География с ребёнком. Инструменты. Часть 1.
Разное (если затрудняетесь с выбором)В описанном ниже не будет ни юмора, ни сенсаций. Там только опыт, которым я хочу поделиться с вами.
Я основываюсь на личном опыте и общении с мамами, которых я консультировала по данному вопросу.
В связи с ограниченностью времени я буду выкладывать материал частями.
Надеюсь, прочитанное поможет вам избежать ошибок и добиться успехов в области ОБРАЗования ваших малышей.
С самыми лучшими пожеланиями.
Инструменты географии.
Часть первая.
Я очень давно собиралась написать о том, что в моём понимании и
исполнении «обучение ребёнка географии». На первое - нужно начать с
себя.
Для чего вы хотите дать ребёнку образование в области географии?
Что в вашем понимании ГЕОГРАФИЯ?
Моя география – это удивительная наука, которая даёт ключ и возможность
перенестись во времени, на расстояния, узнать не только о горах, реках,
животных и озёрах. Нет. Моя география – это кладезь знаний о мире.
Это
прежде всего многогранность этого мира!
Я исхожу из того, что география: (др.-греч. γεωγραφ?α, землеописание,
от γ? — Земля и γρ?φω — пишу, описываю): именно Землеописание! И
невозможно описать, скажем, Россию, не коснувшись традиций народа, почв,
природы и погоды, особенностей ландшафта и характера животных,
национальной кухни, музыки, искусства!
Иначе это уже не моя география, а узкая чья-то специализация: предмет,
вычленённость из общей картины мира. Я географию сравниваю с живым
человеком: невозможно изучать его и её, не понимая, что он не простой
набор печень + сердце + легкие и т.д., у него есть душа, характер…
Поэтому, когда я говорю, что занимаюсь с ребёнком географией, я имею в
виду именно то, что описала выше, а не простое заучивание голых фактов и
тыкание (простите) пальчиком в карту для галочки.
Хотя! Хотя именно с тыкания всё и начинается ))).
Инструменты географии.
Географическая карта и карточки.
Когда ребёнок маленький, ничего не мешает вам начать именно с
проверенного метода показа и «тыка». Развесьте очертания материков,
полушарий Земли, изображения одного и того же предмета в разные времена года,
погодных условий, животных, погодных явлений, в общем – всего нашего
земного многообразия, элементарно – свои фото в разные сезоны, животных,
меняющих шкурку, картинки деревьев, трав, цветов вашей местности,
плодов, овощей и т.п. Чем разнообразнее будут ваши карточки, чем
интереснее, тем больший интерес вы вызовите у ребёнка.
Тут сразу оговорюсь: каждая показанная мной Лёке карточка была лично
мной пережита: я практически никогда не показывала их «по методикам».
То, что демонстрировала я когда-либо своему сыну – отобрано и пережито
мной лично: вместе с Лёкой я рассматриваю шерсть на картинке верблюда,
пробую апельсины, ёжусь на вершине Эвереста от ветра и т.п. Каждая
карточка и карта – это эмоция, это опыт, который я передаю сыну. И если
вы не можете представить аромат магнолии – купите ароматическое масло,
если в ВАС ЛИЧНО не появилось желания показать ребёнку, как можно удобно
усесться на листе Виктории Амазонской, сколько раз можно намотать на
руку удава, то подумайте над тем, почему ребёнок должен с восторгом
смотреть на изображения чего-либо.
Подносите и показывайте их ребёнку, комментируйте, сопровождайте своими
ассоциациями, физическими действиями, к примеру, потянитесь от жаркого
дыхания Африки, попрыгайте, чтобы согреться в снегах Антарктиды,
укройтесь под зонтом в Южной Америке и т.д. Давайте как можно больше
изображений, впечатлений, запахов, ощущений всего многообразия нашей
планеты, Обязательно предоставьте возможность ребёнку потрогать,
пощупать, может, попробовать на зубок материал. Но! Не рвать: учите
малыша сразу порядку и правилам.
Обзаводитесь большой географической картой: от себя скажу так, чем
больше, тем лучше Нужна карта, по которой реально хочется поползать
самому, вам, вашему мужу, т.к. если ползать не интересно взрослым,
разглядывать, выискивать, показывая пример и заражая этим кроху, ползать
и рассматривать – не будет делать это и ваш малыш.
Да, картой, а лучше двумя: по одной вы можете заниматься в горизонтали
(ползать), в вертикале (на стене, к примеру) удобно отмечать и
фиксировать географические открытия. Тут стоит сказать о карте открытий.
Карта открытий. Это
так же карта большого формата, только срисованная на кальку или бумагу.
Именно на этой карте можно совершать совместные открытия: сначала, она
пустая, изучив материки и океаны, можно нанести их на карту, затем, на
ней совместными усилиями появятся моря, океаны, реки, горы, города,
животные … Тут вас ждут настоящие открытия!!! Представьте, история
географии вы пишите с малышом вместе, карта растёт на ряду с вашим
крохой. Различные наклейки, фотографии, которые можно прикреплять на
вашу карту открытий будут делать её всё взрослее, содержательнее и
мудрее.
Глобус.
Это такой предмет, который, я считаю, должен появляться в жизни ребёнка
вместе с неваляшкой. Очень жалею, что дошла до этой мысли только на 3-м
году жизни моего Лёки. Глобус – удивительное и уникальное изобретение
человека. С его помощью мы можем дать малышу понятия форма, изображение,
размер, цвет, движение, верх, низ, половина, темно, светло и … занять
малыша, в конце концов! О пользе глобуса в жизни ребёнка я готова писать
часами, но ограничусь тем, что – это вещь!
Компас.
Его роль велика, если вы хотите дать ребёнку понятия о сторонах света,
об ориентировании, о движении, изменении. Компас – это удобный
инструмент не только для образования, но и для игр, обучения наблюдению.
Песочные часы. Именно песочные! Этот вид часов самый эффективный для
демонстрации понятия времени, его течения. Он ваш помощник для
физического понимания ребёнка абстрактного понятия – время.продолжение следует..
Календарь наблюдений за природой. И чем раньше вы его сделаете ребёнку,
тем лучше: тем наблюдательнее и внимательнее будет ваш человечек.
Календарь можно купить, удобен формат с использованием стирающегося
маркера, можно его сделать (в одной из следующих частей я опишу как это
можно сделать). Сюда же подразумевается и календарь дней, месяцев и т.п.
(повторюсь, описание этого всего, приведу чуть позже).