"Атмосфера". И игра, и наука.
Изучаем окружающий мир (тематические занятия и циклы занятий)Мне казалось, науки здесь не будет. Но в сети нашлась замечательная книга с опытами.
Играть в погоду можно разными способами. Это всегда на ура.
1. Первый раз начинали с коллажа на тему "Земля и воздух вокруг нее". Весьма правильное начало, оно позволило детям понять, о чем речь вообще, запомнить слово "Атмосфера", и выполняли они все с удовольствием. Коллажи получились разные. Вот второй. Более "коллажистый")).
2. Какая бывает погода? Беседа на тему. Подборка качественных и показательных фотографий на компе: Радуга, снег, метель, завалы снега, дождь в разные сезоны, ливень, град, гроза, молнии, ветер, сильный ветер....
3. Игры "В погоду". Дождь - брызгалки, зонтики (мы брызг не боимся, так что играем). Туман - повязка на глаза и ищем друг друга. Снег - играли с искусственным снегом, лунным песком, кинетическим песком. Ветер - вариантов много, держи крепче шапку)). Гром - муз. ударные и гремучие инструменты. Молния - желтые самолетики. Гроза - делаем халабуду из подручных средств, прячемся, зажигаем свечу и пьем чай. Второй вариант - проделываем то же самое с любыми фигурками. Мы испробовали оба варианта, оба - на ура. Сначала - собственный шалаш из сушилки, кресел и покрывал. Чаепитие при свечах затянулось надолго. На след. день леговские человечки всей семьей отправились в лес, попали в грозу, получили шалаш из конструктора, потом - пластилиновое чаепитие. Тучка - из синтепона и воды. Лужи - из кусков материи или листов бумаги. перепрыгиваем, делаем мостики.
И немного радуги)))))
4. Пальчиково-двигательная гимнастика. Мы проделываем на ладошке.
Вот листок по лужице
Как кораблик кружится.
Моет лапки воробьишко,
Чистит перышек пальтишко.
Больше ничего такого не делаем, т.к. все игры, кроме просмотра фоток - подвижные.
5. Для младшего проводили игру в "Радугу-горку" (детская потешка). Делали горку из доски, прикладывали к дивану, дети по ней скатывались.
Такс, и самое интересное.
ОПЫТЫ ПО ТЕМЕ
1. Радуга на бумаге............................................................
Вам понадобится: миска с водой, прозрачный лак для ногтей, маленькие кусочки черной бумаги.
Добавьте в миску с водой 1-2 капли прозрачного лака для ногтей. Посмотрите, как лак расходится по воде.
Быстро (спустя 10 секунд) окуните кусок черной бумаги в миску. Выньте его и дайте высохнуть на бумажном полотенце.После того, как бумага высохла (это происходит быстро) начните поворачивать бумагу и посмотрите на радугу, которая отображается на ней.
Чтобы лучше увидеть радугу на бумаге, смотрите на нее под солнечными лучами.
(Фото миски - из сети, у нас такая же)
А вот что у нас получилось. Большинство кусочков заимело радугу с обеих сторон.
2. Дождевое облако в банке........................................
Сейчас катаю и понимаю, что забыли мы его провести... Поэтому фото банки со струящейся синей красотой - из сети.
Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздухе и начнут падать на землю - так появляется дождь.
Это явление можно показать детям с помощью простых материалов.
Вам понадобится: пена для бритья, банка, вода, пищевой краситель.
Наполните банку водой. Сверху нанесите пену для бритья - это будет облако. Пусть ребенок начнет капать пищевой краситель на "облако", пока не начнется "дождь" - капли красителя начнут падать на дно банки.
Во время эксперимента объясните данное явление ребенку
Но сейчас мы нашли пену и проведем, ура-ура! Если все получится - добавлю фото.
3. Туча....................................
Вот уж не знаю, в чем тут секрет, но опыт мы проделали в разные дни, на убывание и прибывание луны, и в разных емкостях, и всякими способами. И фигушки он у нас вышел - никакого облака никто не узрел. Но все равно опишу.
Осторожно наполни бутылку горячей водой. Спустя три минуты вылей воду, оставив немного на самом дне. Положи сверху на горлышко открытой бутылки кубик льда. Поставь за бутылкой лист темной бумаги. Там, где поднимающийся со дна горячий воздух соприкасается с охлажденным воздухом у горлышка, образуется белое облачко (ха-ха).
4. Радуга-2 (нам хватило радуги-1, поэтому пока его не проводили, но обсудили)............................................
Нужны: прозрачная миска с водой, фонарик или луч света, зеркало, лист белой бумаги.
В емкость наливаем воду, кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на ней должна появиться радуга.
5. Атмосферное давление...........................................
Простой опыт. Но нужна именно газета. Не мятая, легкая, хорошо распрямляющаяся. Нам было сложновато с тонким листом А3. Но ребенок суть понял.
Мы все время находимся под давлением. Воздух на нас давит со всех сторон, но мы не замечаем этого, т.к. тело человека состоит из жидкостей.
Положить линейку на стол так, чтоб 1\3 ее выходила за край стола. Накрыть линейку газетой и разгладить лист так, чтобы выдавить из-под него воздух. Ударить по свисающему концу линейки. Увидим, что сдвинуть линейку довольно трудно, т.к. воздух давит на бумагу. Чем больше лист, тем больше воздуха на него давит.
6. Термометр...................................................
Интереснейший и понятный опыт! Думаю, будем повторять его, и не один раз. Фото не сделано, не успелось. Это наш самый хитовый хит, очень рекомендую!
Наполни прозрачную бутылку на 1\2 и капни в воду немного краски. Проделай в крышке бутылки дырочку и вставь соломинку. Залепи щель вокруг соломинки пластилином. Осторожно отсоси воздух из соломинки так, чтоб жидкость поднялась примерно на 1\2 ее высоты (не поняла, зачем это, у нас не сработало, жидкость опускалась, но это не влияло потом на нагревание и охлаждение, так что не вижу смысла в этом отсасывании). Заткнув языком конец соломинки, туго завинти крышку. Включи фен и направь струю горячего воздуха на бутылку. Как меняется уровень жидкости в соломинке? Что будет, если поставить бутылку ненадолго в холодильник?
7. Вызови дождь..................................................
Охлади в холодильнике ложку. Вскипяти чайник и поставь рядом с ним блюдце. Поднеси холодную ложку к носику. На него попадет пар и закапает на блюдце.
Как по мне, опыт неубедительный, но человекам понравилось. ну и ладно.
К сожалению, фоткать не было времени и возможности. Большинство опытов - без фото. но они очень просты и понятны.