Молитвы и таинства для матери и ребенка
Вопросы о чадородииУчебное пособие по литургике
Глава II . Богослужение Таинств Крещения и Миропомазания
1. Молитва матери по рождении ребенка
C овершению Таинства Крещения предшествуют молитвословия, отно сящиеся к матери и рожденному ею младенцу. Матери они читаются в первый и сороковой день, а младенцу — в восьмой и сороковой дни.
Молитвы в первый день
По внегда родити жене отроча преподают матери и ребенку благо словение Божие. Святой Симеон Солунский говорит, что в этих молитвах родившей женщине и окружающим ее домочадцам даруется благодать ос вящения и очищения.
«Владыко Господи Вседержителю, родившую рабу твою исцели, восстави от одра, на нем же лежит...— молится священник.— Сохрани сию и младенца, покрой ю кровом крил Твоих... молитвами Богородицы и всех святых» (1-я молитва). «Владыко Господи,... днесь родившую сия отроча, помилуй и прости вольныя и невольныя ея прегрешения,... даждь ей скорое восстание, от скверны очисти, болезни исцели, здравие и бла- гомощие души и телу даруй, и ангелы светлыми и сияющими сию огр ади... Рожденнаго же младенца сподоби поклонитися земному храму» (2- я молитва). И в третий раз молит священник Господа: «Призри с Не бес... и прости рабе Твоей сей и всему дому...(немощи человеческого ес тества)» (3-я молитва).
Молитва о женщине, извергшей младенца
Этой молитвой Церковь приходит на помощь женщине, у которой произошло непроизвольное извержение плода зачатого ребенка. В первый день такого несчастья читается женщине эта молитва, вместо трех уже указанных.
В этой молитве священник просит Бога: «Прости ея вольныя и не вольныя прегрешения, сохрани от всякаго диавольскаго кознодействия, скверну очисти, болезни исцели, здравие и благомощие телу с душею ея даруй, очисти от телесныя скверны,... возстави ю от одра, на нем же ле жит. И всех обретающихся и прикасающихся ей по велицей Твоей милости... помилуй и прости».
«Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16, 21). В этих словах Учителя и Господа Церковь усматривает глубокий смысл чадородия, которым спасается женщина, если пребудет «в вере и любви и святости с целомудрием» (1 Тим. 2, 15). Рождение младенца, таким образом, связано для матери-христианки с радостью жизни по евангельским заповедям, к которой бу дет приобщен и рожденный ею ребенок. «Просите и получите,— говорит Христос,— чтобы радость ваша была совершенна» (Ин. 16, 24). Рож денный младенец, как некогда и сама мать, будет введен в жизнь Церкви в Таинстве Крещения и получит от Бога Дар Святого Духа. Перед ним откроются тайны веры, Евангелия, Царства Небесного. Жизнь во Христе вместе со своим ребенком наполняет сердце женщины благодар ным чувством к Богу. И радость обретения младенца заставляет ее за быть скорбь при рождении.
По-иному ведет себя сердце женщины, когда неожиданно для нее случается непроизвольное извержение плода зачатого ребенка. Радость не приходит в ее душу. Ее сердце скорбит о младенце,исключенном из жиз ни, изверженном ею. Скорбит она и о себе самой, пребывающей во гре хах, которые отравляют все члены тела, все силы и свойства души, пора жают недугом и тело, и сердце, и ум. Скорбь ее сменяется печалью. В душу может войти уныние оттого, что не было у нее достаточной реши мости жить по евангельским заповедям и достойно хранить Дар Святого Духа, полученный в Крещении. Горестно и трудно женщине в эти мину ты жизни. И Церковь, как Мать, понимает ее состояние и приходит к ней на помощь. В первый же день пастырь должен быть извещен о тяж ком несчастье, происшедшем с женщиной, чтобы совершить в тот же день о ней молитву.
Согласно древней практике священник совершал эту молитву у одра женщины, предварив молитву о жене извергшей принятием покаянного исповедания грехов со стороны женщины, открывающего пастырю духов ное ее состояние, чтением над ней разрешительной молитвы: «Господь и Бог наш Иисус Христос...» и наложением посильной епитимий.
Когда молитва «егда извержет» прочитана над женщиной в первый день ее несчастья, то в сороковой день читается молитва сорокового дня. В случае непрочтения этой молитвы в первый день, данная молитва и мо литва сорокового дня совершается в день, когда женщина, оправившись от болезней, приходит в храм, то есть начиная с сорокового в любой по следующий ближайший день.
Если женщина родит, хотя и преждевременно, но живого младенца, то в случае его смерти сразу же по рождении над материю следует читать обычные молитвы жене-родильнице, а не молитву «егда извер жет».
В приходской жизни священник соприкасается с такими случаями, когда молитвы «егда извержет» просят совершить о себе женщины, из вергшие зачатый в них плод по своей воле. На священнике в этом случае лежит прямая обязанность разъяснить женщине, что с первых веков хри стианства Святая Церковь считает исключение человека из книги жизни, из домостроительства спасения людей Сыном Божиим, несовместимым с евангельским учением. Поэтому уже в первом веке Церковь требовала от женщины: «Не умерщвляй дитяти в зародыше», убеждая ее отстать от языческого взгляда на этот вопрос.
Церковь всегда смотрела на зачатый во утробе матери плод как на человека. Она установила праздники зачатия святого Иоанна Предтечи, зачатия праведной Анной Пресвятой Девы Марии, утверждая эту мысль. И когда женщина пренебрежет требованием Церкви, то она, по слову Христову, оказывается виновной в нарушении заповеди древней (Мф. 5, 21) .
Чтобы помочь женщине, волею извергшей младенца, с должным ду ховным разумением перенести последствия своего греха, Церковь опреде лила ей, в отличие от женщины, извергшей невольно, длительное время покаяния.
Требник митрополита Киевского Петра Могилы говорит: «В о испо- ведании известно испытай, каковем образом сие извержение приключися ей: ... аще волею коим-либо образом сие ключися, убийство сотворила есть; сего же убо ради от святых правил рассудив, накажи (наставь) ю, и епитимию по силе наложив, разрешением обычным разреши».
Из этих слов Требника видно, что женщине, извергшей младенца по своей воле, молитва «егда извержет» в храме не читалась, а совершались о ней молитвословия Таинства покаяния. По разрешительной молит ве ей давались пастырские советы, направленные на видение и глубокое переживание ею своих грехов, сознание своей вины перед Богом и испо ведание твердого намерения не возвращаться к совершению греха.
Этому намерению помогает желание женщины видеть себя в свете правды Божией, которая свидетельствует, что извержение младенца во лею готовится в ее душе преобладанием в ней эгоизма, черствости, внутренней жестокости и иных греховных начал, что убеждает ее идти на это. И покаяние только тогда принесет облегчение душе, когда женщина будет исповедана пред Богом о всей совокупности греховных навыков, связанных прямо или косвенно с лишением младенца возможности участвовать в ее жизни.
Извержение младенца морально угнетает душу женщины и тем са мым нарушает доброжелательную атмосферу в ее семье, где наблюдается потеря согласия, мира, взаимопонимания между членами семьи (ср. Быт. 4, 11—12) во многих вопросах жизни. Грехом одной грех входит во многих и разделяет, отчуждает членов семьи друг от друга. Семья — единое целое не только телесно, но и духовно. И вина матери является одновременно и виной отца, когда с его согласия греховное начало в женщине берет верх над благоразумием и доброй совестью.
Женщина-мать вместе со своим супругом несет ответственность перед Создателем Богом за участь младенца в загробном мире, хотя суд над ним предоставлен Самому Богу, Его Святому Промыслу. Молитва родителей о нем, особенно матери, облегчает его участь, приклоняя любовь и милосердие Божие к нему.
Церковь усматривает необходимость в покаянном изменении сердца и умиротворении совести согрешившей матери. А в молитвах о безымян ных младенцах, совершаемых в домашнем молитвенном правиле, и в доброделании Она видит необходимую духовную жертву ради благой за гробной участи этих младенцев.
При непременном условии Покаяния и епитимий священник не нарушит церковных правил, допуская женщину, волею извергшую зачатый плод, к участию в богослужении Церкви, а по истечении срока епитимий — и в Таинстве Святого Причащения.
Молитвы сорокового дня
Храм — это особое место молитв и благодатного общения человека с Богом в Богослужении и Таинствах Церкви. Поэтому в 40-й день мать с ребенком приходит в храм и может участвовать в богослужении не иначе, как с благословения и молитвы о них священника.
Сороковой день по рождении младенца определен Законом Божиим для посвящения младенцев Богу. Ранее этого срока мать, родившая ре бенка, не может ходить в храм. До сорокового дня после родов женщина по Закону «ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее» (Лев. 12, 4; Лк. 2, 22). В Ветхом Завете матери в сороковой день приходили в храм, чтобы принести жертву о грехе и вступить в общение с Богом.
Матерь Божия, Пресвятая Дева Мария, также исполнила этот За кон и принесла в храм Иерусалимский Богомладенца Христа (Лк. 2, 22—39). По Ее примеру, Православная Церковь требует от матери- христианки сорокадневного очищения. В сороковой день по рождении она обязана прийти в храм для принятия разрешения участвовать в богослу жении и Таинствах и для крещения своего младенца.
В первых двух молитвах священник испрашивает у Господа благо словения для женщины, чтобы ей ходить в храм и достойно причащаться Тела и Крови Христовых.
Для женщины-матери ее воцерковление есть возвращение в храм Славы Божией, от которого она была отдалена на сорок дней из-за «недуга и слабости». Она возвращается в Церковь для приобщения Телу и Крови Христовых. «Мир всем», — говорит священник, и это оз начает, что воцерковление происходит во время собрания верующих и есть возвращение этой женщины к внешнему единству со всей христиан ской общиной. И читается ей молитва, в которой иерей просит Бога: «Господи Боже Вседержителю... Тебе молимся и Тебе просим: Твоею волею... очисти (рабу Твою) от всякого греха... да неосужденно сподо бится причаститися Святых Твоих Тайн... И сподоби ю честным Твоим пресвитерством входа храма славы Твоей... творяй ю достойну и причащения честнаго Тела и Крове Твоея...» (2-я молитва).
Вхождение матери с ребенком в храм символизирует собой ее при ход в Церковь для подготовки своего ребенка к духовному рождению в Таинстве Крещения и, если есть к этому необходимость, она сама становится участницей совершающегося над младенцем Таинства.
Высший смысл и радость этого обряда могут быть найдены в свете тайны Девы Марии, Матери Христа. Когда мать стоит у входа в храм, держа на руках своего младенца, готовая принести его и свое материнство Богу, она встречает другую Мать с другим Младенцем на руках: икону Богоматери. Своими молитвами Церковь объединяет два материнства, наполняет человеческое материнство неповторимой радостью и полнотой Божественного Материнства Девы Марии. И эту-то благодать матер инства получает при воцерковлении каждая мать, когда приносит своего ребенка Богу. И эта благодать дает ей право присутствовать при бого служении Таинств Крещения и Миропомазания своего ребенка, когда они совершаются после 40-го дня.
Архиепископ Вениамин. Новая скрижаль. СПб., 1899, ч.І ? , гл.1, с.327 328.
Содержание молитвы сходно с содержанием молитв по внегда родити жене отроча, что указывает на время совершения этой молитвы. См. Тресвятский ?., священник. Сборник для справок в служебной практике причта. — Календарь священника. 4-е изд. Самара, 1899, с.277; Калужские епархиальные ведомо сти, 1888, с.153 154.
Петр Могила, митрополит. Требник. Киев, 1646, с.31. Согласно этому Треб нику, священник обязан прежде всего принять от жены извергшей исповедание грехов, чтобы открылось с ее слов каковем образом сие извержение- приключися ей: волею или неволею . Аще... неволею, от случая коего сие бысть ей, малым чим за прети ю, и наказав (наставив), разреши. По разрешении же чти молитву .
Свод указаний и заметок по вопросам пастырской практики. М., 1899, сб.
Булгаков СВ. Настольная книга для священно-церковно-служителей. 2-е изд., Харьков, 1900, с.888.
Учение двенадцати апостолов. Киев, 1885, с.27.
Книга правил святых апостолов и Святых Соборов Вселенских и поме
стных и святых отец. М., 1914, с.119, 316 (91-е правило Шестого Вселенского
Собора и правило святого Василия Великого).
Хойнацкий А.Ф., протоиерей. Практическое руководство для священнослу
жителей при совершении Святых Таинств. М., 1883, с.4.