ЗАНЯТИЕ-ПОДГОТОВКА К ПОСЕЩЕНИЮ МУЗЕЯ:"В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА".
Тематические дни/занятияНаконец-то я чувствую, что Вера дозрела до посещения художественных
галерей! И конечно же первым мы посетим мой самый любимый музей-"Русский
музей". Это богатейшие коллекции работ российских мастеров-художников,
скульпторов, граверов,это залы народного искусства. Все
сразу не охватишь взором, решено начать с живописи.
Но прежде.
чем отправиться в музей, я решила провести для Веры практическое занятие о том, как
работает художник. Чтобы когда мы будем смотреть полотна ,она понимала
как они созданы, была более заинтересованна.
За подробным отчетом-конспектом прошу под кат.
К нам присоединился Егорка-Верин друг. Во дворе детей уже поджидали разные интересные предметы, все они из арсенала художника-живописца.
Мы
поговорили о том, кому они могут принадлежать, зачем нужны и о том,
что скоро нам предстоит увидеть то, что создано с помощью этих инструментов.
А дальше началась наша беседа-практикум. Дети узнали :
- о мольберте(доска
для живописи, меняет размеры, удобно ставить, картина закреплена),
рассмотрели мольберты на фото, вспомнили свои домашние...
- о материалах, на которых можно писать красками(бумага, дерево...) и подробнее о холсте. Мы потрогали два вида холста (грубый как у старых мастеров) и выделанный(как у современников) , попробовали провести кистью-неудобно. Почему же его выбрали за основу?
Здесь я показала кусочек из фильма "в мастерской художника", в нем показано как холст натягивают на раму и грунтуют, рассказано чем он удобен.
-о кистях. Кисть-главный инструмент, бывают разные по форме, размеру, мягкости, разный кончик. Почему разные? для разных красок.
Перед Верой и Егором появился целый стакан разных кистей. Мы все потрогали. рассмотрели, узнали из чего делают. Выяснили, что живописцы работают жесткими, плоскими кистями из свиной щетины.
-о красках. Мы идем за ними в магазин. А раньше? Раньше краски дарила художникам сама природа.
Опыт №1-практическая работа. Рисование с помощью молотка. Как это делать подробно описано здесь.
Даже не ожидала, что опыт вызовет столько восторгов!!! Понравилось все:
и собирать растения(я не объяснила зачем, предложила составить букетик)
и бить молотком, а уж такого результата они вообще не ожидали!
Вывод из опыта: в растениях есть краска, ее можно выдавить.
Я предлагаю отправиться на поиски растений, которые отдадут нам свои краски. Как обычно нам в помощь наш любимый Атлас-определитель.
Вооружившись садовой лопаткой, ножницами и толстой книгой(туда мы складывали "добычу") мы отправились сначала в огород, потом в поле и лесок собирать гербарий. Параллельно поиску я рассказывала о гербарии вообще и о способе получения красителя из растений-вываривании.
Вот, что попало в нашу коллекцию:
Береза(листья)-серая краска,
Боярышник-красная
Шелуха лука-желтая
Ольха-коричневая
Плаун(стебли)-синяя
Спорыш(корень)-синяя
Хвощ полевой-желто-серая
Черника(ягода) -синяя
Щавель(листья) -зеленая, корень-красная.
Чистотел(стебель, листья)-оранжевая
Ежевика-фиолетовый.
Я выбрала то, что можно найти у нас, у вас это могут быть другие растения.
Детям
очень понравилось собирать, а главное пробовать на вкус
растения-пигменты. А чтобы не запутаться какое растение-какая краска, я
приготовила для детей прямоугольники цветной бумаги. Мы сразу вкладывали
их в книгу, вместе с веточками-листочками.
Вернулись мы во двор, и я задала детям вопрос:
-А что же делать, если, например, зимой понадобилась зеленая краска? Ведь взять растение неоткуда.
Дети задумались, а я предложила им опыт, основанный на тактильных ощущениях.
Опыт №2. С закрытыми глазами порисовать предложенным предметом(углем, потом мелом).
С удивлением Вера с Егоркой обнаружили на листе черные и белые полосы. Так мы пришли к выводу, что краски можно получить и другим способом.
я рассказала им, что люди научились добывать краску из того, что под ногами-из цветных камней, земли, глины... Камни растирали на мраморной дощечке, получали мелкий цветной порошок, пыль. Некоторые краски делали даже из драгоценных камней:
А вот некоторые камни, наоборот, очень яркие, красивые, а цвет от них просто серый:
Вера давно знакома с тем какие цвета надо смешать, чтоб получить новые оттенки. Повторяем по табличкам цветосмешение:
"Как
думаете-спросила я потом,-если просто помазать по бумаге, а тем более
холсту, пылью от камней или соком ягоды-получится написать картину?
Почему нет?"
В ходе беседы дети пришли к выводу, что нужно сделать краску "кремом".
Опыт№ 3, основанный на восприятии особых свойств предметов через осязание, обоняние, вкусовые качества. Дети пытались угадать мед, олив. масло и мед. Получилось определить только мед, но само мероприятие им понравилось.
Всю жизнь художники хранили секреты и добычи красителя и превращения его в краску.Что-то они рассказали, а что-то из их тайн ученые только сейчас открыли.
Дальше был мой рассказ о том, как порошок- краситель
стал краской. В древние времена его смешивали с воском, яичными
желтками. Потом стали смешивать с медом(акварель) и маслом(масляная).
Именно этими красками написаны великие полотна, в том числе и те,
которые мы увидим.
Смотрим репродукции, выполненные разными красками, а в музее мы еще раз обратим на это внимание.
Опыт №4-делаем краски сами. Дети смешивали пищевой краситель с медом, маслом и желтком.
Как думаете сразу ли из тюбика краску, как зубную пасту на щетку, мажут на кисть?(Нет)
- разговор о палитре. Смотрим на наши палитры и настоящую на картинке. Зачем дыра? Зачем изгиб? Почему очень гладкая?
- о мастихине Это-маленький необычный ножичек, им чистят палитру, а иногда и
рисуют.
Пробуем провести кистью. потом мастихином( к сожалению. настоящий мастихин я не раздобыла, пришлось заменить шпателем). Что
изменилось?(удобнее, если надо закрасить большую поверхность).
Смотрим репродукции картин, созданных мастихином.
В конце занятия мы еще раз повторяем названия всех инструментов художника, и я задаю вопросы:
-У всех художников были эти предметы, одинаково ли они все рисуют?
-У нас есть все, что нужно художнику-палитра, краски, кисти. Можем ли создать такую же картину?( Нет, надо учится).
Чтобы дети почувствовали себя маленькими живописцами, я вручила им подарки подарки-наборы для росписи по холсту.
Заодно рассказала о них и о том, как просто делать краски в наше время и как несложно их использовать. И мы уже воочию рассмотрели как холст натянут на подрамник.
А потом дети вспомнили про сделанные своими руками краски и попробовали ими порисовать на краешке холста. Получилось!
А на следующий день мы сделали "гербарий красок":