Апокрифы

Если кратко, христианство в первый век своего существования представляло собой набор очень разнообразных "вер", намного более диверсифицированный, чем оно представляет сейчас. Вы, наверное, слышали о гностиках. Была и противоположная, "иудействующая" партия. Срединная точка зрения, которая впоследствии восторжествовала и которую можно назвать прото-ортодоксальной, и оказала решающее влияние на формирование новозаветного канона. В него вошли книги, в частности, Евангелия, которые нельзя или очень трудно было бы перетолковать в том или другом духе. Ну, и древность и наиболее широкое распространение того или иного текста, безусловно, оказывали свое влияние и были (наряду с предполагаемым апостольским авторством) критериями для включения в канон.
13.12.2013
набор разнообразных вер, говорите.... хм.. как-то это все-таки сложно для понимания. Т.е. к ныне существующим каноническим евангелиям меньше всего можно было придраться, и поэтому их не "бортанули"?  
14.12.2013
Ну, как я сказал, было 4 критерия: "православность", апостольское авторство, древность и повсеместное распространение текста (то есть он должен быть известен не только в какой-то области)
14.12.2013
Ага, ну теперь хоть как-то понятнее стало. Спасибо!
14.12.2013
И вам спасибо за поднятие такой темы!
14.12.2013
Я бы мог посоветовать лекции одного из ведущих мировых библеистов и историков ранней Церкви, но, боюсь, это не по формату сообщества :))Так что вполне сойдет Десницкий, на статью которого Лина дала ссылку. Чтобы и по формату и со знанием дела
13.12.2013
а можно мне лекции библеиста? в личку
13.12.2013
Вы уверены в этом желании? Он не христианин (агностик) и библеистику излагает с исторических, а не богословских позиций. Но предмет знает досконально. Так что смотрите...
14.12.2013
хм... тогда надо подумать.а по текстологии Нового Завета у вас что-то есть? (блин, как в магазин пришла...)
14.12.2013
Только от того же товарища. И его учителя (который вроде как верующим оставался до конца жизни). Все уже догадались, о ком идет речь :))
14.12.2013
Не все...
14.12.2013
Думаю, если человек знает слова "текстология Нового Завета", "библейская критика", то догадаться несложно ))
14.12.2013
Слова то знакомы, но догадаться все равно сложно.... :))
14.12.2013
ну я вам намек дал в личку
14.12.2013
Напишите уже прямо. Хорош в загадки играть! До меня тоже не дошло).
14.12.2013
ок. речь идет о Барте Эрмане. Его учитель, соответственно, Брюс Мецгер
14.12.2013
Скинтьте в лс, плиз.  
14.12.2013
Фома ЧТО ТАКОЕ АПОКРИФЫ Периодически можно слышать о сенсационных находках: новые «евангелия» и другие якобы неизвестные прежде тексты, возникшие на заре христианства. На самом деле ничего принципиального нового в этих находках нет; чаще всего речь идет о новых рукописях текстов, известных Церкви с самых давних времен. Но что именно называется апокрифами? Читать далее
13.12.2013
Вовремя, как всегда)Поль, из всего прочитанного я так поняла, главный критерий - это признание общиной того или иного текста, именно общиной, а не регламентация свыше, от епископата. Так? А то, видишь ли, папа моей подруги, "вдарившийся" в родноверие, доказывает, что директива что читать, а что не читать спускалась свыше,  а что читать было нельзя, содержит якобы какие-то компрометирующие тайные факты. И находит тому доказательства) 
14.12.2013
Директива именно в свое время спустилась свыше. Афанасий Великий первым сформировал канон, как мы его имеем, в послании к подчиненным ему церквам
14.12.2013
и этим деянием, практически оставшись единственным неарианским епископом в восточной части империи, отстоял чистоту Православия от засилия арианства
14.12.2013
Я и не даю нравственной оценки его поступку. Понятно, что другого выхода, скорее всего, не было. Тем более, не он, так кто-нибудь другой это бы сделал рано или поздно. Я просто говорю, как это было
14.12.2013
ну вот пришёл апостол Иоанн в Эфес и стал продолжать, начатую ап. Павлом, проповедь Христа распятаго и воскресшаго, нажил учеников. А под конец жизни получил заказ на письменное изложение своей проповеди. Какая тут может быть директива "что можно читать, а что нельзя", когда и читать-то было ещё нечего?!!у папы-родновера взгляд на историю Церкви=истории партии ВКП(б): некие идеологи собрались и постановили учредить церковь > Новый Завет=один из учредительных документов. но наше Писание - не основа Церкви, а продукт, т.с. её жизнедеятельности. Человеку, находящемуся вне Предания, втолковать это, по-моему, очень сложно
14.12.2013
Думаю, вопрос больше о составе канона, а не об авторстве книг, хотя вопрос об авторстве тоже очень интересен
14.12.2013
думаю, вопрос больше о папе-родновере и политике общения с ним на тему "христианство на Руси"
14.12.2013
А какое отношение канон Библии имеет к Руси?
14.12.2013
опосредованное))современное неоязычество и его идеологи, слегка стряхнув пыль с богомильской ереси, и внеся в апокриф, на котором она базировалась, пару определений, типа "гиперборейский", пудрят наивному и доверчивому, аки младенец, народу мозги...
14.12.2013
Вам виднее :)
14.12.2013
да с этим-то понятно. Вопрос был в том, почему Евангелие от Иоанна Богослова, в канон вошло, а Евангелие от, например, Андрея Первозванного, который тоже вроде как был апостолом, в канон не вошло. Ну да с этим как-то разобрались, спасибо Андрею Десницкому. И тебе, конечно)) Человеку, находящемуся вне Предания, втолковать это, по-моему, очень сложноСложно, да, и маловероятно. 
16.12.2013
http://russbalt.rod1.org/index.php?topic=3166.0 вот что нашла про "Евангелие от Андрея"
17.12.2013
Вот и у меня при словах "Евангелие от Андрея" было удивление, хоть я и не знаток апокрифов. Да и вообще не знаток )
17.12.2013
Аааа! Так вот откуда ноги, оказывается, растут:)
18.12.2013
Постою, послушаю. А муж твой на это что говорит?
13.12.2013
Примерно в том ключе, что Константин выше написал. Что, мол, канонические Евангелия вошли в Канон именно по той причине. что были приняты всей полнотой Церкви, а в других чувствовался некий неправославный "душок", что позволило усомниться в их подлинности. Но до меня все равно не совсем дошло) 
14.12.2013
Катя, никто сейчас уже этого не знает, почему именно в этих текстах увидели наибольшую православность. Мы знаем только критерии (те 4, которые я указал), потому что Отцы их упоминают.
14.12.2013
Мне тоже интересен cей вопрос. Тем более, что многие моменты в православии берут свои истоки именно от апокрифов, некоторые праздники и т.д.
13.12.2013
Вооот! А житие ап.Фомы, насколько мне известно, вообще писАлось исходя из фактов евангелия, написанного им. Ну да пойду читать Полинкину статью
14.12.2013
Нет, не так. Евангелие от Фомы - это логии (изречения) Иисуса, про самого Фому там нет. Есть апокрифические Деяния Фомы
14.12.2013
Ну вот как полезно, оказывается, проводить ликбез, хотя бы иногда
16.12.2013
Какое ваше любимое Евангелие? Помогите найти отрывок!