Тематическая неделя "Водный мир"
Подводный мир
Всю прошедшую неделю мы с Дашей были с головой погружены в водный мир нашей планеты. Подводная жизнь представляет собой совершенно другой, до конца неразгаданный мир, который на протяжении всей истории нашей планеты очень удачно сосуществует вместе с нашим – земным, но до сих пор покрыт некоторой тайной завесой! А для еще даже не трех-годовалого ребенка вода хранит в себе еще больше тайн! Вот некоторые из них мы на этой неделе и попытались приоткрыть…
В течение недельки я попыталась дать Даше представления не только о подводных жителях (с большинством из них мы уже были знакомы до того), но и рассказать о том, что такое океан и какие океаны вообще существуют у нас на планете; какие животные и рыбы проживают в океанах и, самое главное, как у них получается жить под водой, что такое ракушки и откуда они взялись, какие растения растут под водой.
Вот как-то так!
Ну а теперь расскажу по порядку, что мы с этим всем делали:
1.Вступительный первый день мы посвятили океанам.
Здесь была у нас одна капля дёгтя – поскольку мы сейчас только собираем рельефный глобус, то большого глобуса у нас не было, где можно бы было всё наглядно увидеть, карты полушарий представления большого не дадут, но зато у нас был маленький мячик - глобус, купленный давным-давно, где-то на бегу. Вот им мы и воспользовались.
Сперва рассмотрели всё хорошенько и я спросила у Даши, как ей кажется, чего у нас на планете больше всего: воды (синий цвет) или лесов (зеленый цвет)/ гор (коричневый цвет) и т.п.? Дашуля особо не раздумывала и сказала, что водички больше. Тут я задала ей встречный вопрос: а зачем нам ее так много? Здесь пришлось немножко порассуждать логически. И у нас появились такие варианты: чтобы люди пили, купались, а еще и про животных вспомнили, и про деревья, и про цветочки – оказалось, что всем нужна водичка.
Но, к сожалению, не всю воду, которая есть на планете мы можем пить. Больше всего воды находится в океанах, эта вода соленая и очень невкусная, пить ее нельзя. В чем мы и убедились на собственном опыте. Взяли две банки – в одной банке была пресная вода, а в другой –солёная. Даша пробовала ту и другую, сказала, что солёная не вкусная, но попробовать её было забавно! Поила своих зверей то одной, то другой водой:
Вдоволь напившись, мы решили поэкспериментировать с яйцом и узнать, в чем особенность солёной воды:
Следствие из опыта – в солёной воде господину Яйцу (так мы его назвали) легче плавать. Но оказывается, что не только яйцу легче плавать в соленой воде, но и всем другим морским животным тоже , потому-то они и не хотят жить нигде в другом месте –только в морях и океанах. Вот такие они лентяи!)))
А затем мы пошли поближе разбираться с нашими океанами: сделали один большой мировой океан (самый большой по размеру тазик с водой) и потом Даша отчерпывала оттуда воду в тазик поменьше – это был Тихий океан, потом в кастрюлю поменьше – Атлантический, еще меньше- меньше, пока не дошли мы до самого маленького – Северно-Ледовитого океана. Далее Даша насыпала в каждый океан соли, добавила рыбок, а в Южном Океане – сделали из пенопласта – Антарктиду, посадили туда пингвинов, сделали горки из взбитых сливок – это были айсберги. А в Северно-Ледовитый океан пустили пенопластовые льдинки и белого медведя.
Мы долго играли с нашими океанами, играли в сказку о том, как маленькая рыбка отправилась путешествовать по мировому океану, и поочерёдно называли все океаны, куда она заплывала. Даша тоже была не прочь отправиться в подобное путешествие и с радостью шагала вперед-назад , переступая из одного океана в другой!
Ну а дальше у нас было творчество – красили океаны, заселяли рыбками – наклейками, клеили водоросли из ниток, кораллы (всё это не за один день, конечно, а постепенно по мере изучения подводного мира):
К концу недели все океаны Даша запомнила и называет, какой самый большой, а какой самый маленький, показывает их на мячике-глобусе.
2. Следующая подтемка в рамках нашей темы – это рыбки. А начали знакомиться с рыбками так:
Информационная часть. Посмотрели мы на картинки разных рыбок, решили, что они очень красивые и нам стало интересно, как же они живут в воде, ведь мы не сможем долго находиться под водой, а они могут. Наверное, у них есть то-то такое, чего у нас нет…. А что именно мы узнали, когда собрали рыбку из частей на магнитной доске (посмотрели, где находятся жабры, чешуя, плавники, хвост, и, самое главное, выяснили для чего это всё им нужно):
Творчество: А потом мы решили сделать такую же рыбку из шарикового пластилина и украсить её разноцветной чешуей из бусинок:
Математика: Вернулся кот Василий с рыбалки и показал нам свой улов (рыбки-печеньки). Жалко нам рыбок стало, решили вернуть их обратно в воду, но в каждое озеро нужное количество рыбок:
Внимание/
логика: Сделала такое задание: нужно подобрать каждой рыбке
правильный хвостик по узору. Все рыбки перепутались – расставляем в рядочек
рыбок и их хвостики и соотносим. (всего 20 шт. Скачать можно
Пальчиковая игра/ Стишок: Вспомнили нашу когда-то любимую игру. Надо сказать, и сейчас понравилось тоже:
Рыбка в озере живет (складываем ручки в виде рыбки)
Рыбка в озере плывет (делаем волнообразные движения руками)
Хвостиком ударит вдруг (ударяем по коленям)
И услышим мы плюх-плюх.(два хлопка)3. Морские обитатели. Здесь, в основном, мы занимались разными играми и баловством:
Сперва к нам приплыла русалочка и предложила Даше отправиться к ней в гости, прямо под воду и познакомиться с её лучшими друзьями:
Я предварительно сделала навес голубого цвета, наподобие домика, пришила ленточки синие –волны, подвесила карточки с морскими обитателями. Когда Даша увидела всё, восторга было не передать! Чтобы лучше проникнуться морской тематикой включала музыку морского прибоя, крики чаек, дельфинов, сидели вместе под нашей водичкой и слушали музыку. А еще играли - с русалочкой и фигурками морских обитателей, рассматривали карточки, делали волны, в прятки играли и т.п.:
Сенсорика:
Океан из желе. Понравилось очень, играла с ним весь
вечер:
Активная игра: Сделала из одноразовой пластиковой тарелочки вот такие зубки акулы, мы ими щелкали и играли в догонялки (дома и на улице с детками):
Детки были – русалочками или рыбками, а я иполняла роль акулы))). Рассказывала стишок:
«Акула рыщет по морям,
Пугая всех и тут и там,
Откроет пасть зубастую,
Я всех
вас заграбастаю!» С этими словами детки разбегались, а я их догоняла.
Было очень весело!
Настольные
игры / или Дашина большая любовь:
Пингвины на льдине – игра
балансир, используем также в сюжетных играх. С лета она у нас в числе
фаворитов:
Осьминожек Жоли – осьминожек вращается по кругу и охраняет своих
крабиков. Задача ребенка при помощи пинцета аккуратно достать крабика, не
зацепив Жоли, в противном случае осьминожек начинает смешно хототать – он по
задумке щекотки боится! Даше пока что больше всего нравится его как раз-таки
пощекотить. Это прямо, такое волнение у неё вызывает! Но, тут я ее понимаю,
осьминожек правда так классно смеётся!
Дельфиненок Нино – игра просто супер, заказывала ее специально для ТН. Пока играем по своим правилам – Даша так придумала: у дельфина Нино день рождение и к нему в гости пришли тюлени (расставляем тюленей по игровому полю), тюлени принесли подарки (ложим мячики на тюленей),а дельфин, конечно же, их принимает (Даша нажимает на рычаг, дельфин поворачивается, выскакивает и забирает у тюленя мячик). По правилам нам еще играть рановато! Но, наверное, тем эта игра и хороша, что она на перспективу рассчитана и будет интересна детям и в 3 года, и в 7 лет !
Ну и какой же водный мир без водных игр? В воде играли очень много:
Творчество: Раскрашивали
красками морских обитателей, клеили наклейки:
4. Морское дно и подводные богатства. Здесь я хотела познакомить Дашу с водной растительностью и дать прочувствовать ей всю красоту подводного мира!
Для этого я покупала разные искусственные водоросли, кораллы и мы с ними играли, делали подводный огород для нашей русалки.
1.В
качестве водорослей пробовали морскую капусту на вкус. Даше она совсем не
понравилась, но рыбок кормила ею с удовольствием.
2.
Немножечко с ракушками познакомились: Пришла к нам в гости русалочка и принесла Даше свою
коллекцию ракушек, которую она насобирала в разных океанах. Русалочка просила
Дашу выбрать ту ракушку, которая ей нравится больше всего, и после этого она
рассказывала, в каком океане нашла эту ракушку (дополнительно, для закрепления,
показывали на глобусе эти океаны).
А затем
разложили ракушки на соответствующие картинки с их изображением, параллельно я
рассказывала о том, что ракушки- это домики маленьких моллюсков, которые строят
их из своей слюны, она застывает и получается вот такой красивый и удобный домик.
Этот домик очень прочный, и малюск чувствует себя в нем хорошо и безопасно:
А
потом немножечко разобрались с жемчужинами и кораллами. Здесь наша Русалочка
показала Даше двое разных бус, которые ей подарили на день рождения друзья:
одни бусы – из жемчужин, другие – из кораллов. Поиграли с ними немножко:
Чтобы
стало понятнее, откуда берутся жемчужинки, мы почитали вот эту сказку:
И наполнили
свою раковину жемчужинками при помощи пинцета:
Книжки, мультики:
1.Книжки:
« Улитка и Кит», «Твоя первая энциклопедия. Тайны моря», «Приключения
дельфиненка» из серии «Прогулки вокруг света»:
2.
Мультики: Осьминожки. А еще очень понравился мультик Диснеевский про русалочку
Ариэль , смотрели выборочно серии.
Вот и
всё! Надеюсь, что не притомила)))
Спасибо, что провели с нами время!