По одёжке встречают - по деньгам проДолжают
Педагогические вирши(НЕ для обсуждений: что было, то прошло, глобальных комментариев НЕ требует. Зафиксировала текст для себя и ссылок на эти случаи из жизни)
Интересное создание - человек. В мозгу своём разложил на примитивные категории сложную штуку жизнь, ими и судит. Определяя своё отношение к проявлениям жизни, оценивает их категорично: правильными или неправильными, дОлжными или недОлжными, мОгущим и немОгущим, возможными или невозможными... Чёрными или белыми! Без цвета и полутонов! А цветов и оттенков у жизни, между прочим, великое множество. Но, тем не менее, продолжает интересное создание человек быть верным своим "стерьвотипам" стереотипам, определяя возможности собеседника по его одёжке или предполагаемой зарплате.
Три рассказа об этом из моей жизни. 
«В лихие 90-е...»
Старшего сына мы родили во студенчестве: на доктора учатся 7 лет, а, если ещё после медучилища и двух лет срочной службы в Армии, то быть отцом предполагалось не раньше, чем в 29 лет. Однкако, когда муж учился на первом курсе, случилось мне узнать о своей вероятной бесплодности (ссылка), и ринулись мы с мужем методично опровергать вердикт. Результат не заставил себя долго ждать. Пупс родился! Через полгода потребовалась летняя коляска. Одним дождливым выходным оставили мы сына дедкам-бабкам и ломанулись по Туле в поисках модной тогда ярославской «Мальвины». Начало 90-х, эпоха дефицита в полном рассвете! Нет нигде! Были ведь! Расхватали, несмотря на дороговизну... Усталые, промокшие, замёрзшие, голодные (изобилия безопасных кафешек в 1993 тоже не было; да и студенты мы, материально прижатые),утратившие надежду ползём в последний магазин запланированного списка - урррраааа!!! есть!!! Просим продавщицу показать, как складывать-раскладывать это супермодное чудо. Она жеманно и нехотя, кривясь гламурью (тогда, правда, не было и слова «гламур»), отползает от собеседницы и «бамц!» - быстро и ловко складывает, а потом также быстро и ловко раскладывает. Я не успеваю засечь, куда она нажимает, прошу показать ещё раз. Всё повторяется также стремительно. Я опять не успеваю сообразить, ГДЕ КНОПКА, Урри?!! Прошу её очень сильно ПОЖАЛУЙСТА показать, куда она нажимает... Но всё повторяется вновь, я понимаю, что мадам глумится, также осознаю, что паспорт у коляски имеется, читать умеем, дома разберёмся. Продавщица с голубыми тенями до бровей (небезызвестный типаж прошлого века) походкой ледокола «Ленин» удаляется к собеседнице. А я перед покупкой прощупываю швы/детали, разглядываю мелочи, определяюсь с расцветкой; самостоятельно сложить желанную коляску так и не получается... Вдруг со спины над ухом рык: «Ну, чё тут!», и вытолкнутая из рук жены студента-медика, бледной, тощей училки в декрете, обтекающей от поисковых бродилок под дождём, коляска катится дородной продавщицей туда, где изначально и стояла. Я отвечаю: «Мы берём. Муж доллары*** меняет...» О, как изменилась неприступная синевекая груда в лице и тоне от волшебного слова «доллары», не ожидавшая от "серых мышек" такого поворота событий (кто жил в начале 90-х сознательной жизнью, тот поймёт). Став уважительней и покладистей от одного слова, милая женщина показала заветную кнопку!
***
[Студент-медик имел фельдшерское образование, опыт работы на скорой и корочки массажиста, этим он и зарабатывал в каникулы, сразу переводя рубли в доллары в стране инфляций и дефолтов].
«У вас есть часы?...»
2000 год, мне почти 30, я впервые в Санкт-Петербурге, поразившем меня наповал своей... ?свободой, высотой, атмосферой?... не знаю чем, ибо как невозможно сказать про любимого человека, ЗА ЧТО его любишь, так и про блистательный Санкт-Петербург... Приехала на длинные майские праздники с северного гарнизона, где мы тогда служили, проведать мужа, находящегося в командировке в культурной столице, и влюбилась в город с первого взгляда. Днями и ночами мы бродили по достопримечательностям и просто по городу. Однажды мы вышли налегке в джинсах и футболках, поэтому, когда к обеду неожиданно похолодало и заморосило, мы мимоходом купили мужу ветровку-унисекс, разбирающуюся на верх и низ (ветровка и подстёжка могли существовать, как две отдельные куртки), нарядились в них и продолжали слоняться «двойняшками» по большим и малым улочкам. На одной из узких улок мы споткнулись о ювелирный магазинчик, в который муж затянул меня за руку. Заходит он и спрашивает: «У вас часы есть?». Продавщица, взглядом каменной статуи с берегов Невы просканировала нас, обтекаемых, с головы до пят, медленно подняла свою левую руку на уровне груди, согнув в локте почти то, что вы подумали, как в замедленной съёмке, посмотрела на свои часы и произнесла: «Без десяти семь!», намекая на то, что через 10 минут магазин закрывается. «Да нет, золотые часы у вас есть?» О! Скорости и любезности значительно прибавилось. Девушка оказалась не так меланхолична и язвительна, как представлялось в начале. Через 10 минут, довольные: кто покупкой, кто выручкой, мы расстались.
«При штабе служил, писарем...»
Нравится мне эта фраза Бодрова из фильма «Брат», усыпляющая бдительность, припудривающая мозги, маскирующая под чудака. А сумасшедшим жить легко, как поётся в песне.
Недавнее время, в пределах пятилетки. После 20 лет службы по городам и весям в ожидании готовности документов на квартиру в Санкт-Петербурге, осели мы на пару лет на запасном аэродроме: у родителей на малой родине в Тульской области. Лет 20 с небольшим назад там я начинала работать после пед.училища учителем начальных классов, пока не вышла замуж и не уехала надолго из города. И вот вернулась, устроилась учителем русского на параллели пятых классов. За прошедшие 20 лет набралась не только жизненного опыта, но и запаслась кучкой дипломов: трудоустраиваясь по гарнизонам на вакантные места, соглашалась учиться. Но кто ж об этом знает? Тридцатилетние мамы десятилетних пятиклассников помнят только про училку начальных с пед.училищем и, судя по себе, на том и вязнут.
Частенько люди принижают и даже унижают других в попытках без особого труда возвыситься самому. Всезнающие товарки судачили за спиной при детских ушах о том, что училка начальных классов не может вести русский! А в глаза елейно любезничали, вспоминая «былое», панибратски переходили на «ты» (в неофициальной обстановке, правда: случилось быть на одной свадьбе):
- Говорят, вон тот магазин «ИП Иванова М. И.» - твой, а я думаю, мало ли в N-ске Ивановых; однофамильцам принадлежит, однозначно... А это у тебя фианитики?
- Ага! - сверкнув на солнце бриллиантами, уходила я от недалёкой собеседницы поздравлять молодых.
Дети своих родителей (НЕ все!но плотность высокА) твёрдо знали, что учителЯ - нищеброды (лексику сохраняю), а, если у них мужья-врачи, да ещё и НЕ в Москве, где пашет весь их подмосковный город, а тут, на месте - то нищеброды вдвойне! И по наивности выдают с потрохами своих родителей пересказыванием взрослых фраз о материальных особенностях N-ского учительства. Остаётся с пониманием широко улыбаться. Ну и ладно, Бог им судья. Я документов на квартиру жду, скоро покину этот город детства, милый, но ставший тесным, как детское платье. Вот и сегодня на работу впервые приехала на машине, надо сразу после уроков метнуться в контору за недостающей справкой. Вышла со звонком с уроков, проводив «пятачков» в раздевалку. Сижу в машине, жду прогрева двигателя. Готово, трогаюсь. И тут, не глядя, летит за одноклассницами через дорогу мой пятиклассник, который час назад перед уроком с усмешкой экзаменовал хитро улыбающуюся «нищебродскую» училку: «А Вы хоть знаете, в чём отличие переднеприводного автомобиля от заднеприводного? ...А какая переднеприводная: «семёрка» или «десятка»? А где задняя передача в КП?... А сколько Вам надо работать в школе, чтобы купить хотя бы ДЕУ-Нексию; ну, хотя бы подержанную?...» Мельком глянув на машину и поняв, что его пропускают, он было прибавил ходу, но в секунду его мозг прокрутил назад «видеоплёнку» только что увиденного. Мальчик заметался, а потом замер в ступоре, глядя в лобовое в упор и сквозь, будто совмещая в его представлении несовместимое: большую красивую полноприводную «Тойоту»-АКП с сидящей за рулём училкой русского, машущей ему: «Проходи же! :)))»...
Так и живу. Много чего умею и имею в своей жизни. Люблю свою работу учителя, особенно начальных классов; но не люблю непрошеного сочувствия, взглядов сверху вниз и понуканий (ссылка) недалёких, знающих слабое место материальной необеспеченности педагогов своей страной (это слабое место я укрепила самостоятельно). Зато обожаю наблюдать крушение стереотипов восприятия окружающими образа штабного писаря училки начальных классов, не позволявших им оценивать мой IQ и, как следствие, мои возможности, выше приземлённого. Тем и «вампирю» развлекаюсь ;).