Рисование 9 м - 1 г 9 м
Художественно-эстетическое развитиеКогда я показала рисунок своей дочери, который она в полтора года нарисовала, моим подругам понравилось. Бабушки в восторге. Да и мне самой нравится =) Потом назрели некоторые вопросы, как мы рисуем, зачем, чем, что... И я решила немного систематизировать наши занятия, вдруг кому-то это окажется полезным?..
Сразу оговорюсь, что это ЛИЧНЫЙ опыт, ни художественного образования, ни педагогического я не имею.
Не шедевры, вероятно, но учитывая, что показываемые мною тут рисунки сделаны ребенком полутора лет, ИМХО, успехи у нас некоторые есть.
Когда начали рисовать? Поскольку мне несказанно повезло и моя неедяка еще к тому же и негрызяка (книжку грызла в 4 месяца один раз только, иногда кусала игрушки - но чтоб "все в рот" не было никогда) - то с художественными принадлежностями мы познакомились рано. Месяцев в 7 мы попробовали рисовать черносливовым пюре на тарелке (и полу; посмотрела, потрогала, не впечатлилась)
В 9 познакомились с пальчиковыми красками (гадость-гадость-гадость!)
Тогда же - с восковыми мелками... И пошло-поехало. Ок. 10 мес. она поняла, как надо орудовать карандашом (мелком), чтобы получать линии. В 11 мес ей были куплены специальные, ее собственные, крупные и СМЫВАЕМЫЕ мелки, в 1 год и 1 месяц - акварельные краски.
Чем рисуем.
СМЫВАЕМЫМИ восковыми мелками Crayola - круглыми и крупными. Специальные треугольные (для правильного захвата) почему-то ее настораживают, и их она постоянно норовит сломать или развинтить, вместо того, чтоб рисовать. НЕсмываемые, конечно, опасны в плане стирок и уборки - и вся одежда, и диваны, и столы, и все вокруг будет в плохооттираемых следах (она не специально; целенаправлено на мебели не рисует, но случайно - постоянно остаются следы)
Акварельными красками - НЕ медовыми, а импортными "для детского творчества", которые выглядят в сухом виде как мел (так и называется dry water color, НЕ semi-dry!). В чем косяк медовых: консистенция. Они мажутся и плохо высыхают, а некоторые так и не вовсе не сохнут, оставаясь липким пятном и пачкая все вокруг =(
Плюс кисть: жесткая прочная кисть, косого среза с синтетической щетиной. Номер 6 примерно. Иногда просит кисточки потоньше, но я не люблю их давать ей, потому что ей хочется взять на кисть побольше краски, а она думает, что чем глубже в краску засунешь кисть - тем лучше, а эдак не работает, только кисть портится... Всякие колонковые, натуральные, беличьи и пр. - не для нас точно, нужна жесткость и стойкость формы.
Иногда в ход идут руки и салфетки, а так же все, что может оставлять следы - игрышки, машинки, стаканы и т.д.
Штемпельная подушка (тоже СМЫВАЕМАЯ) - со штампами по настроению.
И по ходу дела обычными карандашами, ручками, перманентными маркерами и фломастерами по ткани.... все, что найдется у мамы на столе и в ящиках.
Чем НЕ риусем:
пальчиковыми красками - гадость страшная! в них прелесть только в том, что если их съесть - может быть, обойдется без госпитализации, красители пищевые. НО, пищевые красители оооочень стойкие, отмыть их с рук, с одежды и мебели - задачка та еще... К тому же консистенция неприятная, сохнут плохо и липко - если брать пожирнее, а если брать мало - цвет бледный совсем. Короче, один раз попробовали и решили, что хватит. В рот она ничего не тянет, так что такие предосторожности там не нужны.
гуашью надо рисовать жирно - мы тоже ее не берем пока
масло - вообще страшная штука, растворители и т.д., точно не для ребенка
фломастеры и традиционные карандаши - редко, в них грязи и вопросов больше, чем удовольствия пока что...
Где рисуем:
обычная бумага, офисная
начали на листе, лежа на полу, сейчас сидя в кормительном стульчике или на диване.
Что рисуем
Что обычно представляют люди, говоря о детском рисунке? "Простенький сюжет": солнышко, облачко, домик и дерево. Классика. Стереотип. Вот и пытаются научить ребенка "самому простому", солнышко рисовать. Мы так делать не стали. Почему?! Вот что есть это "солнышко"? Круг с лучами, исходящими из потенциального центра круга, но отпечатывающимися лишь вне его. Для взрослых это - символ, привычный стереотип. У детей нет такого пока. Они мыслят свободно и образно. Что такое "солнышко" для них? "Петя, пойдем гулять, пока солнышко!", "Маша, на солнышке нужно панамку надевать!", это вообще погода, получается... ну и как нарисовать погоду?! "Катя, ты мое солнышко!" - а ей автопортрет рисовать?..
Само светило вообще мало кто из детей видел, и не надо им глаза жечь, разглядывая яркую до боли точку на небе. Все равно на нужный символ не похоже.
Есть в книжках иллюстрации, где часто солнышки бывают, но художники сами чудят, как могут, стараясь быть небанальными: где-то лучей нет, где-то они размыто-градиентные, где вокруг круга плавный ореол, а где вовсе руки и косынка! И копировать с книжки задуманное тоже не выходит.
Тогда проанализируем геометрию. Круг - сложноватая фигура, по себе помню, года в три мыкалась, изображая Чебурашку из кругов - очень разочаровательное было занятие. А дальше ещё хуже: лучи! Вон у них сколько параметров, которые сложно выдержать: прямолинейность, размер, направление, частота, отстояние от контура круга и т.д...
Другими словами, я решила, что начинать с солнышка мы не будем. Собственно, подобному анализу были подвергнуты и облака, и дома (это ещё более трудное, чем солнышко, задание), и деревья... и решили мы рисовать то, что нам знакомо, понятно и просто.
Однажды случайно получилось свернуть салфетку (они всегда наготове, если что), чтоб вытереть испачканную краску, а она оставила шикарный отпечаток "розочку". Мы обе удивились, повторили.. и стали рисовать такие розочки сами, кисточкой. С тех пор очень удачная форма. Одно движение, одно понятие, ясная цель и каждый раз шикарный результат, несмотря ни на что!
Это букет - три розы (2 розовые и 1 синяя) и зеленые стебли.
Общаемся. Бывает, что я занимаюсь своими делами, готовлю, например, а дитя самостоятельно воюет с красками, да. Но вместе рисуем чаще. Первый этап: она рисует, я комментирую. Цвет, форма, мои догадки. Это полоска, она голубая, похоже на мой шарф. Второй этап: Подключаю к разговору ребенка, спрашиваю, что рисует, прошу дорисовать что-то ещё. Например, розовый завиток - "Ух ты, какая розочка! Теперь надо к ней стебель и листки добавить. Какого они будут цвета?" И пусть они будут рыжими и голубыми, главное, поиск и желание.
Третий этап: игра в ДПУ (дистанционный пульт управления), я только словами говорю, что рисовать, где и какое. Лично меня именно это радует очень :-)
Главный секрет: интерпретация взрослого! Если я в каляках увидела розу, мне радостно, и ребенку приятна моя реакция, она захочет повторить. Если я не обращаю на процесс внимание, а по итогам выдам "Ну и чо ты тут за мазню развела?." - ни мне не весело, ни ей не интересно (разве что тон и слово "размазня" ее внезапно пробьют на хаха)
Рисуем вместе. Двумя кисточками или по очереди. Бывает, что ей больше хочется смотреть, и она сама вообще краски не трогает. Тут два примерных пути: абстрактно-веселый и сюжетно-развлекательный. В первом рисую, мягко говоря, ерунду: точки, палки, зигзаги и завитки, бессистемно, но фишка в звуковом и настроенческом сопровождении. Ищем слова, которые кажутся смешными, моя, например, два вечера заливалась на "загогульку", и прихихикивала на движения кисти под "зззззиг-зззззаг" с убыстрением повторяющихся слогов. Плюс играем со скоростью изображения, повышаем тембр голоса, рисуя мааааааленькое, опускаем до баса при масштабных деталях.
Во втором случае разыгрываем сценки и сказки. Об экскаваторе, потерявшем колеса, о медузах, встретивших краба, о самой девице на прогулке. Кстати, одно время у нас был ритуал: перед дневным сном я рисовала ей циферблат, и напротив цифр детали, что мы делали - кашу с ложкой, птичек на прогулке, ботинки и краски и т.д. В итоге "Вот сколько всего мы сделали! Ты уже 6 часов не спишь! Пора отдыхать.." - и мы вместе рисовали дочку спящей :-)
Ну и абсолютно в любом случае, начинаем что-то новое рисовать вместе. Показать прием на своем примере, поощрить на повторение, а может даже и поводить ее рукой по листу - это естественно.
Проводим аналогии. У нас в обиходе много жестов, разных, и часть из них очень успешно переносятся на холст. Пример: дочь прекрасно знает, как нужно мешать кашу. Берем в руку кисть, оговариваем, что на листе каша варится, для убедительности можно круг-кастрюлю нарисовать. И предлагаю ей эту кашу помешать. Очень красочная траектория вышла!
Наблюдаем и исследуем мир. Тщательно рассматриваем и эмоционально обсуждаем особенности. Однажды нашли на прогулке яблоко, а потом и яблоню. Мы собирали и считали плоды, сравнивали их по размеру и весу, по твердости и форме. Посмотрели, как они растут и заметили, как важна у яблока палочка! Дома ещё рассмотрели покупное, огромное яблоко с красным бочком, и съели кусочек. Что весь вечер рисовал ребенок?.. правильно, яблоки с палочками!
Вот, собственно, два зеленых яблока с палочками и красное в процессе.
Учим цвета. И формы. Ненавязчиво, в форме игры и напоминания, но часто и всюду, а не только с красками за столом. В 1,5 г ребенок уверенно различал названия цветов, потому дистанционное рисование стало ещё приятнее и занимательнее.
Всяка бяка. Да, не каждый рисунок шедевр. Поковырять ногтем восковые мелки, помазать краску пальцем, испачкать абсолютно все цвета черным, раскрасить снаружи поильник или собственную ладошку - это само собой разумеется. Но в общем терпимо. Вместе убираем, вытираем, моем. Это тоже опыт, он нужен. Не испачкав краску, не поймешь, почему мама против. Мама-то уже напачкалась в своем детстве, опыт имеет! А посмотреть как из розового получается черный, а потом бордовый и опять розовый - это ж почти магия!
Бывают и катастрофы типа пролитого целого стакана воды, разодранного в клочья рисунка и закапанной краской собаки, мимо пробегавшей столь неосмотрительно. Делаем выводы и учимся справляться. Воды в стакане наливаем на саааамое донышко, а наготове держим салфетки и тряпки. Ну а из болота на столе можно сделать водопой для нарисованного жирафа, а из клочков - облака...
Бывает, что превращенное в игру бедствие затягивает сильнее рисования. Например, фанатично красить ладошки. Раз отпечатал, два, три.. сколько можно?!.. если бесит - игнорируем, не ругаемся, не привлекаем внимания, и главное - НЕ помогаем! Никаких добавочных развлечений и новых граней (типа рисования животных или окраски не всех пальцев), покрасит, покрасит, развития нет - надоест, увлечется чем-нибудь другим. Например, мытьем рук в стакане с серо-буро-малиновой водой =)))))
И пара картинок на закуску:
Букет розовых роз.
Я дорисовала по просьбе ковши коричневые. Остальное - девица, 1и7.. А вообще это экскаватор. Желтый. Синие колеса-гусеницы. Коричневая перерытая земля снизу, а справа и вверху идет дождь - синие точки.
Тренировались рисовать колеса на разных машинах, и сама полностью нарисовала божью коровку (справа) (красное тело, ножки и усики и черные точки на спине)
Спасибо прочитавшим! Буду рада, если наш опыт окажется вам полезным.
P.S.: если есть вопросы - с удовольствием попробую ответить. Единственный вопрос, ответа к которому у меня, увы, нет: "Что делать, если ребенок грызет карандаши/ест краску/сосет мелки". =)