Дистанционные технологии образования
Новости образованияНедавно в сообществе был с пост с призывом подписать петицию против внедрения дистанционного образования, который вызвал необоснованные, на мой взгляд, нападки некоторых членов сообщества на автора поста.
А на днях новостные ленты запестрели новостями о том, что внесен законопроект о дистанционном образовании. Чуть позже я вернусь к этому документу.
Но сейчас, поскольку не все читают первоисточники, хотелось бы сделать небольшой ликбез для тех, кто знает о законе «Об образовании» понаслышке.
Внимание, дальше будет очень много букв, и от читающих потребуется очень вдумчивое чтение закона, поэтому не стоит читать дальнейший текст по диагонали. Сядьте поудобнее и приготовьтесь напрячь мозги.
Итак, открываем статью 16 Закона «Об образовании» и читаем (выделение текста и сопутствующие комментарии мои).
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Пункт первый: «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
Итак, мы видим тут два термина «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии».
Из анализа представленных определений следует, что электронное обучение более широкое понятие, представляет собой форму организации образовательной деятельности и может осуществляться как с использованием дистанционных образовательных технологий, так и при непосредственном взаимодействии обучающего и педагогического работника.
Электронное обучение - это все виды образовательной деятельности с использованием информационных технологий, попросту говоря, компьютеров, планшетов и прочих гаджетов. Электронная доска в классе - это электронное обучение, любое задание на дом, которое нужно выполнить с использованием компьютера (подготовить электронную презентацию выполнить задание на учи.ру и т.п.) - это электронное образование.
Дистанционная образовательная технология (именно такой термин использует закон, нет термина «дистанционное образование») - это способ взаимодействия педагога и ученика на расстоянии.
Разницу уяснили.
Читаем далее, пункт второй этой же статьи:
«2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)»
Итак, в данном пункте мы видим, что решение о применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий принимает никто иной, как образовательная организация, а отнюдь не родители ребенка. Это мы повсеместно уже наблюдаем в Москве, где, уже во всех школах так или иначе внедрена МЭШ, электронные доски и прочие электронные элементы образования. Спрашивали ли мнение родителей и их желание о применении в отношении их детей электронного обучения? Вопрос риторический.
Читаем дальше, пункт 3 статьи 16 закона об образовании гласит:
«3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)»
Итак, что мы узнали из этой статьи. О том, что образование может осуществляться исключительно с использованием дистанционных образовательных технологий. Исключения предусмотрены только для среднего профессионального образования и высшего образования и только для определенного перечня профессий. Ага. Стало быть среднее общее образование может быть и полностью дистанционным. Единственным ограничивающим фактором в этом случае является требование о создании таких условий дистанционного образования, которые обеспечивало бы полное освоение программы всеми учащимися. Создать такие условия на сегодняшний день довольно проблематично. Не у всех есть компьютеры и планшеты, не у всех есть достаточно хороший интернет и т.п., и т.д. И это, конечно, серьезный сдерживающий фактор для развития и внедрения дистанционных технологий образования, и уж тем более для перехода на исключительно дистанционное образование. Однако же возможность такая законом предусмотрена!
Читаем дальше, пункт 4 статьи 16 закона об образовании:
«4. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
Итак, получается, в случае применения дистанционных технологий, считается, что вы получаете образование непосредственно в образовательной организации (школе). Запомните это. Это важно, мы вернемся к этому пункту чуть позже.
Читаем дальше, пункт 5 статьи 16 закона об образовании:
5. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну».
Ну здесь все понятно. Не особо интересная для нас норма. Идем дальше.
Обратимся к статье 17 закона об образовании, привожу ее не полностью, только то, что имеет значение для рассматриваемой нами темы:
«Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
1. В Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
Итак, законодатель различает два понятия «форма получения образования» и «форма обучения». Форм получения образования две - в образовательной организации и вне организации.
Для каждой формы получения образования предусмотрены свои формы обучения. В организации три формы обучения: очная, очно-заочная, заочная. Вне организации две: семейная и самообразование.
С этим разобрались. Теперь вспоминаем, что выше мы узнали, что при обучении с применением дистанционных технологий местом обучения является место нахождения образовательной организации. Таким образом, получается, что с использованием дистанционных технологий могут осуществляться все три формы обучения, предусмотренные для формы получения образования «в организации» (очная, очно-заочная, заочная).
Закон об образовании ничего не говорит о выборе форм получения образование и форм обучения.
Данные нормы есть подзаконном регулировании. А именно в «Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015
(ред. от 10.06.2019)
Пунктом 3 указанного документа предусмотрено:
Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.
Итак, обращаю внимание, что родители выбирают форму получения общего образования (в организации или вне организации) и форму обучения (очная, очно-заочная, заочная, семейное, самообразование), но не способ организации образовательной деятельности (электронное образование, дистанционные технологии).
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Ну, здесь всё понятно. Комментариев особо не требуется. Если вы обучались самостоятельно, вы тем не менее имеете право получить аттестат об образовании, если пройдете соответствующую аттестацию.
4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Здесь тоже все понятно.
5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации».
Основное образование определяется ФГОС, если иное не предусмотрено настоящим ФЗ. Это иное как раз и предусмотрено для общего образования, которое может получаться в форме семейного образования (т.е. вы вправе учить вашего ребенка как угодно, по каким угодно учебниками и методикам, без оглядки на какие-либо ФГОСы), и для среднего общего образования, которое может осуществляться в форме самообразования (также без учета ФГОС. Это прямо прописано в ч. 2 ст. 63 закона «Об образовании».
На дополнительном образовании не останавливаюсь, нам оно сейчас не интересно, это не предмет рассматриваемой темы.
Читаем далее. Коротко затрону статью 18 закона «Об образовании», т.к. там говорится о цифровых электронных библиотеках, что тоже имеет отношение к рассматриваемой теме.
«Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
9. При реализации профессиональных образовательных программ используются учебные издания, в том числе электронные, определенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность.»
Хочу обратить внимание, что между словами «печатными» и «электронными» учебниками стоит союз «и (или)» - то есть это означает, что могут быть только печатные или только электронные учебники. Ага.
И еще буквально пару слов о статье 20 закона «Об образовании», не привожу ее полностью, чтобы не утомлять.
«Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования
1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
2. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством Российской Федерации».
Возвращаемся к главной теме. Дистанционные технологии образования. Кроме собственно ФЗ «Об образовании» данный вопрос регулируется также подзаконными актами. Таким актом является «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ", утв. Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816.
На этом документе стоит остановится поподробнее.
Пункты 3 и 4 Порядка:
3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее - организации), реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.
4. Организации доводят до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Итак, не только сами уроки, но и проверка знаний, включая итоговую аттестацию может осуществляться дистанционно. О применении дистанционных технологий нас информируют. Не совсем понятно из данных норм, что в данном случае могут выбирать родители - учится ли в данной в школе, которая реализуем программы дистанционно или уйти в другую, где эти технологии не применяются?
Пункт 5 и пункт 7 Порядка (пункт 5 привожу частично):
5. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
организации самостоятельно определяют соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории.
7. Организации вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
Итак, здесь мы еще раз находим подтверждение, что образование может быть ПОЛНОСТЬЮ дистанционным.
Собственно данный документ ничего особо не регулирует. Он очень короткий, в нём всего 9 пунктов. Этот Порядок не даёт понимания, как, в каком порядке, осуществляется дистанционное образование.
Теперь возвращаемся к началу этого длинного поста. В новостях вы прочли, что внесен законопроект о дистанционном образовании. На самом же деле, как вы уже увидели, дистанционные технологии образования давно предусмотрены законом «Об образовании». Что же тогда написано во внесенном законопроекте? В нём всего лишь изменяются полномочия органов в сфере регулирования. Вот этот законопроект.
Но самое важное написано не в самом законопроекте, а в прилагаемом у нему документе, который представляет собой перечень актов, подлежащих отмене, изменению и принятию. В этом перечне значится в том числе и упомянутый выше «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ", утв. Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816. Данный Порядок будет отменен и принят новый, очевидно, предусматривающий более детальное регулирование данного вопроса. Срок принятия нового порядка - 12 месяцев.
Выводы: закон уже предусматривает возможность исключительно дистанционного образования. Но внедрение его существенно ограничивается фактическими условиями жизни, отсутствует необходимых технических средств, хорошего бесперебойного канала связи и т.п. Именно поэтому я считаю, что дистанционное образование - это вопрос времени. Да, возможно, что массовый переход на дистанционное образование - это перспектива даже не нескольких лет, а может и десятилетий. Но эта перспектива вполне реальная. По крайней мере законодательная основа для этого уже имеется.