Ходите с детьми в музеи!
О детяхЛюбые. Особенно краеведческие. Мы с детьми ходим в наш краеведческий регулярно. Просто потому что там пушки! он рядом. Экспозиции, конечно, оставляют желать лучшего… Но зато на первом этаже часто устраивают разного рода временные тематические выставки.
Вот и в январе мы собрались посетить выставку елочек, выполненных в разных техниках жителями Бреста. Фотографий не будет. В последнее время мне очень лень фотографировать. Будет много текста.
Каждая из девочек выбрала ёлку-фаворита, написала на листочке ее номер и бросила в ящичек для голосования. Лучшая «елка», набравшая большее количество голосов, уже награждена. ))))
Затем мы с огромным удовольствием рассматривали старинные елочные украшения начала прошлого века. Мы наши там и Айболита, и Попугая на прищепке, и Большой красный шар со снежинкой на боку. И даже кошек Нюшу и Люшу. ))))))))) Кто читал книгу Елены Ракитиной «Приключения новогодних игрушек», нас поймет! Очень приятная книга, а теперь по воле случая дети верят в то, что так оно и было! В следующем году обязательно куплю продолжение.
Уже на выходе Люба вдруг потребовала включить ей свет в секторе «Природа и экология». Обычно дети быстро пробегают знакомую экспозицию, полюбовавшись только ногой мамонта и чучелом зубра. В этот раз от скуки с нами была смотритель, которая, надо сказать, несмотря на всю свою флегматичность, дала нам очень ценные знания.
Люба меня просто поразила. Она нашла и показала мне ласку, пустельгу, стрижа, щуку.
Первым делом подошла к стенду с камнями. «Это кремень, я знаю - у нас в саду такой есть». И тут же спросила: «Это что за вода?».
- Минеральная вода, которую добывают у нас на Брестчине, - ответила смотритель.
- А этих я знаю. Серая - утка, с зеленой шеей - селезень. А это мЭмонт. А это нога мамонта? А какого он был роста?
- С трехэтажный дом.
- А это что за кость?
- Это надхвостовая часть скелета мамонта.
- Ааааа, - протянула Люба, ощупывая свой копчик. - А это что, зуб мамонта? А почему от вашего мамонта так мало осталось? Нога, зуб, бивень и хвост.
- Это все, что ученые нашли на нашей территории при раскопках.
- А где я могу увидеть целого мамонта?
Тут уж вступила я:
- Люба, обещаю, когда-нибудь мы будем в таком месте, где увидим почти целого мамонта! (Кстати, не знаете, где есть целый мамонт?)))).
- А этот камень трогать нельзя, я помню. Потому что он пыльный.
- А это что за птица?
- Ласточка.
- А почему на леске висит?
- Чтобы знать, как летают ласточки.
- А эта щука утку съела и подавилась.
- Да, эту щуку нам принесли рыбаки в таком виде. Только это не утка, а чайка. Она не смогла проглотить чайку и задохнулась.
- А под щукой что, вода?
- Нет, это стекло, имитирующее воду.
- Ясно. Воду же надо часто менять. Чтобы не пахла. А это змея?
- Нет, это угорь.
- А почему бобр такой облезлый? Гы-гы, какие у него желтые зубы! А это что, рысь? Мы такую в Беловежской пуще видели.
А дальше началось самое интересное. Люба вдруг внимательно посмотрела на чучела животных, которых раньше рассматривала просто с любопытством, и спросила строго:
- Их что, убили и заставили здесь застыть?!
Чем ввела в замешательство меня и открыла глаза Симе. Которая перестала задумчиво колупать деревянную обшивку стен потому что больше ничего нельзя трогать, и впилась глазами в зайца-беляка.
Пока я соображала, что ответить Любе (вот же, готовилась, ждала, когда дочь задаст такой вопрос, а тут растерялась), дочь бросалась от стенда к стенду и удивленно повторяла: «А утку тоже убили? И зубра убили? И кабана убили?». А Сима осуждающе охала и гладила высушенных бабочек: «Ох, и бабочек убили, и жуков убили…».
Надо отметить, что я, как дочь охотника, добывающего еду, а не стреляющего в животину от скуки, спокойно отношусь ко всякого рода чучелам, отшлифованным рогам и высушенным копытцам.
На помощь пришла смотритель. Заложив руки за поясницу, она меланхоличным голосом пояснила:
- Деточка, все живые существа, как и люди, болеют, стареют и умирают. Вот этот зубр долго болел, его лечили, но ничего не помогло. Поэтому из него сделали чучело, когда он умер. А вот этот заяц попал в капкан. А кабан переходил дорогу в неположенном месте.
Тут я вспомнила о наболевшем и решила воспользоваться случаем, прошипев Симе:
- Вот видишь, Сима, что случается с теми, кто дорогу в неположенном месте переходит?
Сима посмотрела на меня, на чучело, снова на меня, задумалась, но ничего не сказала.
Ответ Любу полностью удовлетворил. Но на всякий случай, она решила уточнить:
- Бабочки и жуки тоже болели?
Тут уж смотритель не нашлась, что ответить. ))))
В общем, такого интереса к пыльным чучелам животных и полезным ископаемым я не ожидала. И была приятно удивлена. Особенная радость от того, что ничего не проходит впустую. Все они слышат, все запоминают. Не зря, значит. )))) Скоро в музей истории города пойдем. Потому что он на соседней улице.
Фотографии - осень 2013 года и лето 2014-го.