История посвящения или что для меня "ранее развитие"
Развитие детей третьего года жизниЯ дано хотела написать этот пост. В нем я постараюсь описать свое отношение к занятиям со своим ребенком, свой подход и цели, которые ставлю именно я.
Как все началось
Впервые о различных методиках воспитания и коррекции развития детей я услышала в университете. В те годы, еще далеко до появления сына, мне было крайне интересно, как набор игр и упражнение может помочь малышу, особенно с каким-то тяжким синдромом или генетическим нарушением. Таких детей мы видели сотни на практике в интернатах, садиках и специализированных школах, психиатрической больнице и других злачных местах. В то время я не видела себя ни дефектологом, ни сотрудником, который будет работать с детьми. Я их боялась, этих детей, навредить им боялась страшно. И жалела, а жалость в этой работе ни к чему. Здесь нужно действовать и бороться за каждого ребенка!
Уже после замужества я поступила в магистратуру и увлеклась темой ринолалии. Это неприятный диагноз. Точнее, это дырка в небе или носоглотке, с которой ребенок рождается или приобретает в результате травмы. Интеллект у таких детей чаще всего сохраненный. В моем эксперименте участвовало несколько ребят, уже прооперированных несколько раз, которые находились на учете в логокабинете. И когда учитель-логопед показывала их карты, с которыми они пришли к ней впервые - я удивлялась...КАК? Ведь это простые занятия, несколько упражнения, гимнастика небольшая, и все.
После окончания учебы я занималась с несколькими детьми, было несколько сложных. А потом случилось забеременеть - и я испугалась. Наверное, это были гормоны и я прекратила к 4-му месяцу все занятия. Хотя по своей природе я человек не впечатлительный, но беременность дает свое. Особенно первая и долгожданная.
В первый год жизни сына я начинала занятия по Доману, делала карточки сама. Особое внимание уделяла физическому развитию, была у нас и динамическая гимнастика, и стимулирование желания ползать и ходить, и закалывание ребенка.
Но когда сыну исполнился год с небольшим - в семье начались большие проблемы и было не до занятий. Мы часто гуляли, играли с крупами, купались в речке, лепили, рисовали и строили...НО, не занимались по какой-то конкретной методике.
В 1.9 сына я кинулась и поняла, что упустила многое. К сожалению, безвозвратно. И снова закрутилось, как я люблю и ненавижу, со всем моим вдохновением. Мне хотелось вложить в Сему все самое лучшее от всех методик, перегрузить его по завязку пока не поздно. Но он не перегружался, а я скисала не по дням, а по часам.
И в Новогоднюю ночь загадала желание - найти золотую середину. И я ее нашла, совсем быстро.
О "золотой середине"
Каждая методика развития особенная и эффективная . Я очень уважаю труды М.Монтессори, Г.Домана, С.Лупан, М.Шичиды. Каждая из них, если ее использовать изолировано, приносить удивительные результаты. НО! Не каждая семья себе может позволить скупить весь материал по Доману или Монтессори, каждый вечер готовить флеш-карты по Шичиде и т.д. Что самое интересное, это индивидуальность ребенка, его "природа", которая крайне важна при выборе своего способа. Например, Семен не слишком активный ребенок. Он любит спокойные игры даже на улице - строит башню с камней, рисует палкой, лепит куличики. Любовь к горкам, бегу и прочьему пришла совсем недавно. Но так как он пухляш, и имеет особенности развития ног, я пытаюсь стимулировать его к гимнастике.
Сегодня идеальный вариант для меня - это методика "всестороннего" развития. С каждого метода я выбрала те пункты, которые идут у нас, приносят радость и удовольствие от занятий. Среди них есть обязательные и занятия по желанию сына (и моему).
Примерный список дел на день:
1.Прогулка - каждая прогулка - это уникальная возможность провести с ребенком урок естествознания. Особенно весной, хотя время года не имеет значения. На улице можно мерить лужи (это хит сейчас), строить башни и куличики, наблюдать за тем, как распускаются листья, растут на клумбах цветы, съездить в новое для малыша место, покормить животных (голубей, кошек, собак), освоить новое развлечение (выше горку, турник, беговел, ролики, самокат), побегать на перегонки, боком, задом, поискать жуков, послушать птиц, провести закат (если очень хочется - встретить рассвет) и много новых вещей. А еще очень важно научится отпускать ребенка от себя все дальше и дальше, давая ему возможность вернутся или осознать опасность самому, взять на себя ответственность. Хотя опустить маме часто очень трудно;
2. Физ.активность - в идеале -шведская стенка дома. У нас пока нет, но я надеюсь, что будет. А так, максимальное стимулирование любой активности - прыжков, бега, ползанья. Желательно делать зарядку каждый день, а перед сном небольшой массажик;
3. Творчество (как самостоятельное, так и с мамой) - рисование разными способами, лепка, аппликации, разукрашивание картинок, фигурок и т.д;
4. Сенсорика - игры с крупами, водой, кинетическим песком, камнями, гидрогелем, создание сенсорных игр(волшебный мешок, шарики с крупами или солью, угадывание ароматов, прослушивание музыки или звуков природы и их угадывание);
5. Моторика (игольчатая мозаика, конструктор, крупы, шнуровки, бизиборт, скрепки, наклейки и т.д.);
6. Игры на воображение - у нас скорее разговоры и сочинение совместных историй. Например, перед сном мы начинаем вспоминать что видели новое, воображать что-то, придумывать свои небольшие сказки. Также можно показать небольшую сюжетную картинку и вместе придумать к ней историю;
7. Настольные игры - пазлы, игры-ассоциации, домино, лото, "Путаница", найти пару и т.д.
8. Чтение ( я отобрала книги как с иллюстрациями, так и без них, для стимуляции воображения и фантазии). Чаще всего мы читаем перед сном, самого сына читать еще не учу. Особое внимание следует уделить стихам, хороший слог стимулирует формированию правильного ритма речи у ребенка;
9. Задание на цветовосприятие - сортировка цвета, просьба принести что-то синее, голубое и т.д. Поиск определенного цвета на улице, "цветовой" сортер и т.д.
10. Самостоятельные игры - самая важная часть. И больше всего времени ребенок играет сам, в свои выдуманные игры с выдуманными персонажами. И если малыш не просит взрослого включится в игру, этого делать не стоит.
Со стороны кажется, что это полный перегруз. Но на самом деле все просто, некоторые задание не идут каждый день, некоторые поглощают на несколько часов. Этот список примерный, в него часто добавляется демонстрация карточек, поездка на целый день в цирк/зоопарк/лес/гости и т.д.
О самом занятии
Настроить ребенка на работу не всегда просто. К чужому малышу нужно искать подход и человек готов к этому. Но многие не готовы к тому, что они целую ночь создавали новую игру для своего сына или дочери, а игра не пошла. Даже не заинтересовала ребенка. Дети очень быстро растут и меняются, их вкусы, предпочтения и желания растут вместе с ними. Очень часто приходится искать подход каждый новый день. Сегодня книга идет, а завтра она уже летит в сторону, и начинается плач.
Поэтому самое важное - это терпение. И внимательность. А еще, когда ребенок начинает делать что-то такое из ряда вон, взрослых начинает это раздражать, они закипают изнутри. Это нормально, ведь в каждом из нас живет маленький ребенок, со своими детскими страхами и воспоминаниями, которые начинают лезть наружу именно при контакте с маленьким детьми.
Также не менее важно - отсутствие контроля. На первый взгляд может казаться, что малыш ничего не запомнил и не понял. Но проходит неделя и он уже сам все показывает, рассказывает или делает. Любая информация, как плохая, так и хорошая, закладывается в детской памяти, к сожалению.
Спасибо всем, кто прочитал! Надеюсь информация была полезной.