Развивающие игры от 3 до 6 месяцев
Развитие от 3-6 месяцевГде мой малыш?
Такая игра укрепит спинку и шею малыша. Лягте на спину, положите ребенка себе на живот. Обхватив ребенка крепко под мышки, поднимите осторожно его вверх так, чтобы ваше лицо было напротив его лица. Говорите присказку:
Где мой малыш?
Вот где он. (Поднимите его вверх).
Где мой малыш? (Опустите ребенка на живот)
Вот где он (Снова поднимите его вверх)
Где мой малыш? (Опустите ребенка на живот)
Высоко, высоко, высоко. (Высоко поднимите ребенка)
Так развивается сила, чувство равновесия.
Сорока-белобока
(указательным пальцем правой руки совершайте круговые движения по ладони левой руки - «варите кашу»),
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала (обеими руками позовите к себе гостей).
Гости не бывали (разведите руки и стороны, изображая сожаление),
Кашки не едали.
Всю кашку деткам отдала:
Этому - на ложке (сложите правую ладонь ковшиком и протяните руку вперед),
Этому - на поварешке (сложите обе ладони ковшиком),
Этому - на ухвате (Сдержите ладони вертикально, прижимая одну к другой в области запястья)
Этому - на лопате (прижмите ладони друг к другу и протяните их вперед).
Высоко, высоко вверх
В игре можно укрепить мускулатуру ребенка, развить координацию движений. Положите ребенка на спину. Поднимите одну ножку, повторяя при этом: "Высоко, высоко, высоко вверх. Раз, два вниз." Опустите ножку. Повторите упражнение со второй ножкой. Не надо заставлять делать ребенка движения, если он не хочет!
Вверх по эскалатору
Возьмитесь за детские пальчики и осторожно приподнимите ручки малыша вверх, приговаривая:
Вверх везет нас эскалатор,
Вверх, вверх, вверх.
Вниз везет нас эскалатор.
Вниз, вниз, вниз.
Затем приподнимите ножки, напевая стишок. Поднимайте ножки, ручки ребенка, припевая песенку. Постарайтесь закончить упражнения, подняв малыша вверх, а затем опустив. Обязательно обнимайте и целуйте ребенка.
Ба-ба-ба
Пойте любую песню, заменяя все слова одним слогом. Выберите для этих целей слог, чаще всего употребляемый вашим ребенком. Например, «ма» или «ба». Пойте песни, используя только эти слоги, вставляя иногда несколько слов. Можете таким образом петь любые песенки, которые вам нравятся. Чем больше вы повторяете звуков, издаваемых вашим малышом, тем больше новых звуков он будет произносить.
Жили у бабуси два веселых гуся
Детям нравится музыка и ритм. Находясь в материнском чреве, ребенок ощущает биение сердца и движение крови по телу. Возьмите две деревянные ложки и, постукивая ими друг о друга, напевайте песенку про двух гусей. Постукивайте ложками тихонько, увеличивая громкость, когда произносите слово «два». Скоро ребенок будет ждать этого громкого слова. Помогите малышу удерживать ложки. Пойте эту же песенку, когда он держит ложки в руках.
Жили у бабуси
Два веселых гуся,
Один серый, другой белый,
Два веселых гуся.
Музыка и пение помогает соединять нервные связи в мозгу.
Ту - туу!
Проговаривая предложенный стишок, передвигайте пальцы сначала вверх по детской ручке, а затем - вниз:
Едет поезд - чух-чух-чух,
Колесами стуча.
Едет поезд - ту-тууу,
А теперь назад.
Повторите тоже со второй ручкой. Выразительно произносите «чух-чух» и «ту-тууу». Выразительная речь помогает детям эмоционально реагировать. Это активизирует мозг и способствует развитию памяти.
Меняем руки
В этот период ребенок начинает перекладывать предметы из одной руки в другую. Вы можете помочь укрепить нервные связи, помогая малышу перекладывать предметы. Эта игра развивает простые двигательные навыки и координацию движения. Вложите ребенку в руку погремушку. Потрясите ручку с вложенной игрушкой. Покажите ему, как нужно перекладывать предмет в другую ручку. Для этого положите свободную ручку на погремушку, иребенок автоматически ухватится за нее. Разожмите пальчики другой ручки и поцелуйте ее.
Лифт
Ребенок от трех месяцев, начинает чувствовать себя увереннее, лучше контролирует свое тело (держит голову), поэтому они еще больше изучают окружающий мир. Но то, что они видят лежа в кроватке или колясочке, уже их не устраивает. Именно с этого возраста они любят «перебирается» на руки к маме или папе ( ведь отсюда лучше и больше всего видно). Самое время начинать с малышом играть в развивающую игру «Лифт».
Эта игра развивает органы чувств; способствует когнитивному развитию (память, внимание, творческое мышление, экспрессия); отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; учит ребенка сознавать положение своего тела в пространстве; стимулирует сенсорный аппарат; развивает умение оценивать расстояние и свое положение в пространстве, а также среди окружающих людей и предметов.
1. Крепко, но аккуратно возьмите малыша под мышками.
2. Поднимите его так, что бы его глаза были на уровне ваших глаз. Расскажите, во что будете сейчас с ним играть.
3. Медленно поднимайте ребенка вверх, приговаривая:
«Едем-едем вверх!
4. Также медленно опускайте вниз до пола:
«Едем-едем вниз!»
5. Поднимитесь и опуститесь «лифтом» несколько раз.
6. Можно останавливаться, так чтобы глаза ребенка видели ваши, и говорить «Встали в середине!»
7. Как только ребенок устанет, прекращайте игру. Скажите:
«Стоп, приехали!».
Игра с зеркальцем
Детям в любом возрасте интересно смотреться в зеркало. Для них это, наверное, самый загадочный предмет, в котором, если к нему подходишь, появляется такой же человечек, как и он. Почему бы не превратить это занятие в интересную развивающую игру «Свет мой, зеркальце».
Эта игра подходит детям от трех месяцев и до шести (хотя эту игру можно использовать и с детками более старшего возраста, если она им будет интересна, а она им будет интересна еще долго, уж поверьте!).
Эта игра помогает малышу узнать свое тело; отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; вырабатывает навыки контроля движений разных частей тела; учится узнавать свое отражение; обучает определять левую и правую сторону; развивает познавательные способности.
1. Возьмите ребенка на руки и подойдите к зеркалу.
2. Обратите внимание малыша на отражение в зеркале.
3. Когда ребенок заметит свое отражение, возьмите ручку ребенка и помашите в виде приветствия. Скажите: «Смотри, малыш с нами здоровается!»
4. Выполняйте различные движения перед зеркалом (машите ручками, кивайте головой, кривляйтесь, показывайте различные мордочки, гримасничайте), принимайте различные позы (поворачивайтесь боком, стойте прямо, подержите ребенка на одной руке, потом на другой).
5. Как только вы заметите признаки усталости малыша, прекращайте игру.
Кач-кач
Подходящей игрой для детей от трех и до шести месяцев является игра «Качалка».
Она не только развивает ребенка, но и успокаивает и расслабляет, готовит его ко сну. Во время этой игры малыш учится принимать и удерживать позу; укрепляет вестибулярный аппарат; развивает органы чувств, а также чувство равновесия; приобретает моторные навыки, совершенствует уже имеющиеся двигательные навыки, а также ощущает чувство уверенности при совершении различных движений.
1. Сядьте на пол. Вытяните ноги и соедините их, слегка согнув их в коленях.
2. Положите малыша спинкой себе на ноги, так чтобы ножки ребенка упирались вам в нижнюю часть живота, а голова лежала на ваших коленях.
3. Возьмите за ручки ребенка. Медленно лягте на спину, не разгибая ног, так чтобы малыш оказался в стоячем положении.
4. Медленно сядьте.
5. Повторяйте «качающие» движения несколько раз, приговаривая:
«Кач-кач, Кач-кач,
Тише, маленький, Не плачь.
Кач-кач, Кач-кач, Купим Эммочке
Калач.
Игра «Кто зовет малышку?»
Играйте в эту игру втроем. Положите малыша на диван или на большую кровать, а сами прилягте рядом, но так, чтобы он вас не видел.
Пусть вначале мама позовет малыша по имени, нежно и ласково, нараспев произнеся его имя. Когда малыш повернет голову, скажите: «Вот мамочка».
Предоставьте ребенку возможность порадоваться и еще раз услышать, как вы ласково и нежно зовете его.
Затем пусть папа позовет ребенка, а когда малыш повернет голову к нему, он скажет: «Вот папочка». И вновь позовет малыша. Играйте в эту игру снова и снова, и ваш малыш начнет различать вас по голосу.
Буль-буль
Чтобы не тратить время для развития своего малыша, можно купание превратить в веселую, развивающую игру. Игра «Буль-буль» отрабатывает новые движения; улучшает моторику; развивает память, внимание, творческое мышление; знакомит с причинно-следственными отношениями (если ударить по воде - появятся брызги); прививаетлюбовь к водным процедурам; дает выход энергии ребенка; вырабатывает способность к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности.
1. Наберите в ванночку воды. Аккуратно, но крепко, возьмите малыша и посадите его в ванночку.
2. Возьмите его ручки и покажите, как можно шлепать по воде, чтобы получались брызги. Эти действия малышу очень понравятся, и он с радостью начнет шлепать своими ручками по воде.
3. Во время этих действий можно приговаривать:
«Буль-буль-буль,
Кораблики,
Кораблики плывут.
Буль-буль-буль,
Издалека,
Издалека плывут.
Буль-буль-буль,
На бережке,
На бережке ждут!
4. Во время игры весело восклицайте. Смейтесь, тогда и ребенок будет смеяться, и радоваться вместе. Конечно, вокруг ванночки образуется лужа воды, да и вы хорошенько промокнете, но радость и удовольствие вашего малыша стоит таких небольших «неприятностей».
«Караваюшка»
Давай месить-месить тесто (необходимо поднимать, разминать и разглаживать ручки, ножки, головку малыша)
В печи есть место
Давай печь - печь каравай (похлопывая по всему телу)
Маленькую головку валяй (покачивая головку в стороны)
«Моторка»
Еле-еле ползет моторка
Прибавь-прибавь ходу!!!
Моторка, полный вперед-вперед! (согнутые в коленях ножки привести к животику малыша)
«Ку-ку»
Эта игра не только веселит и забавляет ребенка, но и очень положительно влияет на развитие мозга.
В неё можно играть по-разному: закрывать глазки руками, прикладывать к лицу полотенце и выглядывая с него, прятаться за шкафом или дверью, потом выглядывая от туда, прятать игрушки под покрывало, а потом стянуть его, нарисовать фломастером подобие лица на большом пальце руки и прятать его в кулак и т.п.
«Футболист»
Основные правила игры:
Играть в эту игру - непростая задачка для Вас и для Вашего ребенка. Она идеально подходит для хорошего развития мускулатуры Вашего малыша, способствует тренировке маленьких ножек, а так же хорошо координирует движения. Кроме того, что эта игра полезна, она еще и приносит массу удовольствия.
Порядок выполнения действий:
Для игры необходим надувной мяч или же, какой либо другой очень легкий мяч с диаметром не более 90 см и одеяло.
Малыша положите спинкой на расстеленное одеяло.
Держите над его ножками мяч и спровоцируйте его побить мячик.
Длительность этой игры не должна быть большой, чтобы малыш не устал от неё.
Погладьте ножки малыша.
Как видите игр для ребенка пяти месяцев предостаточно. Так что играйте и развивайтесь!
«Пианист»
Дайте малышу возможность понажимать пальчиками на клавиши игрушечного пианино, постучать по ним ладошкой. Покажите малышу, как это делается, помогите поиграть обеими ручками сразу, проводите ладошкой малыша вдоль клавиш пианино в обе стороны.
"Гули - голубочки"
Помашите ручками малыша, как крыльями
Прилетели гули,
Гули-голубочки.
Положите ручки на его голову:
Сели на головку,
На головку дочке.
Помашите ручкой ребенка, как бы отгоняя птичек:
Ты, моя дочка,
Помаши ладошкой:
Кыш, гули, кыш!
"На руках"
Малыш находится на руках взрослого "на весу", лицом вниз: одной рукой поддерживайте грудь малыша, а другой противоположное от себя бедро ребенка. Поднимайте ребенка лицом вниз, удерживая его в воздухе и приговаривая:
Ой, качи, качи, качи,
К нам приедут торгачи,
Станут детку покупать,
Мы не станем продавать.
Детку (имя) мы не отдадим,
Детка (имя) нам нужна самим.
"Вздумалось детке.."
Лягте на коврик. Положите малыша себе на грудь. Используя мотив песенки "Серенький козлик" выполняем различные действия ручками ребенка.
- Вздумалось детке ушки потрогать, ушки потрогать. Вот как, вот как, ушки потрогать.
- Вздумалось детке щечке потрогать, щечки потрогать. Вот как, вот как щечки потрогать.
Игра: "Смелый пилот"
Одной рукой поддерживайте грудь малыша, а другой обхватите противоположное
от себя бедро ребенка. Поднимайте малыша вверх и опускайте вниз, приговаривая:
Вырасту, буду
Летчиком смелым.
Нет для мальчишки (девчонки)
Лучшего дела.
Игра "Бабочка, полети на облачко"
Сделать бабочку из оберточной бумаги.
Бабочка-бабочка,
Полети на облачко,
Там твои детки -
На березовой ветке..
Бабочка-бабочка,
Ветер или дождь?
Полетишь - как ветер,
Упадешь - как дождь!
"На зеленом на лужку"
Слегка подбрасывая и поворачивая малыша, напевайте ему песенку:
На зеленом на лужку
Мотыльки летают
И с цветочка на цветок
Весело порхают…
"Потешки"
Учите эмоционально реагировать на "строгую" и "ласковую" интонацию вашего голоса:
Уж ты, серенький коток,
Не ходи ты в погребок
По сметану, по творог.
У нас скоро придет зять,
А сметаны негде взять!
Упражнение с простынкой.
Ребенок находится на простынке, на спине. Приподнимите край простынки, на которой лежит малыш, приговаривая:
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете!
Подождите, когда под действием силы тяжести ребенок перевернется на бочок, а затем на живот.
Чарли Чаплин
- Положите ребенка на спину.
- Читайте ему стишок и двигайте его ноги, как здесь рекомендуется.
Чарли Чаплин, не жалея сил,
Всех на свете танцевать учил.
Мы румбу танцевали, (Двигайте коленки малыша назад и вперед.)
Мы самбу танцевали, (Двигайте ноги малыша, высоко их подбрасывая.)
И танец, чье название
Нам так и не сказали.(Соедините ноги малыша и двигайте их вверх и вниз.)
Пусть мы с тобой не знаем, как танец тот назвать.
Но до чего же нравится его нам танцевать! (Мягко раздвиньте ноги в стороны и затем снова соедините их.)
Шлеп, шлеп
- В эту игру хорошо играть, когда вы меняете пеленки своему малышу.
- Положите малыша на спину и дотрагивайтесь до различных частей его тельца, произнося «шлеп, шлеп» при каждом прикосновении к нему.
- Малыш при этом, скорее всего, начнет улыбаться и с видимым нетерпением будет ожидать нового прикосновения в другом месте.
Вверх-вниз
Крепко держа малыша, поднимайте и опускайте его, приговаривая что-нибудь вроде:
Поднимаюсь высоко,
Сверху видно далеко!
(Держите малыша высоко над собой.)
Опущусь теперь пониже,
Чтобы к маме быть поближе.
(Обнимите его.)
Низко-низко опускаюсь,
(Опустите малыша до самого пола.)
Снова к маме возвращаюсь.
(Обнимите и расцелуйте его.)
Носик к носику
- Посадите малыша на колени лицом к себе и произнесите «бу» три раза.
- Одновременно с первым и вторым «бу» постепенно наклоняйте голову в сторону ребенка, а на третье «бу» прикоснитесь своим носом к его носику. Если последнее «бу» вы произнесете чуть громче, это сделает игру еще более забавной.
- Повторяйте это снова и снова, Каждый раз изменяйте тон своего голоса, делая его то высоким, то низким.
- Попробуйте сказать первое и второе «бу» шепотом, а третье произнести нормальным голосом.
- Остерегайтесь крика, так как это может испугать малыша.
Игра в поцелуи
Возьмите малыша на руки и, произнося стишок, целуйте те части его тела, о которых говорится в каждой строчке.
Я целую твои ручки,
Я целую твои ножки.
Поцелую, мой родной,
С радостью и носик твой.
Целовать люблю я ручки,
Целовать люблю я ножки.
Целовать и носик твой -
Это счастье, мой родной.
Игра в названия
- Посадите ребенка к себе на колени. Дотрагивайтесь до различных частей его лица и называйте каждую из них.
- Теперь дотрагивайтесь только до двух частей лица, каждый раз говоря: «Это (имя ребенка) носик», «Это (имя ребенка) щечка». Повторите все несколько раз.
- Возьмите руку ребенка и дотрагивайтесь ею до своего носа и щеки, говоря: «Это папин нос», «Это папина щека».
- Чтобы ребенку было немного легче понимать и запоминать эти названия, лучше в ходе каждой игры ограничиваться двумя названиями.
- Теперь спросите малыша: «Где носик?» Затем дотроньтесь ручкой ребенка до его носа и скажите: «Вот он!» Возвращайтесь снова и снова к повторению разучиваемых названий.
Звуки - вот они какие
- Воспроизводите звуки, которые издает ваш малыш. Это установит восхитительную связь между вами.
- Попробуйте выполнить следующие советы:
Целуйте ребенка.
Щелкайте языком.
Фыркайте.
Издавайте звук «чу-чу»,
Засуньте указательный палец в рот и резко выньте его оттуда.
С шумом вдыхайте и выдыхайте воздух.
Издавайте звук «бу-бу-бу», двигая с помощью указательного пальца губы вверх и вниз.
Следи за пчелкой
- Сядьте на удобный стул, держа малыша на руках.
- Поднимите палец и изобразите жужжание пчелы.
- Жужжите и передвигайте палец в воздухе, подражая полету пчелы.
- Глаза ребенка будут следовать за «пчелкой». Посадите «пчелку» на малыша, слегка пощекотав его.
- Повторите это много раз.
- Теперь поднимите палец ребенка, двигайте его так же, как и свой палец, и дотроньтесь им до собственной щеки.
- Детишкам все это очень нравится.
Головка и плечики
- Для того чтобы играть в эту игру, положите малыша на спинку. Начинайте петь песенку на любой мотив, какой вам понравится.
Головка и плечики, коленки и пальчики.
Коленки и пальчики, коленки и пальчики.
Головка и плечики, коленки и пальчики.
Ах, как я люблю своего мальчика.
Глазки и ушки, ротик и носик,
Ротик и носик, ротик и носик.
Глазки и ушки, ротик и носик.
Мой милый курносик.
Подпрыгивай, подпрыгивай...
- Сядьте на удобный стул и скрестите ноги.
- Посадите ребенка на колени и обхватите его руками.
- Теперь поднимайте и опускайте ноги, приговаривая:
Подпрыгивай, подпрыгивай,
Любимый мой малыш.
Подпрыгивай, подпрыгивай,
Мой дорогой крепыш.
Высоко мы подлетаем, УХ!
Низко ножки опускаем, БУХ!
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Прыг. - УХ! Прыг - БУХ!
- Сказав "БУХ" последний раз, крепко обнимите малыша.
Вокруг горы
- Эта игра важна для развития ножек ребенка.
- Положите малыша на спину и возьмите ступни его ног в свои ладони.
- Двигайте ножки малыша к себе и от себя, а затем по кругу.
- Во время этого упражнения напевайте на какой-нибудь известный вам мотив:
Вокруг горы, вокруг горы
Идем, идем, идем.
Вокруг горы, вокруг горы
С тобою обойдем,
А после будем мы играть
И каждый пальчик целовать.
- Произнося последнюю строчку, начинайте целовать каждый пальчик малыша по очереди.
«скользящие шаги».
«потопайте» ногами младенца от ягодиц вниз и снова вверх по поверхности стола. Сделайте это легко и без рывков.
Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошка
Полное лукошко.
Домой принесите,
Всех угостите.
Говорите, разговаривайте, говорите!
- Детишки в возрасте от пяти до шести месяцев, когда они еще не понимают слов, реагируют на многие жесты, которыми взрослые сопровождают те или иные действия.
- Разговаривайте с ребенком и обязательно рассказывайте ему, что вы хотите сделать в данный момент.
- Скажите ему «Сейчас я подниму тебя» - и протяните к нему руки, чтобы намекнуть малышу на предстоящее действие.
- Потом, в продолжение игры, говорите малышу: «Сейчас я положу тебя», «Сейчас я поменяю тебе пеленку», «Сейчас я поцелую тебя».
- После того, как вы проделаете все это в течение некоторого времени, замените полные фразы отдельными словами «подниму», «положу» и так далее.
- Ребенок быстро усвоит значение ваших жестов. Если вы будете, поднимая руки, всякий раз говорить слово «подниму», когда вы хотите взять на руки малыша, он скоро начнет тянуться к вам, как только вы протянете к нему руки
Круглые книжки-каталки
- Возьмите достаточно большую круглую коробочку и превратите ее в «книжку» для вашего ребенка.
- Вырежьте занимательные картинки из журналов и наклейте их на эту коробочку. Пусть на них будут изображены люди, животные, чашки, мячи или игрушки, то есть то, что уже знакомо ребенку.
- Покройте картинки прозрачной пленкой.
- Теперь можно начинать игру. Катайте эту книжку-коробочку и показывайте малышу картинки. Рассказывайте о них.
- Обращайтесь к нему с просьбой найти ту или иную картинку, например, спросите: «А где же собачка?»