Здраво о посте
Посты и постные дниЭпистолярное
Одна девушка написала мне письмо. Она была больна, и ее, как я подумал поначалу, интересовала возможность и допустимость послаблений в пост. Я сказал, что теоретически послабления допустимы, что ей нужно обратиться к местному духовенству, чтоб они, пообщавшись с ней, дали ей конкретные советы - ситуация там достаточно обычна. Девушка же начала мне перечить и говорить, что послабления недопустимы (и чего, спрашивается, она тогда писала мне?). В обоснование своей позиции она привела следующее повествование:
«…Однажды великий молитвенник и праведник, о. Иоанн Кронштадтский, будучи уже пастырем, но еще молодым, заболел. А был Великий Пост. Врачи требуют, чтобы больной ел мясную пищу, иначе ослабеет и умрет. Отец Иоанн не соглашается; наконец он говорит, вероятно предвидя результат: "меня моя мать воспитала в послушании Церкви и соблюдении святых постов. Она жива — я ее спрошу. Если она, как мать, даст мне разрешение, то я согласен". Ей пишут письмо, запрашивают. Получается ответ: "сын любимый, даю тебе мое материнское благословение, прошу твоего пастырского благословения, а вкушать скоромную пищу в посту, ни в коем случае не разрешаю. Врачи говорят, что умрешь — умри. Все равно умереть придется, но послушания Церкви — не нарушай». Другой источник еще доносит до нас и вывод св. Иоанна на слова своей матери: «Неужели вы думаете, что я променяю жизнь на благословение матери, на заповедь Господа: «Чти отца твоего и матерь твою?»…
Я не особо спорил. Я просто привел следующее:
«Никаких нет законов убивать себя, коль скоро известно, что постное расстраивает здоровье. И св.Пахомий в уставе написал, монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья». «Относительно поста, когда нет здоровья, — терпение болезни и благодушие во время ее, заменяет пост. Потому извольте употреблять пищу, какая требуется по свойству лечения» (свт. Феофан Вышенский).
«…Непременно вкушай говяжий бульон и другую нужную по требованию твоего тела мясную пищу. Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтоб непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтоб они на растительной пище постного времени прохлаждались и облегчались, а не потому, чтоб употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту. И потому удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию многими своими национальными дебелостями» (Святитель Игнатий (Брянчанинов), письмо сестре)
Что касается случая со св. Иоанном… Я не знаю, как там было на самом деле, однако… Интересно, почему он спрашивает благословение у матери, а не у епископа или духовника? Уж не оттого, что он сам все решил заранее? И решил для себя (!), а не для кого-то другого.
Не думаю, что кто-то из пастырей имеет право повторить кому-то конкретно слова матери св. Иоанна Кронштадтского. «Батюшка, благословите, умираю, разрешите молочко…». «Ну, ничего, чадо, все когда-нибудь умрем, вот почитай, что мать св. Иоанна пишет…». ИМХО, это не просто "национальная дебелость", а преступление уже. Умри ты уж, батюшка, сам лучше.
«Как все противоречиво!!!» - скажут многие… На первый взгляд, да. Но это только на первый… Ведь нет никакого противоречия в медицине оттого лишь, что одному она предписывает таблетки от поноса, а другому от запора, или страдающим одним недугом назначает разные средства. Святоотеческое наследие чрезвычайно богато и разносторонне. Однако, что именно окажется полезным в каждом конкретном случае зависит от очень многих факторов… Огромный выбор медицинских препаратов и их эффективность нисколько не отменяет необходимости врача. Так и здесь. Главное, не заниматься самолечением или самонелечением. Истинный пост должен сделать нас ближе к храму - т.е., более доступными для священнического учительства.
Святые отцы не дают готовых ответов – они дают лишь возможные варианты, что нисколько не отменяет актуальности непосредственного духовного наставничества и ученичества, и, конечно же, - необходимости иметь собственную голову на плечах…
Понравились некоторые комментарии.
Особенно:
- Некоторым надо бы пост-наоборот назначить. Вдарить антрекотом и сосиской по гордости и тщеславию. Тем, которые святее всех святых и лучше батюшек все знают.
- У тех, которые 'святее всех святых' наверно нет проблем с желудком, не сгибает пронзительной болью фпополам где-нить в метро.
- Всегда вспоминаю слова моего покойного духовника - протоиерея Виктора Бекаревича: "пост в православии никогда не являлся тягостной обязанностью для немощных, пост всегда был радостной привилегией для способных к нему..."