Книга "Арт-терапия с детьми" Эдит Крамер
Художественно-эстетическое развитиеКнига "Арт-терапия с детьми (+ DVD-ROM)" Эдит Крамер
Не могу не поделиться впечатлениями о только что прочтенной книги Эдит Крамер.
Мой интерес к книге возник в связи с творчеством Елены Макаровой. После прочтения трилогии Макаровой, я искала в интернете ее он-лайн семинары, так как сейчас у нее идет второй курс, а первый я пропустила, решила попробовать с семинара ее дочери Мани Макаровой (кстати, она живет в Генуе, а работает в Миланском художественном лицее).
Так вот про книгу узнал из блога Елены Макаровой, именно благодаря ее усилиям эта замечательная книга вышла на русском языке. Книга меня потрясла.. не то слово. Эдит Крамер очень четко все разложила по полочкам, то что сейчас модно называть арт терапией, а на самом деле элементы арт терпии (например упражнение "Каракули", разработанного Флоренс Кейн), в настоящее время либо извращены, либо попросту упрощены. Критиковала модное в последнее время расширение ассортимента материалов. "Раньше, работая с традиционными материалами, ребенок обнаруживал, что выразительные возможности каждого из них бесконечны (куска угля, несколько красок и комка глины достаточно, чтобы создать целый мир). Сейчас же вместо исследования бесконечных возможностей каждого материала, ребенок поверхностно знакомится со множеством материалов и техник. В погоне за новыми ощущениями, дети проходят мимо настоящего богатства, которое им так и не удается творчески освоить".
Сейчас уже не нашла в книге, но еще запомнилось то, что из одной крайности (рисовать цветочки по шаблону), сейчас перешли в другую крайность- заранее беспроигрышные варианты, типа сделать кляксу и сложить листочек пополам, а потом до опупения давать смысл получившемуся узору. в таком случае каракули на всю жизнь могут остаться каракулями.
Приведен пример одного ученого-садовода, который пришел к следующему заключению, что никакой цветок не может жить, если его не питают корни, уходящие глубоко в землю. Следовательно, важны только корни, уходящие глубоко в землю и все, а что над землей незначительно и бесполезно. В соответствие со своей теорией наш садовод украшает свой дом исключительно корнями и срезает все побеги, потому что их рост может истощить крайне важные корни.
Современные преподаватели (и многие родители, добавлю от себя) подобны этому горе-ученому. Они имеют некоторое представление о зарождении творческой деятельности, но препятствуют ее вызреванию. Общим для всей этой псевдотворчской деятельности становится примитивная игра с художественными материалами. Регрессия не только принимается, но фактически даже приветствуется. Но ведь это одно лишь из условий творческой работы.
Современные дети обездолены, опустошены: их творческая свобода блокирована суррогатами, шаблонами; их внутреннее "Я " лишено цельности.
Как из этого найти выход? как направить ребенка в гармоничном направлении. В своей книге Эдит Крамер заставляет задуматься над собой и своим поведением, понять лучше рисунки своих детей. Книга написана довольно простым языком, без обилия научных терминов
К книге прилагается диск с 40 минутным фильмом - интервью с Эдит Крамер, кадры с семинара.