потешки для дочки
Юляшка кукляшкаПотягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки силушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок
Если малыш в ответ издает звуки, мама обязательно включается в этот «разговор»: «А в роток говорок, агу, агу, маленький, а в роток говорок, агу». Или произносит: «А в головку – разумок», - нежно гладит малыша по головке.
***
Нос картошкой!
Нос лепешкой!
Щечки-булочки у нас.
Ай, люшеньки, люли,
Щечки-булочки у нас!
***
Большие ножки
Шли по дорожке:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!
Для обучения малыша ходьбе можно использовать и такую пестушку
По маленькой дорожке шагают наши ножки,
По маленькой дорожке шагают наши ножки,
По камушкам, по камушкам, прыг, прыг, прыг
Ножки устали, в ямку бух…
Кроме того, в народе до сих пор сохраняется убежденность в существовании определенных способов магического воздействия на развитие двигательных способностей ребенка. Так, когда подходит время ребенку делать первые шаги, родные по-своему «помогают» ему – берут нож и делают вид, что разрезают нечто на полу, между ножками малыша. Это называется «разрезать» путы и делается для того, чтобы ребенок быстрее научился ходить.
Определенные упражнения существуют и для развития мышц шеи, рук и других частей тела. Например, сажают ребенка на колени лицом к себе и, взяв его за ручки, разводят их в стороны под проговаривание подходящей пестушки.
Гули, гули полетели, полетели,
На головку се-е-е-ли…
Для массажа и развития пальчиков
Сорока-ворона
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала, этому дала…
(приговаривая, загибали по одному пальчику)
А этому не дала.
Ты печь не топил!
Ты воду не носил!
Ты кашку не варил!
Интересно, что уже с самых первых месяцев жизни ребенка обучают именно действию, определенной последовательности движений, имеющих какое-то значение. Это способствует не только развитию мышц, но и знакомит с окружающим миром. У малыша формируются первые представления о том, «что могут делать» окружающие его предметы и он сам.
Ути, ути полетели,
На головку сели.
Сели, сели, посидели
Да опять полетели.
Ути, ути, ути…
***
Идет коза рогатая
Забодает, забодает.
Пестушки и потешки на разные случаи жизни малыша
Когда ребенок проснется и потягивается, его гладят по животику, приговаривая:
Потягунюшки, поростунюшки!
Роток-говорунюшки,
Руки-хватунюшки,
Ноги-ходунюшки.
……………………….
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки силушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок
Когда ребенок гулит или аукает, приговаривают:
Ах, поет, поет
Соловушка!
Ах, поет, поет
Молоденький;
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженький!
Когда ребенок начинает становиться на ножки:
Дыб, дыб, дыбочек
На первый годочек!
Когда ребенок учится ходить:
- Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
- В лесок по мошок:
Избушку мшить,
Чтобы не холодно жить.
* * *
Движениями детских ручек изображают растягивание холста и говорят:
Тяни холсты,
Тяни холсты,
На рубашечку,
На столешничек.
Мать или няня сажает ребенка на колени и, держа его за ручки, покачивает то к себе, то - от себя, приговаривая:
Тоню тяну,
Рыбу ловлю,
В кошель кладу,
Домой несу:
Щурки и кучки,
Плотички и полички.
Один ершок-
Да и тот в горшок.
Щей наварю,
Николая накормлю,
Спите-тко, ребята,
Не чухкайте.
Взяв ребенка, его качают вверх и вниз, напевая и приговаривая:
А тпру, тпру, тпру!
А тпру, тпру, тпру!
Не вари кашу круту,
Вари жиденькую,
Вари мяконькую,
Да молошненькую.
………………………
А тари, тари, тари!
Куплю Маше янтари,
Останутся деньги,
Куплю Маше серьги,
Останутся пятаки,-
Куплю Маше башмаки,
Останутся грошики,
Куплю Маше ложки,
Останутся полушки,
Куплю Маше подушки.
…………………………..
Ехала барыня
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам-
Да бух!
Ребенка качают, посадив к себе на колени, и приговаривают:
Скок-поскок!
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! Полетели,-
На головушки и сели.
Изображая пальцами правой руки рога, слегка щекочут ими ребенка и припевают:
Идет коза рогатая,
Идет коза богатая:
Ножками: топ! топ!
Глазками: хлоп! хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает.
Взяв ручки ребенка, хлопают ими в ладоши, в такт, а при последних словах ручки разводят и поднимают на голову ребенка:
- Ладушки, ладушки!
Где были? – У бабушки.
- Что ели? – Кашку.
- Что пили? – Молочко.
Кашка сладенькая,
Баба добренькая.
Попили, поели,-
Шу-у-у – полетели,
На головку сели.
Берут у ребенка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:
Сорока, сорока,
Сорока - белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Кашки не едали.
Все своим деткам отдала.
Указывая на каждый палец руки, начиная с большого, приговаривают:
Этому дала на блюдечке,
Этому на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому поскребышки
Останавливаясь на мизинце, добавляют:
А этому нет ничего.
А ты мал маленек:
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил.
Перебирают пальцы и при этом говорят:
Идут четыре брата
Навстречу старшему.
- Здравствуй, большак! – говорят.
- Здорово, Васька-указка,
Мишка-середка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка.
Пестушки - потешки
Как у нашей лапочки
Пухленькие щечки!
Как у нашей лапочки
Красивые глазки!
Да у нашей лапочки
Крепенькие ножки!
Крепенькие ножки, топ,топ,топ!
…………………………………….
А у нашей деточки голубые глазики!
А у нашей деточки розовые губки!
Маленькие ножки, миленькие ручки.
Кругленькие щёчки и курносый нос!
………………………………………………
Ах, какие глазки!
Ах, какие ушки!
Розовые щёчки! Люли, люли! Ах!
……………………………………………….
Топает красавица. Топ, топ, топ.
Ярко улыбается, ля, ля, ля!
И в ладоши хлопает, хлоп, хлоп, хлоп.
Весело старается, ля, ля, ля!
…………………………………………………
Мы идем с тобой гулять.
Гули-гули-гули!
Увидали кошечку, кис-кис-кис.
Встретили собачку, гав-гав-гав.
Повстречали курочку, ко-ко-ко.
Мы гуляли далеко, да-ле-ко!
А теперь идём домой, ой-ой-ой!