по маленькой дорожке
Шли маленькие ножки:
топ-топ-топ!
6) "Угол". 3-5 раз. Левой рукой возьмите ножки ребенка в области коленей, а правой голени снизу. Аккуратно поднимайте выпрямленные ножки до вертикального положения и медленно опускайте.
7) Возьмите обе ноги за пятки и поочередно притягивайте стопы к бедру противоположной ноги.3-4 раза
8) Похлопайте стопами.
Ладушки, ладушки!
Испекли оладушки.
На окно поставили,
Остывать оставили,
Остынут-поедим
И воробышкам дадим
Воробышки прилетели,
Все оладушки съели
Кыш,кыш,полетели!
ЖИВОТ.
Массаж:
а) для массирования живота положите руку на руку и, совершая круговые движения, перемещайтесь от грудной клетки вниз.
б) затем по животику по часовой стрелке.
в) собирание животика. Чтобы выполнить это упражнение, вам нужно найти 3 точки:
1) Сбоку в верхней части живота,там, где заканчиваются ребра;
2) Сбоку внизу живота можно найти выступающую кость - это верхняя передняя точка гребня подвздошной кости;
3) Сбоку,посередине между двумя точками, которые вы уже нашли
Теперь "соединяйте" животик - чиркающими движениями, как будто зажигаете спичку, соединяйте эти точки с серединой живота, не касаясь пупка, сверху вниз.
г) погладьте животик по часовой стрелке 5 раз.
д) положите сови руки вдоль животика по обеим сторонам от пупка, не касаясь его. "Чиркающими" движениями ведите по животику левую руку вверх,а правую вниз. 5 раз.
е) снова погладьте по часовой стрелке 5 раз.
ж) заканчивайте массаж живота, «пробегаясь» по нему кончиками пальцев.
Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком,
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живет?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котенок.
Улыбается ребенок.
ГРУДЬ.
Массаж:
Массируя грудь, совершайте разглаживающие движения от центра к бокам и обратно, как будто разглаживаете страницы в книге. Подушечками пальцев обеих рук: левая против часовой стрелки, а правая по часовой стрелке. 5 раз.
Упражнения:
1) 6 раз. Обе руки поместите под плечи ребенка, чтобы большие пальцы лежали на плечевом суставе сверху, а средние пальцы сзади слегка поддерживали голову. Потяните плечевой пояс на себя так, чтобы малыш максимально согнул голову вперед, достав подборотком грудную клетку. Плечики тоже идут вперед и ребенок удерживает голову и тянет ее еще дальше.
2) Правая рука ребенка поднята вверх. Положите согнутую левую ногу на прямую правую. Задержите в положении на боку. 2-3 раза в каждую сторону.
3) Поворачивайте ребенка на живот за ручку
Толкачки-рогачки,перевертыши!
4) Приподнимайте ребенка за ручки из положения лежа в положение полуприсяда. Не сажайте полностью
Вот (имя ребенка) садится
Вот (имя ребенка) ложится.
Смотрит дите на игрушку,
Как качают погремушку
СПИНА.
Массаж:
Посмотрите, дождь полил и щеночка намочил.
(поглаживание по спине)
Он бежит к себе домой весь до ниточки сырой.
(поколачивание пальчиками)
АВ АВ АВ
Посмотрите, дождь полил воробьишку намочил.
(растирание по кругу ладошками)
Он летит к себе домой весь до ниточки сырой.
(«бег пальчиками)
ЧИВ ЧИВ ЧИВ
Посмотрите, дождь полил, лягушонка намочил.
(разминание-легкое пощипывание)
Прыгает к себе домой весь до ниточки сырой.
(ладошки «прыгают» по спине)
КВА КВА КВА
Ой, ой, ой! Дождь полил и утёнка намочил.
(вибрация - ладошки «боятся»)
Он идёт к себе домой весь до ниточки сырой.
(«качаются» из стороны в сторону)
КРЯ, КРЯ, КРЯ
Ой, ой, ой! Дождь полил, медвежонка намочил.
( мишка не боится, поглаживание по спине)
Мишка топает домой весь до ниточки сырой.
(поглаживание по спине)
У, У, У
Затем легко пройдитесь кончиками пальцев со спинки по ягодицам и по ножкам до лодыжек.Погладьте ладонью сначала одну ягодицу,а потом другую от тазобедренного сустава по направлению к анусу. Немного пощипайте и еще раз погладьте.
Упражнения:
1) Опора на ручки лежа на валике (или скатанном полотенце). Валик достаточно большой, чтобы ручки были выпрямлены перед собой. Встаньте взади, возьмите валик с 2х сторон и покатите его от малыша, чтобы увеличить опору на ручки
Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Уходите-ка домой!
2) И.п. на животе, левым боком ко взрослому. Правой рукой крепо взять ножки "вилочкой". Поднимите медленно ножки на 15-20 см вверх. Подложитесвою левую ладонь под грудь малыша на уровне подмышечных впадин. Малыш должен приподнять грудь и хорошо держать голову
3) Лягушонок.И.п. лежа на животе. Ножки согнуты так, чтобы стопы соединились, после чего, придерживая ребенка одной рукой за поясницу, стараться дотронуться пяточками до ягодиц, слегка пружиня.
Лягушка, лягушка,
Четыре лапки - брюшко
на болоте живет,
Свою песенку поет так:
Квак, квак, квак!
4) Имитируем плавание кролем. Полностью разгибать ручки не нужно, достаточно просто двигать ими ритмично.
Мы поплыли,мы поплыли,
Мы поплыли: плюх-плюх!
Быстро речку переплыли
И на берег: бух-бух!
5) Придерживайте одной рукой ребенка за грудь, другой фиксируйте голеностопные суставы и упирайте ступни себе в живот. Затем плавно качайте ребенка вверх-вниз, следя за тем чтобы он упирался ножками.
Ти-та-та, Ти-та-та,
Принесите решета!
Мучки насейте,
Пирожки затейте.
Пирожки то на дрожжах,
Не удержишь на вожжах.
Положили гущи, они еще пуще!
6) Рефлекторное разгибание позвоночника.Исходное положение: Ребенок лежит на правом боку, ногами к взрослому. Зафиксируйте левой рукой положение малыша, положив лежащую сверху левую ногу перед правой. Указательным и средним пальцами правой руки проведите точечный массаж снизу вверх по бокам от позвоночника. В ответ на это малыш прогнет спинку. Если ребенок не реагирует, повторите этот массаж несколько раз, усилив давление. Повторите это упражнение, положив ребенка на другой бок.
В небе радуга висит,
Детвору виселит
По ней как с горки
Едет Егорка,
Петух, кот, свинья,
А за ними я!
7) Рефлекторная ходьба. Исходное положение: Ребенок чуть наклоняется вперед, взрослый держит его под мышки спиной к себе. Не сдавливайте грудную клетку и молочные железы. Обеспечьте малышу твердую опору. Хорошо, если она будет немного шероховатая или прохладная - тогда рефлекс будет ярче. Он заключается в том, что при соприкосновении подошв и пальчиков с твердой опорой малыш делает рефлекторные шаги. Ведите ребенка, слегка перенося вес его тела то на одну, то на другую ногу. Следите за тем, чтобы ребенок полностью ставил свои стопы на опору ( не позволяйте ему ходить "на цыпочках")
Эх,топни нога!
Топни, правенькая!
Все равно плясать пойдешь,
Хоть и маленькая!
ЛИЦО.
Массаж:
Для лица есть особые приемы - разглаживание всей ладонью, легкие нажатия, смещение кожи большими пальцами, круговые движения пальцами и, наконец, «прочесывание» от середины лба по щечкам легкими движениями кончиков пальцев. Нежно оттягивайте мочку уха вниз 10-15 раз.
Густой лес, (гладим корни волос на границе со лбом движением вверх к голове)
Чисто поле, (круговые движения по лбу)
Две тополи, (разглаживаем бровки)
Два оконца, («рисуем» глазки)
Две подушки, (гладим по кругу щёчки)
Римбимбуля, (поглаживем переносицу)
Лепетуля, (проводим по губкам)
Точка.(нажимаем на бородку)