Как организовать занятия с ребенком в 2-2,5 года?
Развитие детей третьего года жизниДолжен ли ребенок на занятиях в 2-2,5 года выполнять только в точности то, что ему говорят? С какого возраста начинать учиться, а не играть? Эти вопросы волнуют меня после нашего похода на индивидуальное занятие в клуб "Азбука". До этого момента я считала, что в 2 года нужно предлагать задания в интересной игровой форме, считаясь с желаниями ребенка, и больше поощрять самостоятельность. Учиться еще рано. А Ваше мнение?
На индивидуальном занятии Лёня по-прежнему плакал и не хотел там находиться (о групповом занятии я писала здесь). Вывод преподавателя, что, во-первых, у Лёни страх перед незнакомой обстановкой (нужно чаще к ним ходить и пусть привыкает). А во-вторых, что он пытается плачем добиться своего, "сказал не буду делать, значит не буду". Тут я, конечно, с ней согласна, ну а с другой стороны, должен ли он делать задания, если они ему неинтересны? В "Азбуку" мы ходить не будем, но вопрос к тому, как строить занятия дома. Нужно ли его постепенно приучать к "школьному" подходу? Ниже несколько ситуаций как задание преподносится в "Азбуке", и как занимаемся играем мы дома.
Ситуация 1. "Азбука". Перед Лёней ставят 4 стаканчика и коробку с орехами-желудями. Просят его наполнить полностью все стаканы для "белки". При этом самой белки нет в помине. Лёня через не хочу наполняет стакан и начинает пересыпать в другой. Преподаватель: "А зачем пересыпать? Наполняй следующий. Белка хочет кушать". По ходу даются понятия "мало-много", "полный-пустой".
Занятие дома. Скачут настоящие фигурки животных, в коробке орехи. Лёня пересыпает орехи сначала в грузовик, выгружает/загружает. И только потом наполняет тарелочки и реально кормит животных. Ему интересно. Он играет самостоятельно, как хочет сам. Между делом вклиниваюсь я с различными необходимыми понятиями.
Ситуация 2. "Азбука". Перед Лёней 2 штырька от пирамидок: длинный и короткий, вырезанные из картона большие и маленькие ромашки. Нужно все цветочки собрать с ковра и надеть на нужный стебелек. Пирамидка Лёню увлекала всегда мало. (Дома Лёня штырь от пирамидки приспособил под насадку пылесоса).
Занятие дома. Столь важный этап в развитии как пирамидка я все-таки упустить не могла. Поэтому нашли выход. За Лёней по всей квартире носится игрушечная пчела. Долгие прятки-догонялки. Пчела устает и отдохнуть может только на собранной пирамидке. Лёня привык и сейчас сам уже изображает, что пчела устала, и ждет когда я ему предложу какое-то задание. Кстати выполняет нередко с интересом, но самостоятельно ту же пирамидку ни за что не возьмет. Пчела по ходу сборки Лёню подбадривает, а кольца едут как колеса от машины.
Ситуация 3. "Азбука". Перед Лёней тарелочка с нарисованным цветком. Преподаватель отщипывает маленькие кусочки пластилина, Лёня должен их вдавливать в тарелочку. Будет подсолнух. Возможно, это мое упущение, но с данным цветком Лёня еще не знаком. Делать неинтересно.
Занятие дома. Пластилин Лёня любит. Но ему нужен большой кусок. От него Лёня только САМ отщипывает кусочки, пытается глядя на меня катать шарик и приклеивает на листочек. Последний раз - это были косточки для собачки. Если косточка большая, собачка переживает, что не может съесть, и Лёня старательно переделывает. Всегда самостоятельное творчество.
То есть я подстраиваю задания под интересы Лёни, ввожу сюжетные игровые ситуации. Всегда стараюсь отойти в сторону и не мешать, как только он начинает играть самостоятельно. От меня поступает идея, Лёня ее видоизменяет и дорабатывает. Не захотел делать сейчас - значит, не нужно. Захотел, значит задание перерастет в игру и затянется. В связи с обилием игр Лёне малоинтересны книжные задания типа серии Земцовой "Умные книжки", где нужно просто тыкать пальчиком и нет действий.
Стоит ли уже в 2 года приучать ребенка к структурированным "школьным" занятиям, выбрать для занятий время и выполнять поочередно запланированные пункты? Или сейчас важнее ребенку научиться самостоятельно играть, творить, не нужно ему мешать и оставить все как есть? (Лёне 2 года и 2 месяца)