Размышление о раннем развитии

Лена, добрый день. Меня зовут Яна. Хочу вам сказать спасибо за этот пост. Так же как и вы я вдохновилась дневником Лизы, как очумелая собирала материал и умчалась тем, что неправильно играю с ребенком раз ему не интересно, неправильно объясняю и тому подобное, боролась с угрызениями совести что что-то не додаю. Прочитав ваш пост окончательно успокоилась на тему "раннего развития". Я соглашусь с тем что игры по Шичиде развивают память и воображение, но ведь в обычных играх, рисовании, чтении человечек тоже развивается. Лизин дневник читаю с удовольствием, она очень интересный, позитивный и увлекающийся человек у нее очень много полезной информации, но с Шичидой мы наверное закончим, если только отдельные игры и по желанию ребенка. Еще раз спасибо.
17.03.2015
пожалуйста, мне очень приятно, что пост полезен))
17.03.2015
Здравствуйте! Зовут меня Ася))) Мне очень понравился ваш пост и про акварель (открыла для себя такую потрясающую методику, хотя сами с дочкой рисовали пару раз) Я тоже хотела написать пост в поддержку "отказа" от следования какой-либо методике. Но, раз увидела похожий, просто напишу комментарий. Расскажу все по порядку. Я никогда не была приверженцем раннего развития в том понимании, в каком сейчас оперируют этим понятием в интернете. Мне непонятно подражание Доману, Монтессори, Шичиде и пр, а также многим модным мамочкам. Рисовать с дочкой мы начали около года, купила ей пальчиковые краски и она просто рисовала везде, кроме как самого листа, потом все отмыли)) Когда я предложила ей кисточку (не помню точно, может в 1 год и 1 или 2 мес), меня поразило то, что она ее правильно взяла!!! И начала спокойно малевать, я была очень удивлена))) Дала тоже изначально тонкую, потом наткнулась на толстые щетинные и они окончательно у нас обосновались. Рисовали без какой либо схемы, периодически, ей очень нравилось. Когда Василисе исполнилось 1 год и 3 мес я забеременела вторым ребенком. И стиль ее рисования начал потихоньку меняться. К середине моей беременности в наших красках превалировал черный цвет. Я как начитанная. конечно, понимала, что это сигнал о стрессе. Да я думаю, обоснованно, ребенок чувствовал мое положение и то, что скоро придется делить мое внимание с кем-то еще и не просто делить, а уйти в тень на первое время. После рождения братика черный цвет исчез. Это я к чему, а то вы скажете, что я тут про каляки-маляки своего ребенка развожу. Просто хочу поэтапно написать о становлении моего взгляда на все это раннее развитие. Я о нем не думала. Но ,как только Василисе исполнилось 2 года с небольшим, моя подруга заразившись Лизиным дневником понесла меня в воды Шичиды)))) Я прочитала все, что нашла и тоже воодушевилась, да на столько ,что сама решила подготовить материал и показывать презентации карточек. Было скачано уйма файлов, я сидела до 3-4 часов ночи обрабатывала файлы (за месяца два получилось около 30000!!!) Вот сумасшедшая))) Но потом подруге удалось раздобыть доступ к бесплатному показу и я успокоилась. Начала писать планы занятий, куплены были папки, разложены занятия на каждый день. Ну. на неделю меня хватило. Василисе нравилось, но я думаю не занятия, а процесс игры со мной. В начале она , конечно смотрела эти карточки, мы выстраивали цепочки памяти и пр. А потом ей это надоело, она отказывалась смотреть, начинала сама листать слайды, или просто останавливалась на каком-либо и просила рассказать о том, что изображено. Мне это порядком надоело и мы забросили это дело. Когда Василисе исполнилось 2,4 появилась Ирина (художка), она начала вести бесплатные занятия и мы погрузились туда. Надо же маме куда-то погружаться и на чем-то зацикливаться)))) А то будет чувство вины, что недодала, что недоразвила. Мне и Василисе занятия нравились, да и папе тоже. Разнообразие подходов к рисованию увеличилось, я еще Озерову прочитала, это тоже поменяло мой взгляд на рисование. Но к 2,5 годам, Миша подрос и уже не давал нам заниматься (((( Так это я к чему))) Подруга усиленно (месяцев 8 точно) занималась по Шичиде с дочкой, и сейчас, дочке 3 года, говорит, что память у нее хорошая только от этого (сама я  не верю, думаю, много закладывается с рождения, даже не многое. а все почти))))  Я почитав о многих методиках -везде вижу их однобокость. Ещё очень модная тема -это тематические занятия. Противницей их я всегда была. Так как ребенок в 4 года не обязан знать названия всех стран со столицами и в том же духе. Придет время и он все узнает вовремя (уж извините за тофтологию). Заставить ребёнка сидеть и в статичной позе просматривать карточки (Доман) или  лепить колобков, считать фасоль, аккуратно пересыпать (Монтессори), просматривать бесконечное мелькание карточек перед глазами (Шичида) — это не обязанность мамы. Я много думала о пользе таких занятий, о том. чему же я должна учить в первую очередь своего ребенка??? И я поняла — это чувственность (ребенок должен в первую очередь прочувствовать и только потом оформить свое чувство-образ в мысль), это доброта. это развитие воображение (сюжетно-ролевые игры), это развитие фантазии, это САМОЕ ГЛАВНОЕ , что нужно развить в каждом ребёнке чувство под названием ЭМПАТИЯ.  Дорогие мои, можно бесконечно говорить о том, какой ребенок способный, как здорово он говорит на двух языках в два года, как он потрясающе рисует, но если он не обладает эмпатией, если он не фантазирует, то он многого лишен. Поэтому я отмела все занятия)))) А недавно (благодаря интервью владельца мастерской  "Сказок Дерева" ), я открыла для себя понятие "вальдорфская педагогика" и она оказалась для меня очень близкой, как для кинестетика и любителя всего натурального. Лучше того, что дает природа в принципе, ничего нет))) Извините за сумбурность, но вот такой чувство-ответ))) 
15.03.2015
Ася! здравствуйте!я пребываю в полном восторге от вашего комментария! спасибо ,что не пожалели времени на него! дело в том, что я сама ярая поклонница Лизиного дневника, провела 25 полноценных Шичида-занятий, тоже имела опыт ложиться под утро на протяжении полугода (но вы меня переплюнули, 30000 это что-то) наконец-то пришла к осознованию того ,что это совсем не то, чего мне хочется! я наконец-то посмотрела на дочку не как на подопытного всяким развивающим методикам малыша, нет! я увидела ее внутренний мир, я остановилась, выдохнула и просто начала жить, а не бежать. У меня в черновиках сейчас пост, он на 50% схож с вашим комментарием! сейчас не хватает катастрофически времени его дописать, но в марте я это сделаю, буду ждать ваш комментарий!!!
15.03.2015
Спасибо! Просто я человек загорающийся, но обычно все доделываю до конца, таая натура. И меня начало угнетать, что я тут бессильна. Дочка ни в какую не хотела уже смотреть эти карточки. Сыну пробовала показать около года — но ему нравился больше процесс перелистывания. Он у меня не очень "усидчивый", с 8 месяцев как пошел — гоняет мячик, хотя его никто не учил. Да так, что в свои 1 год и почти 4 месяцев, здорово играет в футбол. И я решила  — никаких методик. Мне еще книга помогла в понимании мальчиков "Настоящие мальчики. Как спасти наших сыновей от мифов о мальчишестве. Уильяма Поллака после которой я поняла, что нужно просто любить своих детей и тогда все их таланты раскроются. А еще меня бесит это бредовая отмазка всех приверженцев раннего развития, что таким образом они выявляют скрытые таланты. Это бред. С Моцартом, Паганини, и другими гениями никто не занимался. Потом я решила проанализировать становление русских художников. Помилуйте, самым лучшим "раскрытчикком" всех залежей души ребенка является природа. И чем она краше (южные районы, море, тепло. буйная зелень) , тем больше творческих людей. Это закономерностью. Художников с севера очень мало, а в Италии их поэтому столько. Если что-то должно раскрыться- это обязательно раскроется. Да и мама не сможет все равно обеспечить на 100% ту благоприятную среду. Все равно у нее будет загиб на том, что ей больше ближе. Никто физически не сможет заниматься с ребенком и рисованием, и лепкой, и гончарным делом, и танцами)))) Думаю, надо просто работать над развитием фантазии вашего ребенка. образности его мышлении и эмпатии. К сожалению, про развитие Эмпатии вообще ничего нет, никакой литературы, хотя она заслуживает своего внимания. ((( 
15.03.2015
Вот мой дневник, если хотите -заходите))) http://www.babyblog.ru/user/lenta/mahanka
16.03.2015
еще раз спасибо, о многом задумалась снова, может найдете время  и оформите это в отдельный пост, очень рада с вами дружить:)насчет природы, как же вы правы! я никогда не анализировала так глубоко, а все оказалось так просто!
16.03.2015
Это точно))) надо, просто времени нет))))) и я))))
16.03.2015
Добрый день. Разрешите порекомендовать Вам книгу... Мне она очень понравилась с точки зрения подхода к ранеему развитию и в ней должное место уделено эмпатии. В ней наверное нет открытий, но она комфортнаяhttp://www.labirint.ru/books/381014/
19.03.2015
Ну, раз вы второй человек, который мне ее рекомендует — буду читать! Спасибо!!!!
19.03.2015
поддерживаю рекомендацию))))))
19.03.2015
Уже скачала, отберу у мужа читалку и прочитаю))
19.03.2015
А не дадите ссылку на скачивание, пожалуйста? Я давно ее ищу и никак не найду:(
19.03.2015
Качала тут. но еще не проверяла сам архив))
19.03.2015
Cпасибо огромное! Тоже попробую)
20.03.2015
super_smilies094.gif
20.03.2015
Не открывайте архив, у меня муж открыл , там туча вирусов((((  нет этой книги для скачки, только купить можно)
21.03.2015
Спасибо, что предупредили!
21.03.2015
А не встречали хороших книг по вальдорфской педагогике?
21.03.2015
вот такая группа в контакте для начала понятия всех основ может очень хорошо подойти, на мой взгляд))
21.03.2015
Я в ней состою)))) Просто хотела капельку теории)))
21.03.2015
А не встречали хороших книг по вальдорфской педагогике?
21.03.2015
К сожалению, я не сильна в теории данного подхода... Не изучала глубоко, поэтому и литература мне не встречалась. Мне почему-то кажется, что для ВП вся лучшая информация это наше сердце... Что в нем максимум) вот такое у меня впечатление от вальдорфской педагогики.... Простите, что ответ неинформативный))))
22.03.2015
Да я нашла одну книгу, закажу ее вместе с той, которую советовали. Это вы верно подметили. Мне, вообще, кажется, что мать сама знает как ей обращаться и воспитывать своего ребенка)))
22.03.2015
Настя, посоветую вам и сейчас сделаю рупор на вот такой пост ссылка
22.03.2015
Спасибо, читаю уже)))
22.03.2015
Книгу Дыкман хочу себе заказать ,в Озоне нашла)))
22.03.2015
Буду ждать дописанный пост)))
16.03.2015
Лена, привет!Я отказалась от показа карточек по двум причинам. Первое — я считаю, что ребенок выступает как пассивный участник, т.е. его память тренируют, а он сидит. Это как надеть локальный тренажер, который путем сокращений качает мышцы, вместо того чтобы побегать по парку или встать на лыжи. Мне более близки традиционные способы развития памяти — чтение стихов, обсуждение (что тоже есть в методике Шичиды). При этом другие инструменты по развитию памяти в той же методике мне нравятся, так ребенок выступает активным участником. И, второе, мальчики по своей природе, а точнее, мужчины, левополушарны. Это и очевидно, нужно лишь посмотреть на мужчин вокруг, они включают логику, а не опираются на интуицию. В книге "Мальчики и девочки" описано, что, да, исследования подтвердили, что мужчины большей частью левополушарны. Это не правило, но зачем я буду ставить во главу угла методику, которая развивает то, что моему мальчику, возможно, не свойственно. И еще эти методика прекрасно подходит визуалам, кем Лиза и является. Визуалы думают образами, поэтому ей была близка эта идея с всплыванием слайдов в голове. Аудиалы и кинестетики мыслят по-другому, я долго изучала эту теорию на людях ))  Так что некоторым инструментам из методики я говорю — да, но основывать наши занятия на ней — нет
13.02.2015
Большое спасибо за комментарий, мне очень приятно, что уделили время моему посту)))да, карточки это очень и очень спорная тема и я рада, что нахожу поддержку в этом плане, значит не зря я сомневалась! Развивать память можно действительно гораздо более интересными способами, главное не кидаться в омут с головой в эту методику, а искать то, что понравится и маме и малышу.
13.02.2015
Я напишу только по поводу просмотра карточек, мой ребёнок на высокой скорости карточки смотреть отказывается, поэтому мы их смотрим отдельно от занятий в качестве знакомства с какой-либо группой предметов (мебель, овощи, здания). Я так поняла, что главная функция просмотра флэш-карточек заключается в том, чтобы активировать правое полушарие мозга, поэтому большие занятия стараюсь проводить сразу после сна, когда голова ещё полностью "не включилась" и обязательно все пункты "настройки" на занятие: объятия, музыка, шар энергии и т.д. Пользу методики Шичиды я вижу в развитии воображения и объёма памяти, всё остальное жизнь сама заставит выучить (математику, чтение и др.)
03.02.2015
Занимаюсь по методике шичида. Не оголтело а в рамках разумного. Игры на развитие памяти считаю важным вне зависимости от того шичида это или нет. Что привлекает в методике то что ребенку нравится раз, не занимает много времени занятия два, подготовка не требует времени вообще три. Помимо этого много других интересных способов времяпровождения
18.01.2015
Доброго времени суток! спасибо за ваш комментарий, если не сложно расскажите поподробнее, вы в голове план держите или просто по написанному подбираете материалы для пунктов Шичиды? все-таки там их много, я без подготовки не могу, если только короткое занятие- настройка+игры на развитие памяти ( впоследствие планирую на такие короткие варианты перейти) ,я их называю Шичида 1/2, вот там я на ходу придумываю упражнение на дыхание и потом абсурдную историю тоже в голове быстро придумываю.
18.01.2015
1 музыка на мобильнике deva premal и делаем шар энергии. Рассказываю ей какая она... 2 мемори есть несколько наборов для игры в них и играем в мемори. Наборы покупные 3 сетка памяти с этими же карточками можно играть 4 фото память. Есть немного напечатанных. И из мемори можно их разнообразить. Для этого же использую игру живые картинки. Можно посмотреть на сайте игровед. Великолепная игра и исполнение 5 абсурдная история сходу из имеющихся карточек с картинками 6 телепатия не играем 7 воображение не всегда играем. Давай ты будешь бабочкой, стулом, коровой итд она показывает и старается рассказывать 8 к карточкам на сайте лизы настраиваемся отдельно под музыку и шар энергии
19.01.2015
Поняла, спасибо, что рассказали!
19.01.2015
Как Вас зовут? так удобнее )Полностью согласна! Правда, мне повезло больше — я подсознательно поняла, что что-то в этих карточках не то.. и просто включила здравый смысл:"Зачем? Что я хочу от ребенка? Станет ли он от этого счастливее? Что делает счастливым?" И мне еще попалась хорошая книга в полтора года — Джон Медина "Правила развития мозга Вашего ребенка", постоянно ее рекомендую, но никак обзор не сделаю, правда, уже начала ) И по ее прочтении я поняла, что я — на правильном пути. ) Так что карточек никаких у нас не было. Но — читая порой дневники — я время от времени терзалась тем, что мой ребенок не хочет рисовать ватными палочками, штамповать губкой, катать колобки и пр. К счастью, чаще всего мне снова удавалось включить здравый смысл: не хочет — значит, не хочет, у каждого свои интересы. Но внутри порой грызло: "Может, не так подаю?" Джон Медина еще ввел в мой разум понятие "лонгитюдное исследование" — то есть длительное. Что это значит? Вот с детьми усиленно занимаются — в пять лет они что-то демонстрируют? А есть ли данные об этих детях, когда им исполняется 20 лет, 30 лет и тем более 40? Насколько они счастливы в жизни, в работе, в семье и пр.? В общем, девочки, расслабьтесь — и получайте удовольствие от жизни и общения с ребенком. Я тоже интуитивно (и с помощью своей подруги, она кружок для школьниц ведет) поняла, что до пяти лет точно нужно больше внимания уделять эмоциональному развитию, восприятию мира — звукам, запахам, цвету, учить ребенка сопереживать, помогать и пр. Будет интерес к счету и буквам — пожалуйста, но висеть над ним — зачем? Я научилась читать в пять лет за один день — просто захотела. Что я потеряла от того, что не научилась читать в четыре или — о боже? — в три? Большое спасибо за пост со ссылками на Цвелика. Столько для себя откопала! Буду потихоньку читать, чтобы не перегрузить информацией. И сколько же я накосячила теми же вопросами? "Пойдем гулять?" и пр. А сама — ага, быстрее почту проверять ((
18.01.2015
доброго времени суток! спасибо большое за ваш комментарий)) я очень рада, что мой пост оказался полезным, это очень приятно))зовут меня Елена)Книгой Джона Медина очень заинтересовали, в ближайшее время постараюсь прочесть! насчет расслабиться, я окончательно это поняла, когда начались комментарии к моему посту, какое-то душевное равновесие наступило и само написание этого поста помогло мне структурировать свои мысли, разложить по полочкам. очень здорово, что он помог кому-то еще))
18.01.2015
Дело в том, что обычно сообщества загромождены отчетами о великих трудах — Вы понимаете, о чем я. О другом пишут редко, боясь получить тапками. Так что Вы, в каком-то смысле, — смелый человек, жму руку! ) Ну и мы, трусишки, подтянулись сразу ) Так что нас много! Знаете, не было раннего развития раньше, но рождались и Леонардо да Винчи, и Моцарт, и великие архитекторы, и писатели, и люди были — не лучше и не хуже наших. При чем ведь, когда говорят о раннем развитии, имеют в виду обычно память и интеллект,  но не это ведь делает человека счастливым! Кстати, Медина очень интересно рассуждает о том, что вообще такое ум и счастье. А главное ведь, чтобы ребенок счастливым вырос. Счастливым же можно быть с совершенно разным образованием и знаниями, я-то это знаю. А вот эмоциональное развитие, научить общаться, выигрывать-проигрывать, откликаться на природу, звуки. музыку, слово — вот что важно. И этого, по-моему, сейчас как раз не хватает везде. И во взрослом мире тоже.
19.01.2015
Вы так правы, Вы меня очень вдохновили, давайте дружить:)?еще хочу добавить, вы оставляли комментарий к моему посту "как не сойти с ума", а ведь этот пост я всего пару месяцев назад писала и, слава Богу, смогла все-таки остановиться и задуматься, большое счастье если этот пост остановил кого-то еще)))
20.01.2015
не вопрос )я хотела большой коммент написать, но мелкая тянула от компа и он улетел на полслове, а найти уже не смогла — вышла на него по списку случайной выборки слева. Я считаю — когда человек готов получить новую информацию, она к нему поступает. ) А когда не готов, будет сопротивляться и держаться за свое ) Так что надо сеять, а там уж как взойдет. )Я задумалась однажды, почему мы вообще так много возимся с детьми сейчас. И покупаем пособия по развитию. Потому что детей сейчас у нас мало (о причинах не будем, они разные у всех), раньше их были кучи и внимание рассредотачивалось на всех, и дети друг друга учили и развивали прекрасно. Далее, люди жили открыто — в деревнях, в коммуналках даже, дети все видели, впитывали живую жизнь в себя, и снова — много людей вокруг. Мы же очень часто закрыты в своих квартирах, социальная изоляция, и я — буду говорить о себе — я вообще с ребенком маленьким первый раз столкнулась только на своем опыте. Я не вижу, как растят детей другие. А нужно видеть многое и разное. Причем то, что мы видим, когда встречаемся на площадках или кружках — это результат, хороший или плохой, а вот как его добиваются, вот эта повседневност  — это за кадром. Обычное общение с ребенком, обычная жизнедеятельность дома. Поэтому мы идем в Интернет и находим там, разумеется, очень разное. А родителям — особенно мамам — свойственно тревожиться, и на наших страхах чего-то недодать основана целая индустрия игрух, пособий и прочей лабуды, которая ребенку фиг нужна. Но до этого понимания порой нужно дойти. ) Некоторым это удается ) К чему я еще пришла? От Монтессори (вот сама бы не дошла ведь, потому что у меня в детстве было по-другому) взяла — вовлекать в реальные дела. Потому что это трудно, потому что проливается, разметается, портится и пр. Иногда скрипя зубами наблюдаю, как мое чадо "моет посуду" и "вытирает пыль". ) но ведь учится, уже лучше! И ей это интересно, и на фиг ей игрушки в виде игрушечной плиты или пылесоса? ) Читать очень полезно, если ребенок любит. Просто разговаривать, задавать вопросы, объяснять. Смотреть мульты, если смотрит, вместе.
20.01.2015
Не знаю почему, но на меня дневник Лизы не произвел такого неизгладимого впечатления. Может быть потому, что когда я его нашла мы с сыном занимались уже больше года. Я очень долго искала подходящие занятия, подходящую методику, изучила много различной психологической и развивающей литературы. При этом мы с сыном не переставали искать то, что нам интересно, играли, пробовали, оставляли то, что нравится и убирали из наших занятий то, что не подошло.Сейчас я против четкого следования одной методике, на своем личном опыте я убедилась, что четко следовать одной методике не получится, если вы очень чутко относитесь к желаниям ребенка, если хотите, чтобы ваши игры были интересными для вас двоих. Мой сын ходит в Монтессори сад, мне очень нравится эта методика и я сама мечтаю стать квалифицированным Монтессори-педагогом. НО! Мы по-прежнему используем в домашних занятиях игры из разных методик (в том числе и из Шичиды) и я не вижу в этом ничего плохого. Для меня это не только способ показать ребенку все разнообразие окружающего мира, но и показать что информация может добываться по-разному, узнать свойства одного и того же предмета можно по-разному, увидеть одно и то же явление можно с помощью разных подходов, рассмотреть с разных сторон.Здорово, что такие темы поднимаются периодически в этом сообществе т.к. порой мамы просто стремятся следовать за модой не разобравшись в реальной необходимости использования той или иной методики.
17.01.2015
спасибо ,что написали)) мне тоже нравится идея компановать свои занятия тем, что больше всего понравилось в той или иной методике))
18.01.2015
Добрый день! Я прочитала и ваш пост про Акварель. Полгода назад наткнулась случайно на сайт Цвелика, где очень подробно даются рекомендации как ребенка увлечь рисованием, как научить смешивать краски и т.д. его страничка на livejounal Там много интересного по рисованию. С тех пор мы так и рисуем. Большой лист бумаги и несколько баночек с красками, вода и палитра для смешивания красок и свободный полет фантазии. Это действительно оказалось ближе моему ребенку, чем разукрашки и срисованное по образцу. Хотя я все равно иногда предлагаю ей дополнительные инструменты для рисования) Выходит очень смешно. Все материалы в свободном для старшего ребенка доступе. Картины художников по 2 шт у нас стоят на столике, я их меняю раз в неделю. Многое запомнила.  Есть еще интересный цикл передач (Картинная галерея с тетушкой Совой). Вам может быть еще рано, а моя смотрит с удовольствием (нам 3 года) И по поводу раннего развития я во многом с вами согласна: исходить из интересов ребенка, не перегружать информацией, больше игр, больше развивающих игрушек (я очень люблю деревянные и практически все у нас из дерева — пазлы, конструктор, кубики, вкладыши, пирамидки, кукольный домик) Мне еще очень понравилась методика М.Монтессори. Ходили на курсы по этой методики год. Многие принципы мне близки и понятны. Направлять ребенка с учетом его интересов; помогать, а не делать за него, больше самостоятельности, развитие 5 сфер в совокупности; введение навыков самообслуживания необходимых в повседневной жизни (помощь по дому, стирка, развешивание белья, мытье посуды).У меня дочка после завтрака посуду моет сама))) Я ее не заставляю, она сама с радостью, да так чисто))) Красота! Да и во многом другом помогает. Много интересного. Что касается карточек. Я пробовала у нас не пошло это в чистом виде. Да и мне не интересно и труд это титанический. Прекрасно выручили энциклопедии Махаон для маленьких. И дочка, и сын смотрят с удовольствием и знают не просто названия, а некоторые факты о животных, о тех или иных явлениях. Вообще, я бы еще добавила, что нужно, просто необходимо ЧТЕНИЕ! Всего! Стихов, сказок, прозы, классики и современных, энциклопедий иной познавательной литературы. Если ребенок будет любить читать, то и память прекрасно разовьется, и знания (ему необходимые) он получит. Дочка родственникам, как начала называть виды крабов и неизвестное всем до этих пор животное — дюгонь, все поинтересовались, зачем я над ребенком издеваюсь?))))А еще досуг (у нас с этим очень дуго сейчас). О чем я очень-очень жалею. Стараюсь уговаривать бабушек-дедушек, чтобы вывозили старшую по мере возможности. Пока не получается. Младший еще маленький, а оставить особо не с кем. Посещать театры, музеи, выставки, парки. Так сказать в живую все изучать).     
17.01.2015
Спасибо большущее вам за такой содержательный комментарий!отдельно спасибо за рассказ об опыте рисования по рекомендациям Цвелика, просто спасибо большое! картины юных художников выставить на обозрение-это обязательно)) я тоже дочкино творчество на полочку ставлю и потом заменяю на новое, она иногда сама залезает на диван и старается до полочки достать, чтобы туда новую работу поставить)насчет М.Монтессори, я обязательно изучу поподробнее, у нас сейчас только наверное один пункт из вами перечисленных, это материалы для игр в зоне доступа.А про книги, вы правы абсолютно полностью! добавила во второй пункт в посте изменения насчет книг.
18.01.2015
Рада, что мой комментарий пригодился) Если можно немного дополню. По Цвелику рисовать интересно и возможно правильно (у меня нет художественного образования — не знаю), но сейчас столкнулась с проблемой, что дочка пошла в сад и там надо рисовать по образцу, т.е срисовывать. Сказали рисуем ёлочку, все рисуют ёлочку как на предложенном рисунке. И могу сказать у моего ребенка самые чудные ёлочки, снежинки, снеговики и т.д. Всё кривое, косое, а иногда и просто пятно разными красками нарисованное)))) Воспитатели не в восторге. Поэтому сейчас, когда она уже нарисует, я предлагаю ей пофантазировать над каждым рисунком "что там изображено", дорисовать если надо какие-то элементы и дать название своей картине.По поводу работ художников в рамочке, я имела в виду именно репродукции знаменитых художников: Шишкин, Левитан, Айвазовский (очень дочкой любим), импрессионистов мы т.ж немного поизучали. Она прекрасно запоминает и названия и фамилии художников. Конечно, детские работы я т.ж вывешиваю "Картинная галерея" ))))    
19.01.2015
Н-да, наша государственная система, конечно, убивает все задатки "здорового" начала творчества(((как это печально, большое счастье если ребенок имеет возможность ходить в частный сад или сад с профилем на какую-то адекватную методику, а так разве объяснишь малышу, что все что делали дома "так надо", если в саду все по-другому, так и запутаться недолго(((Большое спасибо, как-то аккуратно со временем нужно искать компромисс в рисовании, видимо(а про работы художников, я правда не поняла, спасибо, что объяснили))) это отличная идея! ведь потом как интресно будет в музей пойти и для общего развития на благо)
19.01.2015
Извините, не знаю, как обращаться к Вам, имени не указано. Хочу посоветовать Вам углубиться в методики не "дневниковым" методом. Почитайте специальную литературу, по Шичиде её не так много, но по Вальдорфскому образованию — достаточно, да и по другим тоже. Да, все мы обезьянки, такая у нас природа) В Московской области достаточно вальдорфских садов, не все из них рекламируют себя, так как не нуждаются в этом, поузнавайте, если хочется туда. Углубитесь в тему альтернативного образования, откроете для себя ещё и другие варианты. Куда бы Вас не мотыляло — Вы в поиске, это нормально. Конечно, не хочется, чтобы от поисков страдал ребёнок, поэтому, любую методу лучше освоить сначала без него, на сколько это возможно. Понять, что близко Вам по духу. 
16.01.2015
Доброго времени суток! меня тоже зовут Елена)Спасибо большое за ваш комментарий!
18.01.2015
О Шичиде, телепатии и сомнениях Шичида: пара вопросов