Система Никитиных по воспитанию и развитию детей
Методика НикитиныхПока наибольший отклик во мне вызывает система (или скорее подход) к развитию и воспитанию детей, выработанная супругами Никитиными.
Их книга мне попалась в руки случайно, и поглотило мое внимание с первых строк. В систематизированном, осознанном, взвешенном виде в ней было представлено практически все то по воспитанию и развитию детей, что я к этому моменту обдумывала. Заметки по системе Никитиных я стала печатать несколько месяцев назад, а сейчас решила их отредактировать и выложить. Возможно, кому-то будет интересна эта информация.
Приведу те из принципов, описанные в их работах, которые я стараюсь придерживаться, либо собираюсь это делать в будущем (по мере взросления малыша).
Но еще до этого отмечу, что, конечно, один из основных развивающих факторов для детей этой замечательной семьи - это их многодетность.
Физическое развитие:
1. Давать малышу возможность максимально изучать окружающее пространство, свободно передвигаясь по дому. Для этого все опасные и ценные вещи убираются на верхние полки и недоступные для ребенка места. Также для обеспечения безопасности малыша, ему в доступной форме объясняется и демонстрируется опасность тех или иных предметов, к которым он проявляет активный интерес. В книгах Никитиных приводится масса примеров того, как это можно сделать: например, иголка - когда ребенок ей заинтересовался и стал тянуться, один из родителей тихонечко подносят иголку к пальчику малыша и говорят что-то вроде: «Острая! Ай! Больно!». Как отмечают авторы, малыши практически сразу понимали, что с данным предметом иметь дело не очень приятно и больше к нему не прикасались. Со своим ребенком я такое пока еще не пробовала, т.к. считаю, что он еще для этого мал. Предпочитаю все опасные предметы убирать в недоступные для него места. А вот ползать позволяю везде и помногу. Манеж использую только для сна. Примерно с 3,5 месяца Владик играет на полу. Сначала я подстилала одеяло, чтобы ему было мягко, до 5 месяцев он предпочитал за его пределы не выползать (причем выглядело это так: он подползал к границе пола и одеяла, хлопал ручкой по полу, видимо, делал вывод, что это еще слишком твердая для него поверхность, и уползал обратно :)). А примерно с 6 месяцев одеяло уже не подстилаю, т.к. малыш ползает везде. Как мне кажется благодаря физической активности (а проползает он за день очень много!) мы обходимся без массажей и гимнастики: переворачиваться он стал в 3 месяца, в 5 месяцев стал вставать на четвереньки, 5,5 - раскачиваться в этом положении, с 6 - пытается сидеть и ползать на четвереньках, примерно с этого времени пытается встать около опоры, с 7 месяцев стал уверенно ползать на четвереньках и вставать у опоры. Когда стал ползать на животе - даже не помню, месяцев с 3,5, наверное, с нарастающей активностью и скоростью.Вообще, Никитины против всякой динамической гимнастики (ну и массажа, по всей видимости), совершаемой «над» ребенком, т.е. когда он сам не принимает активного участия в ней. По их мнению, полезнее, а впоследствии, безопаснее для малыша, если он является активным участником гимнастических упражнений. Например, можно научить малыша цепляться за руки родителей (а потом и подтягиваться за них), используя рефлекторный захват, который малыш совершает ручками, если в них что-то вложить. По мере взросления ребенок сможет заниматься на спортивных снарядах: кольцах, лестницах, турниках.
2. Специальные тренажеры и спорт снаряды. Основной принцип здесь - отрегулировать высоту всех снарядов под рост ребенка (с момента его активного ползанья), чтобы он сам мог до них дотянуться и упражняться столько, сколько захочет. Взрослый не должен подносить ребенка к снарядам (например, чтобы он ухватился за кольца), т.к. в таком случае малыш полностью не контролирует происходящее и свое тело в том числе. Его мышцы, а также сила, ловкость и самое главное, на мой взгляд, ощущение своего тела, тренируются только в том случае, если он сам залезает, упражняется и слезает со снарядов. К тому же это гарантия его безопасности, т.к. он знает пределы своих возможностей. К сожалению, у нас снарядов нет. Снарядом раньше выступала я: давала возможность подтянуться за пальцы, вскарабкаться по себе и встать рядом. Сейчас этого уже недостаточно и я начала выбирать спортивные комплексы для дома. О некоторых из них можно почитать здесь.3. Закаливание. Все очень просто: дети в семье Никитиных ходили по дому в трусиках (практически с самого рождения) вне зависимости от времени года. Ну и также практиковались пробежки по снегу босиком. Я, в свою очередь, пока стараюсь малыша тоже не кутать: когда жарко было, он ползал голиком, в прохладную погоду - в маячке и подгузниках.
Познавательное развитие основывается на нескольких принципах:
1. Создание, непросто развивающей, а содержательной среды: это кубики с буквами, таблица чисел, карты полушарий Земли, таблица Менделеева на стенах и тому подобное. И, конечно же, много-много книг. При этом все материалы находятся в доступных для детей местах - они всегда могут подойти и посмотреть, поизучать интересующий их материал.2. Создание опережающих условий для развития. Похоже на понятие Выготского о зоне ближайшего развития, но это не совсем так. Тут речь идет именно о создании условий. Например, дать кубики с буквами годовалому ребенку (хотя обучение чтению как таковое объективно должно происходить позже). Кстати, дети Никитиных, вспоминая свое детство, пишут, что читать они умели всегда, сколько себя помнят. Этот принцип, конечно, обращается к природной любознательности ребенка, который готов поглощать любую информацию в любом количестве (поэтому, информация, конечно же, должна быть не абы какая, а качественная).
3. Собственно ЗБР. Первоначально совместное выполнение сложных видов деятельности.
4. Активное включение детей в повседневные дела взрослых. Не хочется писать об избитых примерах о мытье посуды с мамой, напишу о том, что очень понравилось и хочется повторить, хотя это маловероятно. В доме Никитиных была целая мастерская, в которой отец, к примеру, изготовлял мебель для дома, а дети в соответствии с возрастом ему в этом помогали. Также какое-то время у них в доме была организована целая швейная мини-фабрика, в которой принимали посильное участие ребята всех возрастов. В подобных «взрослых» видах деятельности развивается, конечно, все! Никакие сенсорные коврики с разными видами тряпочек, шнуровки, сенсорные доски и т.п. не входят ни в какое сравнение.
5. Общение на иностранных языках с рождения. Этого у них не было, т.к. иностранными языками никто не владел. Но Никитины отмечают, что, если бы кто-то из них говорил на иностранном языке, то они обязательно разговаривали бы на нем и с детьми. Я стараюсь говорить на английском с сыном, но из-за долгого отсутствия практики мой беглый английский одичал. Теперь пытаюсь его восстановить.
6. Ну и отдельная тема - кубики Никитиных. Останавливаться не буду - про них написано много и они доступны в продаже. Себе пока что не приобретала - рановато. Так что буду благодарна, если кто-то подскажет магазин с качественными кубиками )).
Нравственное развитие:
1. Отзывчивость и внимательность к своим близким. Подобные качества формируются, естественно, на примере, который подают взрослые. Маме нужно помощь на кухне, тогда папа говорит: «Ребята, маме много чего нужно приготовить к приходу гостей, ей нужна помощь, давайте ей в этом поможем». Очень важно, чтобы такое замечание говорил другой человек, а не тот, которому нужна помощь.2. Совместное чтение книг, просмотр фильмов и мультфильмов, а также последующее их обсуждение.
Конечно, это далеко не все. Есть еще много идей, рассуждений, нюансов, которые лучше читать в первоисточнике, а так же на сайте детей Никитиных.