Тематическая неделька "Каменный век"
История (древние люди, древний египет, рим, греция и т.д.) 
Большой-большой рассказ о нашем общении с древними людьми )))
Вначале немного вводных слов:
В самом начале этого года я принимала участие в разработке нового масштабного проекта компании "Умница" - "О том, что было давным-давно".Подробнее об этом проекте читайте здесь.
Мы с Лисиком взяли на себя тему "Каменный век".
Моей задачей было подготовить 10-дневный сценарий по теме и провести все эти занятия с Алисой.
О том, как мы провели две недели в компании с древними людьми, читайте ниже ))
Я не могу освятить все подробности этих двух неделей, но кое-что расскажу и покажу с удовольствием ))
Каждый день был направлен на развитие 5 видов способностей: лингвистических, математических, творческих, социальных и физических.
Мы решили сначала немного подготовиться с Лисичкой и приступили к созданию наглядного пособия, которое очень нам помогало в течение всего нашего путешествия!
Взяли огромный лист, побольше красок и сотворили свой каменный век )
К слову, этот день был посвящен вопросу - Почему век каменный!


И вот - наш шедевр готов ))

Я объяснила Алисику, почему те времена назывались каменным веком.
Теперь настало время познакомиться с его обитателями ))

Алисик
очень быстро запомнила цепочку эволюции )) Себя она гордо называла
человеком разумным - хомо сапиенс, мне же частенько доставалась роль
австралопитека - ну, что уж тут поделаешь ))

После знакомства с эволюцией мы принялись рассматривать древних мужчин/мальчиков и женщин/девочек.
Рассортировали
их, пересчитали. А потом принялись раздавать им копья, чтобы
отправиться на охоту и корзины, чтобы заняться собирательством - думаю,
вы догадались по какому принципу мы действовали ))
Вовсе не лишним было бы при знакомстве с каменным веком рассказать, что же такое ВЕК!
Чтобы Лисику было проще понять - я решила разместить на вековой ленте
членов нашей семьи в соответствии с возрастом - т.е. в самом начале была
Алиса, следующей отметкой в четверть века была мама , то бишь я, а
неподалеку папа. За отметкой в пол века расположились бабушки и дедушки,
а в самом конце века - тихонько скучала прабабушка, ведь ей чуточку
осталось до 100 )))
Наше творческое вдохновение мы решили растратить на создание древнего человека ))
и небольшого участка каменного века )) Древнего человека мы лепили с помощью застывающей массы и каркаса и синельной проволоки.

Заодно решили сразу же смастерить каменное орудие труда - топор - не зря же век каменный )

"Вот, возьми, древний человек, каменный топор!"

По-моему, он вполне доволен )))
Далее мы приступили к приготовлению ужина. В процессе приготовления мы
обсуждали как готовим пищу мы и как ее готовили когда-то давно древние
люди. Вспоминали, какие приспособления есть у нас и для чего нужны они -
холодильник, нож, плита и т.д. Предполагали, как нелегко было древним
людям без всего этого.
Обсуждали вопрос, где мы берем еду-продукты и как добывали себе пропитание люди в каменном веке и т.д.

А теперь настало время немного размяться!
Прежде всего необходимо хорошенько потренироваться в меткости, чтобы стать хорошим охотником!
Подготовку прошли - теперь на охоту ))) Ползем тихонько, прячемся, тихо-тихо выслеживаем добычу и быстро мчимся!!!!
Радуемся успешной охоте!!! )) Не могу сосчитать, сколько раз Алисик отправлялась на охоту ))

Настал день 2 и мы спешим узнать, как человек научился добывать огонь!
Рассматриваем картинки, слова и обсуждаем способы добычи огня в каменном веке )
Радуемся и скорей спешим соорудить очаг и подарить огонь нашему древнему человеку )) ведь без огня - ой, как тяжело ((

Мы узнали, что с помощью кремня добывать огонь гораздо быстрее и проще, чем с помощью палочек и трения.
Поэтому отправляемся на берег реки, где среди других камешков и песка отыскиваем куски кремня ( в нашем случае это фасоль)

Спешим подарить наши находки древнему человеку - теперь ему живется гораздо веселее с таким запасом кремня.

Из камешков Алисик смастерила очаг, наломала дровишек и сложила в очаг

Смастерив еще несколько очагов - для других семей, мы принялись делить все дрова, собранные обитателями пещеры.

Для мелкой моторики нашлась неплохая тренировка по сбору хвороста )

Ну, вот - хворост собран, очаг сделан, запас кремня есть!

А
тем временем наш плакат выглядит так. Вечером занимались
физ.упражнениями. А перед сном я рассказала Алисику чудесную историю
(собственного сочинения) "Мальчик и огонь". Даже муж проникся )))
День третий и пришло время узнать, где же жили люди в каменном веке.
Прочитали маленькую хэнд-мэйд книгу на эту тему )
Затем
Алиса приступила к делению шкур и палок на четыре семьи - для каждой
семьи необходимо было выделить по 3 палки и 4 шкуры. Из этих материалов
люди собирались построить себе дома-палатки.

Вспомнили
о нашем древнем человеке - не о том, что на плакате- у него-то пещера
есть, а о том, которой у огня с дровами и кремнем сидит )) Решили
сделать для него палатку из палок и кожи животных.


теперь он стал еще счастливей ))

А это дом для древнего человека Алисиной проектировки ))

Конечно же не забыли мы поиграть и соорудили дом из подушек ))

Еще мы учились понимать друг друга без слов - только с помощью жеста - ведь Алисины древние люди потеряли свою пещеру после землетрясение и им пришлось отправиться в путь и найти другую пещеру, в которой они повстречали другую семью. Обсудили заодно вопрос гостеприимства ))
Алисик еще тренировалась рисовать проект будущего дома на манке/песке )
Итак, день четвертый. Чем же занимались древние люди ))) Это нам и предстоит узнать)
В
первую очередь обсудили вопрос разделения занятий на мужские и женские.
Рассказала Алисику, что мясо мог жарить только мужчина. Потом я
говорила Алисику утверждение, а она определяла - верно ли оно или нет,
если нет, то исправляла.
Конечно же обсудили, на кого охотились древние люди. Выполнили задания "Что лишнее".

Задания на счет - соотнесение количеств и цифры.

Сравниваем размеры рыб и определяем кому достанется самая большая порция приготовленной рыбы )))

Наш плакат в этот день выглядел так.

Сделали картины из пластилина.

А вечером вместе с папой играли в забавную игру. Это куски мяса на тарелке - только недавно добытый на охоте мамонт.
Для начала я рассказала Лисику о том, что у древних людей существовал обычай – тот, кто нанес решающий удар на охоте, который сразил зверя, тот имеет право первым выбрать себе кусок мяса во время ужина. Следующими выбирают себе куски другие отличившиеся на охоте мужчины и все остальные участвующие в охоте.
Дети и женщины подходили за своей порцией в последнюю очередь.
Далее я предложила дочке назначит каждому роль:
-себя она назначила самым главным охотником ))
-папа - просто охотник
-мама – всего лишь женщина.
-игрушки – дети
ну, и затем менялись ролями )) Надо сказать, Алисе нелегко далась роль ребенка, ну или женщины хотя бы )))

А здесь, как видите, Алиса огонь добывает ))

А еще чуть не забыла - сделали копье для нашего древнего человека, чтобы он мог охотиться!
День 5. Этот день поведал нам, как человек научился выращивать растения.
Я рассказала Алисе, какие растения выращивали древние люди. Как делали лепешки - аналог нынешнего хлеба.

Алисик
познакомилась с дробями и помогла людям разобраться - на сколько частей
разрезать лепешку для каждой группы из двух, трех, четырех человек.

Потом
Лисик распределяла на поле зерна ячменя, пшеницы, гороха и т.д. в
соответствии с заданием, например, так, чтобы горох рос между ячменем и
пшеницей.


Ну, и конечно, мы не удержались и испытали на практике процесс приготовления хлеба .
Обсудили весь процесс - от посадки зерен до готовой буханки хлеба.

Хлеб готов - можно и друзей угостить)

Далее среди зерен и макарон Алисик выбирала семена подсолнечника

а затем садила их

Сделали с дочкой и орудие для сбора урожая - жатвенный нож!


День 6. Узнаем - как человек приручил животных!
Я рассказала Алисе том, что самым первым был приручен волк. Вскоре появилась собака.
Затем человек научился разводить коров, лошадей, овец, коз, свиней, индюков.

Мы играли в игры найди пару, продолжи логический ряд.

Алисик с большим удовольствием заготавливала сено для коз и коров ))

И после этого поспешили слепить нашему древнему человеку верного друга - собаку!


Рисовали следы различных зверей

А вечером как обычно - физ.упражнения - косим траву, собираем ее, угощаем наших животных.

А перед сном послушали сказку о приручении собаки.
День 7. Нам предстояло разобраться и узнать - умели ли люди в каменном веке читать и писать.
Сначала
мы обсудили - как пишем и читаем мы, а потом я рассказала Алисику, что
древние люди писали с помощью рисунков и читали, собственно, по
рисункам.
Решили сразу же на практике проверить - каково это - читать по рисункам )) Вот сидим-читаем историю одной охоты ))

Цифр древние люди не знали, поэтому количество обозначали, например, палочками/черточками.

Алиса решила и сама попробовать изобразить количество примитивным способом ))

А на чем же древние люди рисовали свои рисунки, палочки, черточки.
Один из самых простых и распространенных способов в каменном веке - камнем на камне! На стенах пещер множество рисунков, сделанных камешком.
Стену пещеры нам заменил лист картона, покрытый толстым слоев краски.

А этим орудием мы рисовали)

В
какой-то момент древние люди научились делать краски из природных
материалов. И мы, конечно, тоже захотели попробовать сделать такие
краски - решили остановиться на краске из корицы)

Получилось очень ароматное творчество )

Далее Алисика ждал лабиринт.
Я сообщила, что мужчины перед охотой нарисовали табун лошадей, на который завтра пойдут охотиться, чтобы им сопутствовала удача.
И вот они отправились на охоту, увидели лошадей и решили напасть на них с двух стороны, чтобы они не разбежались.
Помоги им добраться до лошадей. Очень важно, чтобы обе группы двигались одновременно и добрались до табуна одновременно.
День 8. Как одевались древние люди? Посмотрим....

И вот Алиса уже вся в делах - из кусочков шкур собирает цельную одежду )

А затем мы занялись подбором одежды для человека, живущего в теплом климате и человека из северных краев.


Во
все времена люди заботились не только об одежде, но и украшениях,
поэтому мастерим бусы, обсудив перед этим, что древние люди делали себе
бусы из позвонков или зубов животных.

После того, как украшение из макарон было готово, мы занялись пошивом одежды – так как делали это древние люди – из шкур, с помощью костяной иглы и жил животных.

Потом началось веселье ))) Я рассказала дочке о том, что в каменном веке у людей было совсем мало
одежды, они носили свою одежду до тех пор, пока она полностью не сносится. А
сейчас у нас много одежды – на любой случай. Затем я оставила в распоряжение Алисика различную одежду и
попросила ее нарядиться – на охоту или на праздник или на большой обед.
Перед вами Охотник ))

А теперь Вождь)

Ну, и ежедневная разминка - стираем одежду ))

День 9. Этот день мы посвятили деньгам - а были ли они у древних людей?
Сначала мы обсуждали различные товары и тренировали своим лингвистические способности.
А потом я объяснила, что у древних людей денег не было, поэтому, когда появилась лишняя одежда, различные изделия, еда, люди стали обмениваться своими товарами с другими людьми. Так возникла торговля.
Сегодня отличный мастер по изготовлению копий отправился к соседям за товаром, взял он с собой несколько копий, чтобы обменять их на другой товар. Он подходил то к одному человеку, который хотел обменять куропаток на что-нибудь, то к женщине, которая хотела продать бусы, иглы, браслеты, подходил он и к другим людям и каждый называл ему, сколько чего он готов отдать своего товара за копье.
На листе бумаги я нарисовала табличку с «ценами» - эквивалент копья.
А дочке называла количество копий, которое есть у мастера и она выбирала, на что их можно обменять, зачеркивая, потраченные копья.

Чтобы
у нас была возможность что-либо приобрести, мы решили сделать
украшения-кулончики, которые потом можно будет обменять на интересующий
нас товар.


Кулоны делали из соленого теста, потом мы их запекли и повесили на ниточки.

И, конечно, решили проверить на практике, как осуществляется товарный обмен ))

Продавец ))

Развивался товарный обмен - развивались и орудия труда. Я рассказала Алисику о том, что сначала человек в качестве орудия использовал простой камень. Например, если нужно было забить колышек в землю.
Дочка попробовала каково это - орудовать камнем.

Со
временем человек додумался, что если сделать ручку, будет гораздо
удобней. Мы на примере палки и камня показали, как это произошло. И
предложили Алисе испробовать молоток и сравнить с камнем по удобству.

Далее
мы обсудили ремесленников и товары, которые эти люди специально начали
создавать для продажи. Поиграли в игру - изобрази ремесленника )

День 10. И на повестке дня - верования древних людей.
Я рассказала Алисе, что древние люди не могли объяснить многие природные явления и поэтому всему происходящему в природе придавали магическое значение - она поклонялись рекам, тучам, молнии, камням и т.д.

В этот день Алиса узнала о том, что древние люди с помощью шамана наделялись тотемом - это могло быть животное или птица и т.д.
Мы прочитали историю об обряде наделения детей тотемами, поучаствовали в ритуальных танцах и песнях.
Также я рассказала о том, что древние люди часто придавали особые магические свойства природным объектам - палкам, камням, метеоритам. Потом люди начали сами изготавливать фетиши - фигурки, которым они поклонялись. такие фигурки могли изображаться, например, в виде животного или иметь любую другую форму или образ.
Алисик решила тоже попробовать сотворить фетиш ))

Не обошлось и без амулета - сделали и его )


После создания амулета Алисик узнала немного о шаманах - о том, что они не только проводили различные обряды, но и лечили людей от различных болезней и недугов. Но ведь у древних людей не было таблеток, лекарств, различных медицинских инструментов, поэтому они лечили тем, что дала им природа - различными травами, кореньями и т.д. Шаманы знали очень много различных трав и их свойства.
Алисику тоже посчастливилось почувствовать себя шаманом ))
В ее распоряжении оказались различные "травы", семена и т.д. , а также водичка, чтобы готовить целебные настои.
Кроме того, "шаману" предстояло определить, что же болит у обратившегося к нему больному ))


Ну,
и какое лечение или обряд обходятся без шаманских плясок? Вооружившись
ложками, чтобы отстукивать ритм, наш шаман принялся за дело )))

Таким оказалось наше путешествие в каменный век! Эти дни оказались очень насыщенными, веселыми и , конечно, познавательными! ))
Cпасибо, что дочитали до конца ))))
