Ударим цветом по осенней хандре
Художественно-эстетическое развитиеВам не кажется, что в этом году как-то быстро прошла золотая осень? Мне вот кажется. Мы с Варей всего-то пару раз пособирали листики (Правда, Варя собирала исключительно коричневые). А после первого снега мир как-то резко стал коричнево-серым. Картину дополняют холод, ветер, облачность, а теперь еще и эта постоянная темень (спасибо "гению", который догадался всю страну пожизненно перевести на зимнее время).
Итак, мы решили внести ярких красок в нашу жизнь и заняться изучением цветов. Но поскольку в первый же день оказалось, что цвета Варя уже знает (хотя и путает иногда), мы просто играли в разнообразные цветные игры, пробовали соотносить цвет с его названием, искать цвета в природе и конечно творили. Причем мы обе.
Вообще цветовосприятие очень полезная штука, особенно для тех, кто занимается творчеством: рисует, фотографирует, увлекается любым видом дизайна и прочим. Я всегда восторгаюсь фотографиями, в которых вроде бы нет ничего особенного, что не мог бы сфотографировать каждый, но сочетание цветов, стройность композиции и при этом полная естественность делают снимок просто произведением искусства.
Цвет это первое свойство предмета, на которое ребенок обращает внимание. И уже потом он смотрит на размер или форму. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрения и это ограничивает круг возможных игр. Вначале малышам при определении цвета необходимо приложить два цвета друг к другу. Только когда они стоят вплотную, ребенок может определить, что да и правда они одинаковые. Поэтому собирать лото или цветовые сортеры ребенок может научиться и до того, как он поймет, что слово "красный" обозначает именно вот этот цвет.
Я не могу точно сказать, когда я начала знакомить Варю с цветами. Я просто говорила о них между делом, или когда они имели решающее значение. "Подай мне вон ту желтую детальку" или просто "Смотри какой там черный кот". Где-то в 1.2 я предложила Варе игры на сортировку предметов по кучкам, и в первый раз рассказала о цветах специально обращая внимание на то, что разные предметы могут иметь один и тот же цвет. Варе было интересно, как мама сортирует, но сама она идеей не особо прониклась. И кстати до сих пор сортировка не является интересным занятием, поэтому этот распространенный вариант я показывать не буду.
Дерево разумеется рисовала я, а вот рисунок листопада и аппликация Варины.
Просто тыкать пальчиком и показывать цвета на карточках или одинаковых предметах еще скучнее чем сортировать, поэтому я сшила "Птицу-растеряшку". Веселая птичка очень рассеяна и постоянно теряет собственные перья. А еще одна подслеповата, поэтому всегда просит Варечку помочь ей собрать перышки, да еще и в правильной последовательности по цветам. Варе игра понравилась))
Я сделала подобие цветового сортера или игры на поиск пары. Обвела фломастерами соответствующих цветов колечки от пирамидки и предложила Варе разложить их.
Те цвета, которые не соответствовали колечкам я нарисовала в виде цветочков, потому что следующей игрой было подобрать цвет фломастера под цвет рисунка и условно закрасить его.
Потом мы еще подбирали колпачки к фломастерам по цвету. Варе очень нравится их одевать!
Лепка у нас пока проходит в виде отщипывания кусочков пластилина. Занятие довольно долгое и медитативное. Прерывать Варю запрещается. Я его тоже приобщила к изучению цветов. Но поскольку сортировать Варя не любит, то у нас было так: Варя отщипывает пластилин, дает мне, а я озвучиваю цвет и кладу куда надо. Иногда и она участвовала в определении нужной кучки. Но в большинстве случаев ее наше разделение труда полностью устраивало.
А еще конечно же цветной рис! Куда же без него)) К изучению цвета это не особо относится, но зато ярко, разноцветно и отлично развивает сенсорику и моторику. У Вари была чашка с воронкой, несколько разнокалиберных черпачков и грузовичок.
Мы искали предметы определенных цветов в интерьере и складывали их в одну кучу. Делали это так. Варя очень любит мне во всем помогать, поэтому я ей объяснила суть: мы ищем синие предметы и складываем их на диван. Ты видишь что-нибудь синее? Опа! Я нашла, смотри какой синий... Неси его на диван. Потом мы сидели и перебирали наши сокровища) Конечно за один день мы собирали предметы только одного цвета, занятие это довольно утомительное. Надо же потом еще все по местам разложить!
Еще я на двери я выкладывала по чуть-чуть радугу. Каждый день я клеила на малярный скотч картинки одного цвета в вертикальную линию. Красная машинка, красное яблоко, красная роза и т.д. На следующий день рядом следующий столбик с желтыми картинками. Не сфотографировала, надеюсь и так понятно. Варя любит рассматривать картинки и суть была в том, что она в них тыкает, а я кроме предмета (которые Варе уже известны, поэтому на них как таковых меньше акцентируется внимание) называю цвет.
Еще мы рисовали. Но выглядело это точно так же как в конце моего прошлого поста, поэтому фото не будет.
Для изучения оттенков и понятий светлее-темнее нам пригодился набор 100 цветов от Умницы. Хотя, честно скажу, он своих денег не стоит, поэтому покупать не советую. Мне он достался за полцены. А еще совершенно бесплатные палитры из строительного магазина. На них не прописаны названия оттенков, но это их единственный недостаток) Зато можно проследить плавные переходы от светлого к темному.
Для изучения цветов черный-белый-серый идеально подходит сказка Сутеева "Три котенка".
И да, все вышеперечисленное дело не одного дня разумеется, а где-то двух последних недель)