фразы с двойным смыслом
психологияУкрадено из контакта*)
Общаясь с детьми, мы не особо задумываемся, как они воспринимают обращенные к ним слова и фразы. Трудно представить, но наши слова и мысли обладают магической силой. Всего одна фраза может лишить жизнь смысла, убить надежду, а может придать уверенности, рассмешить, утешить, помочь обрести веру и любовь.
Мы говорим...
-Осторожно - упадешь!
-Не трогай собаку - укусит!
Ребенок слышит...
-Мир опасен, лучше вообще ничего не делать.
Скажите иначе...
-Позаботься о себе, береги себя. Будь внимательным.
Мы говорим...
-Давай быстрее! Поторопись! Замолчи! Стой! Отвечай!
Ребенок слышит...
-Ты не важен. Тебе придется поступиться своими желаниями ради моих.
Скажите иначе...
-У меня 10 минут. Сколько тебе нужно времени? (Попробуйте договориться).
Мы говорим...
-Не хнычь! Не ори! Не смейся! Не плачь!
Ребенок слышит...
-Не выражай своих эмоций.
Скажите иначе...
-Ты, наверное, устал. Ты чего-то испугался. (Постарайтесь понять чувства ребенка).
Мы говорим...
-Ну, сколько можно повторять (объяснять)!
Ребенок слышит...
-Ты глупый, ты неудачник.
Скажите иначе...
-Ты справишься, попробуй еще. Я могу помочь, если хочешь.
Мы говорим...
-Мальчики не должны бояться (плакать). Девочка должна быть послушной.
Ребенок слышит...
-Мужчина не имеет права на чувства. Женщина - всегда жертва.
Скажите иначе...
-Ты расстроился. Ты рассердилась. Ты имеешь право это пережить.
Мы говорим...
-Как тебе не стыдно!
Ребенок слышит...
-Ты плохой, с тобой что-то не в порядке.
Скажите иначе...
-Все мы ошибаемся. Ошибка - это шаг вперед к умению и знанию.
Мы говорим...
-Посмотри как хорошо он/она/ делает, а ты?
Ребенок слышит...
-Ты хуже других.
Скажите иначе...
-Я люблю тебя таким, какой ты есть.
______________________________________________________________________
Общаясь с детьми, мы не особо задумываемся, как они воспринимают обращенные к ним слова и фразы. Трудно представить, но наши слова и мысли обладают магической силой. Всего одна фраза может лишить жизнь смысла, убить надежду, а может придать уверенности, рассмешить, утешить, помочь обрести веру и любовь.
В детстве фразы-программы легко усваиваются, так как у ребенка контроль сознания ниже, чем у взрослых. Любое неосторожное слово воспринимается детьми буквально. Родители, часто сами того не осознавая, сообщают ребенку фразы со скрытой установкой, которая не всегда идет им во благо. Конечно, происходит это неосознанно, мы стараемся помочь, но используем неправильные фразы. Сегодня мы рассмотрим часто употребляемые фразы и определим, как их слышит ребенок.
Фраза – забота. Осторожно!
Для ребенка, который впервые знакомится с окружающим миром, фраза «Осторожно!» («Не беги так быстро – упадешь», «Не пей холодное – простудишься», «Не трогай собаку – укусит» и т.д.) сообщает, что мир вокруг опасен.
Пример. Ребенок на прогулке с бабушкой. Как и всех детей, его интересует все, что его окружает. Он находит на земле опавший лист, поднимает и разглядывает его. «Брось его, он грязный!»- с ужасом восклицает бабушка и отбирает у него лист.
Смысл фразы. Никогда не действуй, не изучай, не общайся – мир вокруг очень опасен. Сдерживай себя.
Решение. Изучайте с ребенком мир вместе. Расскажите, как отличить лист одного дерева от другого. А после улицы можно помыть ручки вместе.
Фраза - утешение. Давай его побьем!
«Давай его побьем» довольно распространенная программа, которую мы внушаем ребенку с детства. Благодаря этому утешению у ребенка формируется программа – сделать больно другим.
Пример. Ребенок ударился о стол и расплакался. Мама подходит и успокаивает ребенка и говорит: «Какой плохой стол! Давай его побьем. Вот тебе, вот тебе!» С этими словами мама ударяет несколько раз по столу. Ребенок повторяет за ней и очень быстро успокаивается.
Смысл фразы. Мир плохой, он сделал тебе больно. Ты жертва окружающего мира. Ты должен занять позицию палача и делать больно другим. Только так ты получишь успокоение.
По мере взросления ребенка эта программа всплывает снова и снова при общении с окружающим миром и людьми.
Решение. Успокоить ребенка, отразив его чувства: «Я знаю, это больно. Где болит? Давай я поцелую».
Фраза – помощь. Давай я сама!
Помните, как вы впервые взяли карандаш в руку и пытались написать первое слово? Делать что-то впервые всегда требует определенных усилий, внимания, терпения. Если бы к этому добавить немного поддержки…
Пример. «Как ты долго чистишь зубы! - возмущается мама.- И неправильно держишь щетку. Давай я сама тебе почищу».
Смысл фразы. От тебя все равно никакого толку, уж лучше это сделаю я. У тебя ничего не получится.
Решение. Говорить ребенку: «У тебя хорошо получается! Я знаю, ты можешь. Немного усердия, и ты сможешь все!» Взрослея, мы забываем, каково это, делать первые шаги, впервые изучать мир. Порой для этого необходимо встать в позицию ребенка, быть им, радоваться и смотреть на мир широко открытыми глазами.
Пытаясь оказать ребенку заботу, сочувствие и помощь, мы не всегда выражаем то, что на самом деле хотим донести. Излишняя критика и попытки переделать личность приведут к комплексам и тревоге. А неправильно подобранная фраза способна подрезать ребенку крылья. Тогда как в наших силах научить его летать.
Правильно обозначить то, что мы чувствуем, на самом деле не так трудно. Оно может занять больше времени поначалу, так как требует постоянного обращения к себе с вопросом «Что я хочу до него донести?». И в каждой фразе дать ему почувствовать, что в семье его любят и принимают таким, какой он есть.
Эльнара Агаева, семейный психолог