Результаты занятий по методике Макато Шичиды.
Методика Макато ШичидаХочу начать этот пост со слов благодарности великому Инстаграмму, благодаря которому я нашла Лиза и ее блог. Честно говоря я всегда занималась с дочкой с самых ранних месяцев по своим интуитивным схемам и книгам Сессиль Люпан и Глена Домана, сейчас моей дочке 2 года и семь месяцев. Когда ей было два года я нашла информацию о методе Макато Шичиды и честно говоря просто влюбилась в эту систему занятий, к тому же я давно искала что-то новое и интересное для нас обеих. Сначала сложно было представить как я воплощу это все в жизнь, ведь нужно было провести большую подготовительную работу, но со временем все срослось и вот, что вышло.
Хочу, что бы те, кто только начинает заниматься со своими малышами прочитали внимательно то, что я напишу. Не нужно слишком активно готовить каждое ежедневное занятие, со временем достаточно выработать систему занятий и готовить только отдельные части, все остальное можно делать в виде импровизаций (иначе наверное в скором времени энтузиазм угаснет и вы устанете от постоянной подготовки). Изначально конечно потребуется основной материал в виде: карточек, танграмма, мандал, красок и чего-то еще. Возможно сейчас мне намного проще заниматься с Соней, ведь она свободно говорит и может сама указать на то, чем именно хотела бы заняться. Просто в первый раз,когда только узнаешь, что для занятий нужно столько всего, сразу создается ощущение, что нужно каждый день тратить по пять часов на подготовку, иначе все неправильно и сделаешь что-то не так. Но блок Шичиды для нас стал отдельным ритуалом и сегодня София сама просит сделать Шар энергии, рассказать историю и несет слушателей и слушательниц (кукол и лошадей и других зверей).
В предисловие - к двум годам Соня уже умела говорить, знала пару стишков и песенок, собирала хорошо пазлы по 15-20 деталей и иногда мы собирали танграмм и другие головоломки, но вот, что мы делаем в блоке Шичиды, на который тратим около 20-40 минут в день.
Большую часть материала я брала в блоге у Лизы, в том числе карточки смотрим через сайт
1.Настройка (сюда входит музыка-альфа, которая играет на протяжении всего занятия тихим фоном и "Шар энергии")
Музыку я беру в контакте, особенно нравятся медитативные практики, Deva Premal (ее я слушала и во время беременности и когда ребенок был младенцем и сейчас, ее мантры особенно завораживают), Звуки природы, Шум дождя и ветра, альфа-музыку иногда беру с йога-сайтов и т.д., в общем каждый раз что-то новое.
"Шар Энергии" делаем вместе, потом делаем еще упражнение на впитывание энергии из верхних чакр и дождь, после этого обнимаемся, я говорю приятные слова и переходим к стадии фантазий.
2. Дыхание и фантазирование.
Дыхание: сдуваем свечки, перья, облака из ваты, надуваем шарики или просто представляем животных, которых уносит ветром, а мы дышим и помогаем им лететь в нужном направлении. Здесь еще и особая стадия фантазий, каждый раз мы включаем воображение и представляем, что мы птички, бабочки, в океане, в космосе, в джунглях и так далее. Сначала дочка слушала меня, но где-то в 2 и 3 она стала сама рассказывать что вокруг нас есть и с кем мы гуляем и кого она видит и кем бы она хотела быть. Сейчас она может рассказывать все, дополняя мои фантазии своими выдумками и это просто потрясающе.
Не входит в блок: Иногда я рассказываю истории на ночь, фантазирую на любые темы, правда чаще всего это происходит в виде сказок, но они всегда разные, с описанием деталей, получается что-то особенно интересное.
3. Флеш-карты.
Делаем небольшую разминку для глаз(это всегда что-то разное и новое, что есть под рукой) и смотрим карточки на сайте supermom.ru, благо там каждый день новая подборка и для меня это наверное дикая экономия времени, прям вот огромное спасибо за создание этого супер-сайта.
4. Мандалы у нас пока не идут, надеюсь ввести их в занятия в ближайшее время.
5. Цепочка памяти в нашем блоке называется "волшебная история" и ее всегда кроме Сони слушает какая-то игрушка или кукла, иначе она не согласна ее рассказывать во второй раз, здесь опишу два этапа занятий.
1) С самого начала я рассказывала историю постепенно увеличивая количество карточек и делая ее более запутанной и нереальной, когда я поняла, что о большом мире мы знаем многое и можно переходить к абсурдным историям, тут моя фантазия и разыгралась. Скажу честно, у меня довольно сильно развито воображения и я ни разу заранее не обдумывала историю, каждый раз я беру новые карточки и придумываю на ходу, потом быстро собираю их и предлагаю Софии самой рассказать все, о чем шла речь и до последнего месяца она делала это легко и непринужденно и мы дошли до 15-20 карточек.
2) А вот недавно она категорически отказывалась рассказывать историю второй раз и отбирала у меня карточки, пыталась сама рассказать, а если я не разрешала, то убегала и обижалась. Недолго думая я поменяла на время свои убеждения насчет того, что делаю что-то неправильно здесь и дала ей волю. Сейчас она может сама рассказать историю, так же как и я раскладывая карточки по порядку, иногда путается в глаголах и связках, но я помогаю ей, а вот второй раз не всегда удается повторить, но мы постепенно идем к этому, причем довольно неплохо, но настойчиво.
Иногда удается рассказать историю традиционным вариантом, надеюсь со временем оба варианта мы сможем осилить на все 100.
6. Развитие интуциии.
Начинали мы со стаканчиком, прятали игрушку маленькую и потом я просила посмотреть мне в глаза и после этого открыть тот, где спрятана игрушка. Было много вариаций, я прятала что-то в руке, в мешочке, под листиком, еще много всего. Но, когда я поняла, что все это слишком просто для нее и она всегда!!! угадывает правильно,я усложнила задание и сейчас я беру карточки (как правило это 3-5 штук) с изображением животных,кораблей, машин, мебели, но обязательно разные предметы из разных областей и показываю ей,потом прячу их, мешаю так, что бы невозможно было отследить и прошу посмотреть мне в глаза и угадать где спрятан леопард или корабль или зеленый грузовик, на данный момент я помню две или три ошибки, делаю всегда не одно задание,а несколько и как практически всегда ответ правильный, была одна или две ошибки, когда делали эту часть при папе или бабушке, но чаще тоже правильно.
Сейчас я в поиске новых интересных занятий на развитие интуиции или третьего глаза, результат в этом блоке радует меня больше всего, а Соня воспринимает это как игру и иногда сама просит загадать ей что-то, что бы она угадывала.
7. Сетка памяти.
Делали ее еще до того,как начали заниматься по Шичиде, так что со временем просто усложнили, сейчас делаем на 12-15 карточек, ошибок почти не бывает.
8. Танграмм.
Здесь все стандартно, мы или собираем по заранее приготовленной мной схеме или я раскладываю картинку, даю полминуты, что бы София запомнила что и как, мешаю детали и по памяти она собирает картинку.
9.Читаем и учим стихи.
Читаем мы очень много вне блока Шичиды, а в блоке мы читаем всегда небольшие стишки или Пушкина А.С. (его еще читала мне моя мама и много я помню наизусть), так что он наш любимчик с младенчества, но лучше идут стихи про животных, постепенно Соня просто продолжает строки за меня и таким образом мы выучили уже половину Агнии Барто и Маршака.
10. Музыка и песни.
Этим я заменила Логоритмику, так как мы слушали довольно долго Железновых и со временем они стали Соне не интересны пришлось что-то придумывать и я решила взять идею с наших занятий в Беби-клубе, я даю ей какой-то музыкальный инструмент и мы поем популярные песни (Про петушка, елочку, кузнечика, зайку и так далее), в общем-то это любимый блок. Поет она давно и причем не просто поет, а повторяет ритм и мелодию часто идеально. Возможно это потому, что я всегда пела ей на ночь, потому что просто не знала как укладывать младенца и мне мама всегда в детстве пела, вот и я пела все, что помнила, и русские народные и романсы и Элвиса и Френка Синатру и Эллу Фитцджеральд и Queen и Элтона Джона, в общем все, что на ум прийдет. В итоге сейчас, моя дочка способна петь все, что ей придется по духу. Наши хиты песни из Рапунцель, Русалочки и Золушки.
11. Энциклопедии, находилки, лабиринты.
Пособия для занятий у нас Kumon, книги все самые популярные, не буду подробно описывать их и так все знают и находят для себя что кому интересно, у нас книг много и разнообразие всегда есть:)
12. Пазлы.
Здесь вообще можно писать долго и интересно, потому что пазлы мы освоили еще в 1 год, тогда это были первые самые простые вкладыши, потом они становились сложнее и сложнее и сейчас я покупаю что-то новое и интересное почти каждый месяц, детали уже доходят и до 40 иногда, чаще поменьше, но Соня обожает пазлы и может сидеть, собирать их часами! А я в это время делаю свои дела, причем произошло это потому, что когда я поняла, что ей это интересно стала покупать ей картинки с ее любимыми животными, героями сказок, принцессами Дисней и все, что ей нравилось, поэтому ей было интересно и не скучно, сейчас на новый пазл она тратит от одной до 10 минут, в зависимости от сложности.
Примеры тех, что есть у нас:
http://nafanya-asb.ru/store/10076619/10077373/10077380/10077382/?pos=10504117
http://www.igry-razuma.ru/Ravensburger-Pazl-Disnej-Rapuncel-3h49.html#.VHnhw6SsVVY
Честно говоря я покупаю их в оффлайн-магазинах или в Латвии, куда мы часто ездим и выбор там больше, чем у нас в этом смысле.
13. Творчество.
Чаще всего мы рисуем, лепить я не умею вообще, это делает муж,когда он дома, а мы рисуем что-то, кого-то)) разными красками или карандашами, иногда клеим, используем и обычные книжки-наклейки, мастерим или собираем из деталек, если было время и я подготовила что-то заранее.
14. Рассказываем стишки и обнимаемся, благодарим друг друга за занятие.
Это стандартный ежедневный блок, часто туда добавляются другие виды деятельности:
-вырезание ножницами;
-строим что-то из конструктора;
-собираем мозаику;
-строим из фигурок schleich башню из животных,конюшню,зоопарк,все,что в голову прийдет;
-разыгрываем кукольный театр и выполняем задания;
-смотрим отрывками научные фильмы о природе, животных, мире, космосе, людях.
Иногда делаем основные цепочку-памяти, флеш-карты,сетку-памяти, игру на интуицию, танграмм и поем.Это занимает меньше времени и выручает, если мы полдня гуляли, были в гостях и так далее.
Мое общее впечатление о методике-потрясающе. Я честно говоря еще не до конца во всем разобралась и мы занимаемся всего полгода, когда возникают сложности я начинаю искать ответы в интернете, у Лизы, других мамочек, на английских сайтах, смотрю занятия на бебиблоге. Мне бы очень хотелось что бы у нас в России открылась школа Макото Шичиды, что бы были специалисты и профессионалы, которые всегда смогут ответить на возникающие вопросы и сложности, возникающие во время занятий. Но в целом я очень рада, что вовремя узнала о ней. Мне всегда было интересно заниматься с Софией и она проявляла огромный интерес ко всему новому и мне не хватало определенной методики, что бы все упорядочить и занятия сделать интересными и игривыми, сейчас наши занятия идеальны для нас обеих и нам нравится проводить время таким образом.
Осенью я планирую пробовать ее на предмет поступления в школу музыкального развития Судзуки,которую открыли в Москве в 2014 году:))) Я прочитала книгу Эми Чуа еще когда Соне было три месяца и просто была поражена таким упорством и великой целью у нее и ее дочерей (больше у нее самой конечно) и решила, что если обнаружу музыкальные способности у своего ребенка, обязательно воспользуюсь именно этой системой обучения, и буду играть роль "китайской матери", к тому же я сама играла когда-то на скрипке.
На данный момент я включила в блок игру на английском, но так как ее мы только осваиваем и особенного результате,кроме счета на англ я не вижу, напишу,если интересно позже как это будет выглядеть.Надеюсь кому-то пригодится мой огромный пост:)))
P.S. очень хотелось сделать видео всех занятий с самого начала,но наш ребенок совершенно отрицает айфон, айпад и вообще все,на что можно ее снимать или фотографировать во время какой-то деятельности и заканчиваются наши попытки очень отрицательно.