Нормы развития речи у детей
Развитие речиКогда-то нашла и сохранила себе таблицу примерных норм развития речи у деток. Может еще кому-нибудь пригодится.
Источник портал Солнышко
- Первый год жизни.
2 месяца. Произносит отдельные звуки, первые спонтанные вокализации, направленные ко взрослому (чаще маме).
3 месяца. Появляются эксперименты с гласными звуками - растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о». Гулит, «воркует».
4 месяца. Гуление превращается в рулады звуков, т.е. один звук как бы перетекает в другой: « у-у-а-а-о».
5 месяцев. Мелодичное гуление, случайные лепет, добавление к произносимым гласным некоторых согласных звуков, появляются сочетания слогов.
6 месяцев. Совершенствуется случайный лепет («да-да-да», «ма-ма-ма»). Согласные сливаются с гласными, ребенок пытается имитировать слышимые звуки, ведет со взрослым своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к его речи.
7 месяцев. Лепет. Ребенок понимает смысл слов. Может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.
8 месяцев. Лепет как речь, как общение. Ребенок учится произносить звуки, имитируя взрослых, не всегда понимая значение, как эхо (эхолалия).
9 месяцев. Звуковые серенады, первые облегченные слова («ма- ма»). Лепет более сложный.
10 месяцев. Вслушивается в речь взрослых, понимает все больше слов, подражает речи, в произнесении появляются новые слоги, простые слова («на», «ав»).
11 месяцев. Воспроизведение звуков по усмотрению ребенка. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения (см. выше).
12 месяцев. Ребенок уже знает около 10 облегченных слов и легко подражает, услышав новое слово. Понимает более 20 слов.
- Второй год жизни.
Стадия активной речи - автономная речь. Ребенок использует аморфные слова-корни, выделяя их из слов, слышимых у взрослых. С 1,5 лет одним и тем же словом ребенок обозначает целый ряд предметов («де»- дерево, девочка, делать; «ку» - кушать, курица; «па»- упал, палка, лопатка.) Ребенок еще не умеет обобщать. Например, он понимает значение слов «стул», «стол», «кровать», но при этом не знает значение слова «мебель». В возрасте от 1 до 1,5 лет активный словарь детей, как правило, не расширяется, число произносимых слов почти не увеличивается, однако активно расширяется пассивный словарь (слова, словосочетания запоминаются надолго). В это время не стоит побуждать ребенка к произнесению новых слов.
К двум годам ребенок соотносит знакомые слова с изображенными на картинках предметами (показывает мишку, мяч, солнце и т.д.).
Автономную речь сменяет «телеграфная». Сначала это односложные сочетания, выражающие смысл целого предложения. Ребенок использует слова, обозначающие предметы, связанные с его желанием и интересами. Поскольку в окружении ребенка свой индивидуальный набор таких предметов, с которыми он часто встречается, играет, видит, то и набор слов у разных детей различен. Научившись употреблять слова в определенной ситуации, ребенок использует их и в других ситуациях, иногда не замечая подмены истинного значения слова. Это, как правило, существительные, сначала женского, позже мужского рода, глаголы, даже прилагательные в единственном числе. Ребенок уже может изменять слова, употребляя не только настоящее, но и прошедшее время глагола, множественное число существительных.
- Третий год жизни.
Речь приобретает связный характер. Появляются предложения, они становятся все более сложными. Ребенок задает вопросы, меняет интонацию. В речи еще много грамматических ошибок, она может быть прерывиста. Много повторений слов, запинки в произношении, но к 4-м годам это проходит. Словарный запас быстро увеличивается, к 3-м годам он может составлять 1000-1500 слов! Часто дети создают свои собственные правила речи, слова («мухолет»).
Источник super-parents.ru
Возраст ребенка |
Нормы развития речи |
6 месяцев |
|
12 месяцев |
|
18 месяцев |
|
24 месяцев |
|
36 месяцев |
|
48 месяцев |
|
60 месяцев |
|
6 лет |
|
«Отклонение» от предложенных норм на 1-2 месяца (опережение или отставание) тоже будет являться нормой.
Сигналы тревоги, которые должны Вас насторожить:
- в 3 месяца ребенок не поворачивается, когда Вы обращаетесь к нему;- в 4-6 месяцев не реагирует на перемену интонации, не оборачивается в поисках источника звука, не употребляет в своем лепете звуков «п, б, м»;
- в 10-12 месяцев не понимает часто употребляемых взрослым слов, не оборачивается, когда его окликают; не имитирует звуки взрослой речи, для привлечения Вашего внимания использует только плач;
- в 1-2 года не может показать изображение на картинке («Где мишка?»), не понимает простейших вопросов;
- в 2-3 года путает понятия «верх» -«низ», не может выполнить последовательно две команды («Подними бутылочку и дай ее мне!»), составить фразу из 2-3 слов, назвать известные ему предметы;
- в 3-4 года не отвечает на простейшие вопросы: «кто?», «что?», «где?». Его не понимают посторонние, употребляет фразы, состоящие не более чем из 4 слов, неправильно произносит большую часть звуков.
юлия
я переживаю, хоть меня успокаивают, типо успеет. моей дочке 2 года и 5 месяцев- она родилась не большой на сроке 41 неделя. она не разговаривает. только -мама,папа,дай, ням,пить. а растёт хорошо. ей дают в её возрсте 4 года. а говорить не заставишь. на меня мамачки криво смотрят...
13.03.2015
Ответить
gae444ka
ИМХО, все дети разные и по разному развиваются. У девочек чаще речь развивается быстрее. По этой информации о сигналах тревоги, у нас тревога должна быть для КАЖДОГО возраста, но многие неврологи скажут, что до 3 лет не разговаривать — это вариант нормы.
29.01.2015
Ответить
Ольга
Совсем не разговаривать? Даже "мама", "папа"?Ну это понятно, что в каждом правиле есть исключения. "Насторожить" — думаю, имеется в виду — обратиться за консультацией к специалисту, т.е. неврологу, который после осмотра, обследования и скажет норма у ребенка или действительно отставание.
30.01.2015
Ответить
gae444ka
И что, если скажет, что отставание? Скажет книжки читать, и т.п. Как будто я ему книг не читаю... "Мама" говорил давно, но осмысленно, обращаясь ко мне, где-то в 2 года и 3-4 мес начал.... --- По этому списку у нас так было- в 3 мес не переворачивался, вообще не переворачивался почти, ему было лень. Стал переворачиваться для конкретных осмысленных целей позже, на животе никогда не лежал. Пополз в 10 месяцев.4-6, не знаю, как он там реагировал, может улыбался, но точно ничего не говорил.10-12 - слова не понимал, оборачиваться стал около года наверное1-2 не показывал предметы, это его бесит. Может показать то, что знает и то под настроение, но стал это делать после 2 лет. 2-3 верх-низ не знает, просьбы не выполняет. Фраза из 2-3 слов — ну конечно нет! Пока учится говорить первые слова, какие там фразы! Но я не считаю, что он нездоров, что ему надо срочно к логопеду. Я вижу, что прогресс есть, новые слова появляются, но даже близко не по этим табличкам.
30.01.2015
Ответить
Ольга
Я не невролог, чтобы сказать Вам, что он ответит. О Вашем ребенке и его анамнезе я ничего не знаю, может для него это и норма. Тем более я не заставляю Вас ни следовать, ни прислушиваться, ни использовать статью как руководство к действию.Статья — это репост, при переходе по ссылкам (источникам) указаны авторы таблиц.
30.01.2015
Ответить
gae444ka
Да, я понимаю это прекрасно. Я просто к тому, что эти таблицы ничего не говорят. У меня дочка подруги с года и 7 мес говорит предложениями, и мой ребенок, который только учится говорить — 2 разных ребенка, для которых эта таблица смысла не несет.
30.01.2015
Ответить
Анна
Я думаю что такого рода таблицы даются для того что бы определять над какими пунктами можно еще поработать. Если мой ребенок выполняет 5 пунктов на отлично, а 2 нет, то скорее надо направить усилия туда, и не нужно усердствовать над тем что по возрасту ребенку не поддастся.
12.07.2017
Ответить