Развитие творческих способностей и положительной мотивации к учению у учеников начальных классов чер
УрокиРазработку урока прислала: Леонтьева Галина Николаевна. г. Москва. Школа № 1371.
Творчество - это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Главное в педагогике творчества - не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести " таинственному цветку поэзии ( Л. Н. Толстой ) в душе ребенка, школьника, начинающего мастера.
Творческие способности детей я стараюсь развивать на всех уроках : труда, изобразительного искусства, математики, природоведения. Но родной язык всегда был и остается главным предметом в начальной школе, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. К. Д. Ушинский писал: "Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за пределами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, … вся история духовной жизни народа. …Язык есть самая живая, cамая обильная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое." Родной язык в школе - это инструмент познания, мышления, развития. Он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. Через язык ученик овладевает традициями своего народа, его мировоззрением, этническими ценностями. Через язык он приобщается к величайшим сокровищам - русской литературе и литературе других народов.
Язык - это средство литературного творчества - поэзии, прозы. Языковой анализ текста - это всегда исследование, всегда творчество.
С целью развития творческих способностей учащихся я использую в своей работе элементы программы литературного образования " Азбука словесного искусства " . Авторы программы Л. Е. Стрельцова и Н. Д. Тамарченко.( Cм. Прил. 1,2,3. ) Цель программы можно сформулировать так: " С уважением и вниманием относясь к дошкольному опыту ученика, опираясь на него, развивать в ребенке взрослую составляющую его личности как читателя - человека любящего и знающего литературу, эмоционального, интеллектуального, духовного." ( О. А. Баранник.)
Начало обучения в школе - очень важный момент в жизни ребенка. Меняется основной вид деятельности: на смену игре приходит ученье. Этот новый неизвестный вид деятельности может являться фактором повышенной тревожности ребенка, способствует формированию заниженной самооценки. И если ребенку отводится роль не учащегося, а обучаемого, то очень скоро интерес к учению у части детей пропадает. Одним из важных приемов создания положительной мотивации учения, на мой взгляд, служит работа по учебнику " Мастерская слова". И детям, и взрослым хорошо известны потешки, считалки, дразнилки, страшилки, смешилки, небылицы. Все эти стишки в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом деле без этих смешных стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не сможет ясно выразить свои мысли, чувства, переживания и понять смысл речи, обращенной к нему. Ведь веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение - это и есть своеобразная словесная игрушка. Правила заключены в самом стихотворении, в его назначении и содержании. Например, скороговорки, считалки, дразнилки, страшилки - все это в первую очередь игры: в быстрое произнесение трудной фразы, в расчет, в подтрунивание над детскими ошибками, в неожиданный и напрасный испуг и т.д. Но в то же время все это стихи - детская игровая поэзия , которая помогает детям открыть для себя новый мир - мир творчества. Отсюда один шаг до сочинения собственных стихов.
Работу по литературному образованию в течении первых 23 недель интегрирую в уроки обучения грамоте. В это же время провожу различные упражнения на развитие чувства ритма и слухового внимания. Пользуясь толковым словарем, выясняем с ребятами, что такое рифма. Рифма - это созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма - это рифма с ударением на последнем слоге, женская - с ударением на предпоследнем слоге стиха. Рифмовать - значит подбирать слова для получения рифмы. Затем наблюдаем рифму стихов, напечатанных в " Азбуке". Читая с детьми стихи, наблюдаем, что строчки рифмуются по- разному :
1)------------- 2) ------------- 3) ------------- 4) -------------
------------- ооооооооо ------------- ооооооооо
ооооооооо ------------- ооооооооо -------------
ооооооооо ооооооооо ------------- -------------
ооооооооо
Прочитав в журнале " Начальная школа " статью Э.Д. Пфляумер о работе по стихосложению, я стала проводить аналогичную работу со своими учениками.
В период обучения грамоте включаю различные упражнения по рифмовке слов :
1.Дополни слоги до слов.
са -
ка -
да -
ма -
( Саша, каша, Даша, Маша )
чай -
май -
( чайка, майка )
? - чик
? - чик
( мальчик, зайчик )
? - лень
? - лень
( тюлень, олень )
2.Придумай рифму к слову :
Доска ( тоска, треска )
3.Чистоговорки :
Са - са - са - прилетела к нам оса.
Ец - ец - ец - Вова молодец.
4.Игра " Доскажи словечко ".
Как зовут меня , скажи. Часто прячусь я во ржи. Скромный, полевой цветок, Синеглазый … ( василек ).5.Отгадай ребус и составь стишок.
- ечка
- ечка
- ечка
- ечка
( Печка, свечка, речка, овечка.)
В доме затоплена печка, Мигает зажженная свечка, Льдом покрылася речка, Дремлет в хлеву овечка.6.Задумай предмет и опиши его в стихах с помощью прилагательных.
Круглое, гладкое,
Красное, сладкое. ( Яблоко ).
7.Придумай стишок по его началу или концу.
Как у наших у ворот, Бабка курочек зовет. Петуха - то не позвали И все зернышки склевали. Ха - ха - ха ! Ха - ха - ха ! Как нам жалко петуха !Мидин Саша .
Долго думал я , гадал. Петуха нарисовал. Но петух не получился И весь класс развеселился. Ха - ха - ха ! Ха - ха - ха ! Как нам жалко петуха !Комков Саша .
Скоро утро и заря Петуху вставать пора. Ха-ха-ха! ха-ха-ха! Как нам жалко петуха.Лохин Арсений.
Загадки, пословицы, поговорки - древнейшие жанры устного народного творчества. В них много поэзии. красоты. Они удивляют нас построением, широким использованием языковых средств. Они воспитывают в ребятах высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.
Данные жанры устного народного творчества как ценнейший языковой материал я широко использую в обучении и воспитании учащихся. Они как игра, развлечение. Но в то же время через них дети по- другому видят окружающий их мир. Уроки мною строятся так. Чтобы захватить не только ум, но и развивать и чувства детей. На уроках всегда создается атмосфера творческого поиска .
- Любовь к Родине сильнее смерти.
- Вольному воробью и соловей в клетке завидует.
- Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
- Тому тяжело , кто помнит зло.
- Добрая совесть не боится клеветы.
- Без друга на сердце вьюга.
- Летом бежит, а зимою стоит. ( Река.)
- Без рук, а строить умеет. ( Птица. )
- Не огонь, а жжется. ( Крапива.)
Дети очень любят не только разгадывать загадки, но и сочинять их.
Кто на ветке шишки грыз
И бросал скорлупки вниз ? ( Белка ).
Семенова Марина .1997 г.
Л.Е.Стрельцова стихи, вошедшие в учебник " Мастерская слова " называет словесными " игрушками ". Дети очень любят эти стишки. Они искренне верят в то, что если позвать дождик, то он обязательно придет:
Уж дождь- дождем, Мы давно тебя ждем: С чистой водицей, С шелковой травицей, С лазоревым цветом, С теплым летом. Махнула птица крылом, Закрыла весь свет одним пером.( Ночь). Летит орлица по синему небу. Крылья распластала, солнышко застлала.( Туча.)Детские стишки ненавязчиво и деликатно предостерегают: " На крапиву не садись, если сядешь - берегись". ( Потешки, шутки, прибаутки.) Маленькие стихотворения помогают ребенку обрести утраченное душевное равновесие: снимают агрессию (дразнилки)., защищают от страхов (страшилки), устанавливают справедливость (считалки). Дети с удовольствием слушают эти стишки, быстро их запоминают, а потом начинают сочинять собственные игровые стишки.
СЧИТАЛКИ.
Раз, два. Пришла весна. Ожила земля. Собирайся детвора, А тебе водить пора.Хамхоева Хава.
Раз, два. У нас вкусная еда. Медок, сахарок. Поди вон в уголокМидин Саша.
Раз, два, три. Ты поди -ка собери Лук, картошку, огурец. Будешь ты молодец.Смолин Дима.
Раз, два, три. Ты пойди-ка поводи. Ты пойди-ка поищи. Всех ребяток ты найди.Комков Саша.
Раз, два, три. Мама, мама помоги Всех ребят пересчитать, Чтобы нам игру начать.Заносов Сережа.
Раз, два, три. Катались на санках мы. Санки развалились, Мы с горки покатились.Нерсесян Артур.
Раз, два, три, четыре, пять. Вышли мышки погулять. А потом пришел Андрей. Посмотрел - там воробей.Исичко Андрей.
Раз, два , три, четыре. Мы по лесу все ходили. Мы ходили, мы ходили И грибы мы находили. Егор- мухомор, Кешка - сыроежку, Катюшка - волнушку, Аленка - масленка.Чудесникова Марина.
Раз, два, три , четыре, пять. Дождик сильный льет опять. Кто под ливень попадет, Тот и вон пойдет.Иванов- Мартынов Миша.
Раз, два, три , четыре, пять. Вышло солнышко опять. Птички зачирикали. По земле запрыгали.Ермолаева Маша.
Раз, два, три, четыре, пять. Сели мы порисовать. Желтым- солнце, синим - небо. Рисовали до обеда. Кто быстрее нарисует, Тот и водой у нас будет.Эль-Хуссейн Алена.
Раз, два, три, четыре. Мы ворону научили И играть, и плясать, Даже перышки считать. Будешь ты мячи ловить. Все равно тебе водить.Семенова Марина.
МОЛЧАНКИ.
Пришел к нам в гости старичок. Он принес мне сундучок. В сундучке сидел сверчок. Но об этом все молчок.Комков Саша.
Мы пришли смотреть кино. Интересное оно. Все ребята не шумим. Дружно смотрим и молчим.Заносов Сережа.
Шла собака по лугу. Потеряла кошелек. Кто найдет, все молчок.Егоров Вася.
Слоны, носороги Шумели немного. Топали ногами, Били хвостами. Пока не вылез сверчок И сказал : "Молчок ".Горшкова Настя.
Пчелка весело летала По лугам и полям. Потом села на цветок И сказала всем: "Молчок".Басов Ваня.
Выплывает из-за тучи Месяц белый и могучий. Кто до месяца дойдет, Тот на месте замрет.Мидин Саша.
Собака бежала, сумку потеряла. Сумку истоптали, ручку оторвали. Собака зарычала, и все замолчали.Эль-Хуссейн Алена.
Встаньте, дети, встаньте в круг. Поиграем мы вокруг. Мячик упал, игрок проиграл. В рот набрали мы воды. Он сказал нам всем: "Замри!"Некрасова Таня.
Мы играли, мы скакали. На уроки опоздали. Позабыли обо всем. В школу понеслись бегом. Мы набрали в рот воды И сказали всем : " Замри!"Холмогорова Таня.
Кони, кони, кони, кони. Мы сидели на балконе. Чай пили, ложки били, По- турецки говорили. А потом все встали. Дружно замолчали.Хамхоева Хава.
СТРАШИЛКИ.
Зайчик, зайчик, ты куда? Ждет тебя в лесу беда. Там лиса тебя найдет И с собою уведет.Чудесникова Марина.
Петушок, петушок! Не ходи ты в лесок. Лучше сядь на насест , А то волк тебя съест.Холмогорова Таня.
Кузька, Кузька, не шуми. Малых деток не буди. А то волк к тебе придет И с собою заберет.Завьялова Аня.
Вася, Вася, дружок. Не ходи ты в лесок. Там лисица живет. Малых деток крадет.Смолин Дима.
Коля, Коленька, дружок. Скушай , Коля, пирожок. А то волки придут И тебя с собой возьмут.Москалева Света
Вот страшная стрекоза Полетела во леса. Ты в лес не ходи. Стрекозу ты обойди.Басов Ваня.
Раз, два, три, четыре, пять. Вышли все мы погулять. Мы играли, не скучали. А потом Все замолчали.Чудесникова Марина.
Дети очень любят рифмовать. Некоторые дети имеют тетради, в которые записывают свои стишки. Мы проводим творческие вечера, где ребята читают свои небольшие произведения. Вот некоторые из них.
ПРО СИНИЧКУ.
Летала синичка - Веселая птичка. Летала, летала И очень устала. На веточку села, Хвостом повертела, Песенку спела, Опять полетела.Мидин Алеша
ОСЕНЬ.
Вот и осень к нам пришла. Светит солнышко с утра. И встаешь уже пораньше, Урожай собрать пора. Мы идем по полю в лес. Полон лес цветных чудес. Мы резвимся, и играем, И грибочки собираем. Осень, осень к нам пришла. Улетают птицы. И сегодня очень рано Солнышко садится.Клоков Саша .
На поле травка всходит, Ручей уж камушки считает. А серый волк по лесу бродит И о добыче он мечтает. Я вышел вечером из дома Полюбоваться на закат. Вот та пора очарованья, Которой я безумно рад.Минин Артем . 2000 г.
ШКОЛЬНАЯ МАМА.
Большими скоро станем мы. Закончим третий класс. Галина Николаевна, Вы выучили нас. И справившись с программою Почти совсем на " 5 ", Своею школьной мамою Хотим мы Вас назвать. Класс свой дружный не забудем. И везде, в любом краю Вспоминать всегда мы будем Маму школьную свою.Алексеева Марина.
ПРО МОЕГО ЛЮБИМЦА.
Кто спит под березой в глуши лесной? Электронный любимец мой. Хочу про него стихи написать И много чего рассказать. Мой динозавр добрый, как мышка. Никого не обидит, читает книжки. Он хороший, на редкость пригожий. Не могу я учить урок, Если ему что-то не впрок. Захочет есть- накормлю, Захочет пить - напою. Болеет он иногда. Но у нас хорошая семья. Его вылечим мы - он в долгу не останется. У него много будет на сердце радости. Всегда я с ним играю. Его не обижаю. Угадываю полет мяча И радуется он, крича. Когда он меня зовет, Лечу к нему, как самолет. Намусорит он, а я уберу. И гуляет он в чистом бору. Заканчиваю я размышленье О питомце своем - загляденье.Тараканов Илья.
А эти стихи дети сочинили на уроке ОБЖ.
Чтоб беды не случилось у вас, Выключайте, пожалуйста, газ. А так же электричество и воду заодно. Тогда у вас в квартире все будет хорошо.Ануфриева Саша.
У вас на кухне есть плита. Но лучше ты ее не трогай. А то ,включив, о ней забудешь. А пламя вспыхнет, не затушишь.Кузнецова Марина .
Маленький мальчик решил поиграть. Взял в руки спички и стал зажигать. Если пожарные бы опоздали, Мальчика больше бы мы не видали.Гордеева Маша.
Такая творческая работа способствует росту общеобразовательного и эстетического уровня ребят, сплочению и объединению детского коллектива, обеспечивает высокий уровень проводимых в школе уроков. В содержании этих уроков присутствует народный дух, национальная мудрость.
Любимым делом ребят являются фольклорные праздники, где дети исполняют народные песни, водят хороводы , исполняют народные танцы. Инсценируют сказки, изображают в рисунках художественный образ, нравственный и поэтический смысл пословиц, поговорок. Любимые праздники детей: " Масленица ", " Святки ", " У ворот хоровод ". Живой интерес вызывает новогоднее колядование. Накануне Нового года ряженые ходили по квартирам одноклассников и колядовали. Их радушно встречали родители, старались угостить.
К колядующим с удовольствием присоединялись и взрослые и дети. Огромное внимание уделяется знакомству ребят с народными промыслами. Дети проявляют глубокий интерес. В классе работает мастерская " Умелые руки". Проводятся беседы, фольклорные праздники для лучшего знакомства ребят с народными промыслами. Все это обеспечивает глубокий интерес детей к произведениям устного народного творчества, осознанию специфики малых литературных форм, их художественного своеобразия и прелести, дает возможность познакомить детей с бытом , культурой наших далеких предков. Живой интерес и активное участие в подготовке праздников проявили родители учеников.