Хаарлем-Зандворт-Амстердам, Нидерланды. 2013 (день третий)
tripТак как мы с Коляном, не щадя живота своего ног своих, выполнили обязательную программу, рассчитанную на три дня, за два, то у нас появился свободный от распланированных маршрутов день. Конешн, его тоже нельзя назвать "выходным", хоть и выпал он на субботу. Мы нисколько не сомневались, что и сегодня нам предстоит долгий путь, тем более, что это наш последний отрыв в Голландии...
Вчера, за бокалом (двумя? тремя?) пива, гостеприимный Лёша позвал к себе. А живет он в пригороде Амстердама - Хаарлеме. Нас перспектива посмотреть не только столицу обрадовала, да и всегда прикольно увидеть жизнь на чужбине "изнутри", благо в этот раз у нас был друг, который мог поделиться интересненьким.
В общем, утром мы намылились на станцию (я писала, что у нас она была, практически, за углом). Электрички ходят часто, много, уехать на них можно куда угодно, они очень комфортабельны и удобны для путешествий по Голландии (королевство это очень маленькое, некоторые, работая в Москве, преодолевают два раза в день расстояние равное всей протяженности страны с севера до юга). Еще в самый первый день, то есть ночь, по нашему прилету, Леша объяснил нам как общаться с этим видом транспорта. У местного населения есть чиповая карточка с баблом, которой они пикают на каждой посещаемой станции и деньги снимаются, а для всех остальных предусмотрены специальные автоматы по продаже бумажных билетов. Тогда же нам показал, как ими пользоваться, но мы были невнимательны...
Итак первое. Европа не очень любит карты виза. Мастеркард да, везде и всегда без проблем. Виза тоже принимается, но не так чтоб 100% везде. Так вот в этом автомате визе будет отказано, но это мы знали.
Второе. Мы заранее заготовили наличку для покупки проездных, но почему-то прослушали, что денежка должна быть исключительно железной. Мы пытались засунуть наши бумажные евры во все намеки на дырки в этом бесчеловечном устройстве, но нас ожидал провал. В итоге, за 5 минут до отправления нашего поезда, мы начали в кровавом угаре метаться в поисках места, где бы можно было раздобыть монет. Я писала, что город начинает оживать разве что к 10, и это ещё не плюсуя лишнего часика в честь выходного дня. Мы же, не желая тратить драгоценное время, на станции были в 8. Короче, только случайно подвернувшийся кондуктор трамвая, с прекрасным английским, спас нас от крушения всех надежд.
Двухэтажные электрички с вай фаем к вашим услугам и понравившийся лифт на станции
Еще хочется упомянуть про расписание движения этих электричек. Когда нас Леха вез из аэропорта, он ни разу ни к каким табло не подходил, а только сверялся с айфончиком и выдавал что-то типа: "Так, наш поезд через две минуты уходит с третьего пути". Оказалось есть спецсайт ввв.9292.нл и приложение, которое дает расклад на все направления, поезда, пути и время отправления (кроме того, позволяет рассчитать необходимое время, для того чтобы добраться к заданной точке, учитывая всевозможные способы передвижения и их комбинации). Все местные им пользуются. Оно и понятно, разобраться с первого раза в расписании может только тот, у кого айкью больше 160.
Чумовое!
Билет стоит порядка двух евро до станции назначения. С одной пересадкой. Время в пути минут 20 от силы. Мы раз шесть ехали в поезде и дважды попали на проверяющих. Штраф за безбилетный проезд 37 евро и осуждающий укор в глазах остальных пассажиров. Лучше не рисковать. Как пишет наш путеводитель, местные при всей своей толерантности ко многим спорным вещам, крайне нетерпимы к нарушителям. Так что постарайтесь стать настоящим голландцем хотя бы эти несколько дней )
Пока мы ехали за окнами пролетали живописные картинки: ветряки, пасущиеся кони, бегущие по дорожкам спортсменки-старушки.
Но вот мы и в Хаарлеме. Путеводитель в сторону, мы просто гуляем! После неугомонного Амстердама тут тишь, гладь, благодать. Чудный пенсионерский уголочек ) Узкие улочки, мощеные дороги, рынок на главной площади. Тоже очарование прелестной архитектуры Амстердама, но без шила в попе. Все чинно и неспеша.
Очаровательные домики вдоль каналов
По ходу вырабатываем следующий план на день: идем к Лехе за велами и на них до моря, потом дергаем в Амстердам и катаемся на лодочках, и, напоследок, посещаем квартал красных фонарей, как раз в то время, когда там уже можно на что-то (кого-то) посмотреть, и, простите, "курякаем" (сделаю спецпост для френдов по этой части культурной программы).
А меж тем, городуська милейший, намеков на туристов даже нет. Мы кайфуем от каждой мелочи, которые и по отдельности, и все вместе творят этот невероятный уют во всем городе.
Такие чудесные лавочки около домов и кафе. Самые простые, но такие разные и душевные
Куда же без цветов! Кустовые розы, цветы на продажу на площади. Кстати, букет - это вполне себе самостоятельный подарок на праздник в Голландии
Всякие мелочи: уточки везде; барельефы на домах; на почтовых ящиках указано, что можно закидывать в щёлку, а что нет; хлеб на рынке
Набережная и ни души
Обязательное совместное фото
Выруливаем на парковку велов, забираем лешиного коня, идем к нему домой.
Парковка большая и бесплатная(!)
Основной нашей задачей было посадить на велик меня, потому что кататься на нем не умею совершенно. Я робко попискивала об этом, но даже мой муж верить в подобное отказывался. Но на деле, и правда, оказалось, что я совсем не готова к жизни в Голландии, проехать больше полуметра по прямой я не смогла ) Чего уж говорить о 40-минутном вояже до побережья. Колян расстроился, уж такая ему неспортивная жена досталась, но деваться некуда и мы снова чалим на электричку, мой факап не отбил охоты поплескаться в прибое )
По пути фото с главной достопримечательностью города - действующей мельницей
Зандворт. От Хаарлема до Зандворта ехать на электричке минут 10. По прибытию нас встретила шикарная клумба с лавандой и куча околопляжных магазинчиков с товарным ассортиментом от савочков с ведёрками до кайтов. Еще минут 5 расслабленным шагом и мы увидели море. Серое, суровое, буйное. Одно название - Северное. Мы разулись и двинули по пляжу. Терпеть не могу песок, поэтому мочить лапы в воде не рискнула, представляя последующие обязательные и ненавистные "вытряхивания" песчаных крупинок отовсюду. А муж изначально вообще думал совершить заплыв, но вода оказалась настолько холодная, что по щиколотку-то зайти уже большой успех.
Мой Зайчик
Да и ветрище, я вам скажу, серьезный
Хотя, если этот набор кого и напрягал, то только нас, избалованных знойным саратовским летом. Местное население поголовно загорало, да и море не выглядело совсем уж безлюдным: несколько мальчишек с папами вполне бодро покоряли волны. Леха сказал, что здесь существует традиция - каждое тридцать первое декабря народ идет в баню выходит на массовый заплыв. Нация моржей!
Берег весь усыпан ракушками и мы сотворили "росомаху ногами"; загорающие скрываются от ветра за желтыми заслонами
Поставив галочку, что видели, мол, Северное море, мы вышли с пляжа и направились к палаткам с едой. Было их несколько: с фастфудными морскими гадами, что-то сладкое и что-то сосисочное. Естессно, на море надо жрать его дары. Так считали не только мы и около выбранного нами киоска собралась очередь, в то время как остальные пустовали. Выбор просто нереальный какой-то! Штук пятьдесят наименований блюд. Нам приглянулись креветки, кольца кальмаров, какая-то белая рыба, как потом оказалось, наивкуснейшая, красная, три соуса, колы-спрайты и, конешн, на аперитив селёдочка!
Обед
Мы нашли самую солнечную скамейку и принялись за еду. Хоть фритюр, на мой взгляд, всю прелесть продукта убивает и уж очень блюдо простит, но было вкусно, потому что всё исключительно свежее! Спокойно насладиться едой не очень получалось, потому что ветер норовил унести прочь быстро пустеющие тарелки и наглые чайки дежурили около нас, ловя момент, когда усталые путники подрасслабятся ) Будьте осторожны!
Покушав, садимся в электричку и вот мы снова в столице. Направляемся к причалу, где можно загрузиться в спецлодку для ознакомления с городом с воды. А нужно это сделать обязательно. Одна из многочисленных изюминок Амстердама - каналы. Лодки - часть жизни настоящих голландцев. Возвращаясь вчера домой, мы с мужем сели отдохнуть на берегу малопопулярного канала около нашего отеля. Пока мы, протянув ноги, сидели на маленьком деревянном пирсе, мимо, на чудесном катере, обшитом коричневым деревом, проплыл дед. Он стоял у руля, улыбался сам себе, держал в руке бокал с красным вином и медленно-медленно плыл... И в этой тиши, в этих мягких закатных лучах, не было картины гармоничней. Поэтому и мы, настроенные изначально не так лирично, решили обязательно прокатиться на каком-нибудь плавсредстве.
Прогулки предлагались на двух видах лодок: на большой (человек на 30) и маленькой (10 человек). На большой лодке путь длиннее, но только по большим каналам, которые не охватывают исторический центр, на маленькой лодочке экскурсия длится 45 минут, маршрут короче, но зато по самому-пресамому центру. Стоимость 15 и 18 евро соответсвенно. Мы выбрали второй вариант. До нашего заплыва оставалось 30 минут и мы затарились в ближайшем супермаркете фруктовым ламбиком, чтобы гулять совсем уж как аборигены с фужером (бутылкой) в руках.
Помимо передвижения по воде, за эти деньги вы получаете экскурсию. Повествование капитана ведется на английском. Я вообще ни бе ни ме, поэтому Коляну приходилось работать синхронным переводчиком. Но даже не понимая гида дословно, было ясно, что отрабатывает он отлично. Рассказывает много, не занудно и такие факты, которых не было в путеводителе. Вообще, я считаю, что работа гида очень сложная. Ну представляете, вы гид и водите тут экскурсии каждый день. Все это барокко, церкви и исторические места уже сидят в печенках, заученные фразы отлетают от зубов. Никакого разнообразия и личностного интереса. А туристы тут в первый и последний раз, и надо информацию подать им с восторженным настроением ) Что-то из этой оперы и врачи в роддомах. Для них - это тысячный ребенок, а для конкретной мамы - первый. И надо с ней ему порадоваться как родному. Это сложно, и, наверно, дано не всем )
Отвлеклась )
Поплыли. На стенах каналов стрелочки, которые показывают направление движения. Количество лодок в выходной день огромное, поэтому возникают небольшие заторы около мостиков. Город с воды немного другой и виды другие )
Вашему вниманию представляют обещанные самые маленькие домики, шириной в окно )
Плавучие дома с верандами просто прекрасны. У них есть свои почтовые адреса, которые звучат как "напротив дома такого-то (указывается номер дома на суше)
Открываются новые детали и истории
Дома в Амстере настолько малы и узки, что габаритные вещи типа мебели, просто невозможно затащить через обычную дверь, поэтому на каждом доме есть крюк, через который перекинута верёвка, позволяющая внести вещь через окно
"Танцующие дома"
А теперь мой любимый момент и одно из самых сильный впечатлений. Отдыхающий народ! В миллионе разнокалиберных лодок на центральных каналах плывет и расслабляется двадцать миллионов самых разных людей! Вот проплыла благопристойная семья: папа, мама и двое детей, а вот с бУханием самого адического клубняка проплыла лодка с молодыми телами вповалку,слева парень везет кататься пятерых красоток... А это что? Никак корпоративчик! Двенадцать мужчин в галстуках и пиджаках стоят в катерке и пьют пиво. Про стоять и пить - это отдельный разговор. Я не знаю почему, но все местные большие компании пьют стоя. Даже, если есть свободные места в кабаке. Просто выстраиваются по периметру стола и давай два часа разговаривать, пить и стоять при этом. Лодки - не исключение.
Ощущение от всего этого непередаваемые. Еще и солнышко выглянуло, наконец-то. Жизнь кипит, лодки плывут, народ танцует, отдыхает, молодежь сидит на краю канала и шлет всем приветы, во что только не переодетые люди шатаются по городу, красные фонари зажигаются, коноплянский дымок уже давно накрыл этот город с головой...
Самые ништяковые кабаки - это кабаки с террасой у канала; все плывут; вот оно - стойбище!
И мы тут были! Сказка!
Моя любимая фотка. Жизнь!
Ну что. Остался последний пост про запретное и всё клёвое заканчивается. Бельгия такая вся рафинированная оказалась, без сумасбродства, а мне это меньше к сердцу лежит. Но напишу, конешн, ведь тоже нельзя сказать, что мы разочарованы, впереди еще три дня европейского отпуска )