Творчество для детей разного возраста
Художественно-эстетическое развитиеСоветы от автора книги
Дети проходят через разные этапы развития. Конечно, каждый ребенок уникален, но все же у детей одного возраста много общего. Поэтому можно делать какие-то выводы и утверждать, что двухлетние малыши рисуют каракули, а в три года они обычно учатся управляться с ножницами.
Одни дети уже начинают изображать что-то реалистическое, произведения других еще пару лет остаются абстрактными. Над одним и тем же упражнением могут работать разные дети, или предложите отдельные задания для старших и для самых маленьких.
Как варьировать творческие занятия в зависимости от возраста ребенка?
Годовалые дети
Когда ваш 10-12-месячный малыш сидит на детском стульчике, можно дать ему карандаш и бумагу. Но знайте: он обязательно попробует карандаш на вкус. Это нормально, все дети в таком возрасте исследуют мир через вкусовые ощущения. Однако надо следить, чтобы ребенок не съел карандаш и не подавился им. Верните его руку с карандашом обратно и скажите: «Нарисуй что-нибудь. Поводи карандашом по бумаге». Повторяйте это снова и снова. (Не повышайте голос, иначе ребенок может опять попробовать съесть карандаш, чтобы увидеть вашу смешную реакцию.)
Годовалые дети начинают рисовать карандашами, фломастерами, мелками, а также жидкой акварелью или гуашью, используя руки или кисточки. Они попытаются играть с пластилином, но будут его только протыкать и сжимать. Ближе к двум годам им понравятся наклейки и скотч. Двухлетние дети уже могут резать бумагу, если вы покажете, как правильно держать и использовать детские ножницы (естественно, под строгим наблюдением). Рисуют они всем телом.
Используйте только нетоксичные материалы, которые можно смыть, потому что малыши, как правило, все тянут в рот и пачкаются (помните, что кожа - наш самый большой орган, впитывающий попадающие на него вещества). Во время творческих занятий вы можете посадить ребенка на детский стульчик, чтобы предотвратить беспорядок, но ему удобнее всего стоять. Положите инструменты для рисования на детский или журнальный столик, прикрепите большой лист бумаги на стену или холодильник.
Дети в таком возрасте с радостью за все берутся, но не могут долго удерживать внимание, занятия продолжительностью от пяти до пятнадцати минут будет вполне достаточно. Следует помнить, что самое важное для детей такого возраста - это процесс.
Дети двух-трех лет
Дети постарше уже лучше управляют своим телом, их моторика более развита. Они продолжат рисовать каракули и что-то абстрактное, но изображения становятся более реалистичными: сначала круги, затем «солнышко» (круг с расходящимися линиями внутри или снаружи), лица, люди. Они могут на чем-то сосредоточиться. Также в три года дети уже понимают правила, что, например, нельзя рисовать на стене, а также могут помочь все убрать после занятий.
Кроме материалов, которыми ребенок пользовался в годовалом и двухлетнем возрасте, теперь он может работать с ножницами (хотя, скорее всего, уже пробовал что-то вырезать и раньше), лучше понимает, как взаимодействуют клей и бумага, и знает, как склеить два предмета. Он станет катать шарики из пластилина и лепить из него змей. К этому возрасту у ребенка уже достаточно терпения и сообразительности для того, чтобы под вашим руководством начать работать над многоэтапными упражнениями. Дети дают своим картинам названия и даже что-то рассказывают о них.
Четырехлетние дети
Дети, которым исполнилось четыре года, уже неплохо умеют управлять своим телом и эмоциями. Они проявляют больше инициативы и используют свой опыт для выполнения более сложной работы. Начинают писать буквы и слова, их рисунки уже можно понять, они лепят из пластилина или глины фигуры с бóльшим количеством деталей, а также осваивают степлер, скотч и дырокол.
В четыре года дети часто рассказывают истории по своим рисункам.
Однако вместо реальных предметов они иногда используют символы.
Дети от пяти до семи лет
В этом возрасте для рисования отдельных предметов (сердечек, цветов, деревьев, людей) дети используют особую технику. Они проводят линию, которая обозначает землю и траву, и затем выстраивают все предметы вдоль нее. Еще одна такая же линия в верхней части рисунка - небо. Как правило, на небе изображено солнце. В школе ребенок начинает больше общаться с другими детьми, видит их рисунки и смотрит, как они выполнены.
Это новый опыт для ребенка, его фантазия может отправиться в полет, или же маленький школьник просто станет повторять, что рисуют другие. Однако от влияния сверстников никуда не денешься. Если все мальчики рисуют машинки и Супермена, ваш ребенок может поступать так же. Если все девочки выводят сердечки, цветы и радугу, ваша дочь, возможно, будет делать то же самое.
Дети этой возрастной группы могут попытаться освоить особые навыки, такие как гончарное или слесарное дело. Конечно, хорошо, чтобы их этому учили профессионалы.
Дети восьми лет и старше
С возрастом у детей развивается самосознание, они уже понимают, что им нравится. Если раньше они занимались всем понемногу, то теперь начинают проявлять склонность к определенным темам. В будущем предпочтения могут меняться, но обычно ребенок с головой окунается в то, что ему интересно в данный момент - комиксы, изображения лошадей, изготовление украшений из бисера или сборка роботов.
Исследуя возможности искусства, ваш ребенок со временем научится управлять своим телом, филигранно работать необходимыми инструментами, будет постоянно открывать для себя что-то новое. Но сейчас наблюдать, как он рисует первый портрет, рассказывает первую историю о своей картине и создает первую сложную скульптуру, бесценно. У вас растет творческий ребенок! Смотрите, как этот художник создает свои произведения искусства, и наслаждайтесь!