Ольга
10 лет
О детском рисовании...
Литература, фильмы о детяхЧитаю тут интересную книжку о том, как наши малыши рисуют каляки-маляки и как правильно на это реагировать.
Написала ее Марина Озерова.
Книга О детском рисовании. Марина Озерова. |
Цифровой формат |
Пересмотрела свое отношение к этому казалось бы простейшему занятию с ребенком. И прежде всего, перестала ей вообще как-либо помогать и что-то говорить...
Теперь собираю все ее каляки-маляки, подписываю и складываю. Оказывается, это не только история овладения письменным прибором моего ребенка - это целая история становления художественного стиля и опыта человечества - от простейших штрихов к осмысленному изображению и достижению большого мастерства.
Самое главное - ничего не подсказывать, не намекать и не мешать.
Не говорить, что рисовать, где и как, каким цветом и способом.
Полная свобода.
И только так ребенок сможет найти что-то свое, понять, как и что ему хочется изобразить и только так, как ему удобно.
Да, это большое дело - стерпеть и не влезть со своим комментарием.
Раньше я даже пыталась что-то рисовать и показывать как.
Теперь стараюсь этого не делать, дабы не забивать детское воображение шаблонами.
Вот так и развлекаемся:)
Этого ежика из оставшихся елочных иголок мы делали еще вместе. Дала Марте коричневый цвет, чтобы раскрасить ежика и рыжие цвета, чтобы листья нарисовать, но Марта все смешала в кучу))) Потом залили ПВА и насыпали иголок. Вот и весь ежик. В конце я довела контуры и мы вместе приклеили носик и глазик.
А потом началось свободное творчество.
Тут Марта все время рисовала луну (не знаю уж почему, наверное, потому что это самый любимый на свете объект...)
Рисуем фоны, потом на них наклеивали наклейки с бабочками (поле) и рыбками (море)
А тут Марта приговаривала - кап-кап - наверное "Дождик"...
А это она нарисовала и сказала, что это Мишка (даже показала, как он ходит, переваливаясь). Значит "Мишка"
А потом рисовали на кофе. Очень классно получается. Контрастно. А главное, учит соблюдать ограниченное пространство, не выходить за "рамки" кучи. Опять круги - опять луна!
Ольга
Можно цифровой скачать. Я скачала, но прямо на планшет в формате fb2 и сразу открыла в программе для чтения. Как это перекинуть из прогаммульки на комп, даже не представляю, а то бы поделилась...
29.01.2014
Ответить
Nicoletta 2012
Очень интересная книга, мне понравилась, у нее вроде бы еще вышла вторая часть книги)
29.01.2014
Ответить
Ольга
Я искала, но пока в магазинах не продается. Это вроде второе издание - дополненное, может в этом смысл?
29.01.2014
Ответить
Nicoletta 2012
видела на каком то сайте продается за 1000р. Во втором издании книги расширены практические главы, которые содержат массу советов, рекомендаций и идей для взрослых, желающих развивать и поддерживать творческий потенциал ребенка, не навязывая ему изобразительных шаблонов.Источник: http://www.artlebedev.ru/everything/izdal/o-detskom-risovanii-2013/
29.01.2014
Ответить
Ольга
Я в озоне тоже скачала цифровой вариант и он как раз второе издание - вверху ссылка. Стоит всего 300 р. Читаю, интересно.
29.01.2014
Ответить
Nicoletta 2012
перешла по ссылке это первое издание,там описание книги совсем другое))
29.01.2014
Ответить
Ольга
Это Вы про цифровой формат? Там вроде тоже говорится о том, что "практические главы содержат массу советов, рекомендаций и идей для взрослых, желающих развивать и поддерживать творческий потенциал ребенка, не навязывая ему изобразительных шаблонов"...
29.01.2014
Ответить
Nicoletta 2012
да только в первой книге еще рассказывается о феномене детского рисования,а во второй как я поняла нет)
29.01.2014
Ответить
Яна
Оль, а действительно, как она советует поступать, если ребенок больше просит, чтобы ему рисовали, а не рисует сам? Наверно изначально не стоило рисовать что-то осмысленное
29.01.2014
Ответить
Ольга
Точно, не стоило. Но я тоже показывала, правда у нас еще не дошло до осмысления этого, и она у меня ничего не просит нарисовать. Хватает кисть и давай малевать. Попробуй пообщаться с ним, спросить, а как он это бы нарисовал. Например, домик - выходите на улицу, рассматриваете домик, потом дома по памяти рисуете. Или ставишь перед ним игрушечную копию, если ему так нужен образец. А самой лучше претвориться, что забыла как рисовать их и хочешь спросить у него, как же их рисовать... Важно, чтобы он сейчас выдавал не готовый стереотип - кубик с треугольником, а именно то, что он видит - это куда интереснее))) Книжка правда интересная, советую почитать, если у вас рисование в таком почете.
29.01.2014
Ответить
Nicoletta 2012
рисуйте абстракции а не какой либо предмет,если у меня Николетта просит с ней рисовать,я просто вожу кисточкой по листу,получается тем самым не навязыаю образы))
29.01.2014
Ответить
mamochka_katrin
А как,интересно,быть,если ребенок просит нарисовать ему что-нибудь?Я вот интуитивно как-то догадывалась-не давать шаблонов,но бабушка и тети все-таки приучили к "правильным" рисункам,и сын сейчас просит ему рисовать((( иногда тоже просто калякаю)
28.01.2014
Ответить
Ольга
Именно, потому что был опыт таких "примеров" - он и просит. Правильно делаете, что стараетесь рисовать каляки. Если просит - не отказывайте, участвуйте, но не рисуйте ничего конкретного. Лучше обсуждайте - а как бы ты нарисовал, а как ты это видишь, а что у этого есть и что ты можешь нарисовать... Автор говорит, что своими примерами мы ограничиваем воображение ребенка, тем более, что лет до 3-4 дети редко рисуют осмысленные предметы, а чаще всего свои впечатления и отношения к ним, а это куда важнее для ребенка на первом этапе - выразить суть, именно ту, которая кажется ему существенной, а не то, что мы навязываем. Ну, и в таком духе. Думаю, если родные перестанут так активно участвовать в процессе, то ребенок постепенно вернется к своему индивидуальному стилю и восприятию.
29.01.2014
Ответить
mamochka_katrin
Спасибо за совет! Постараюсь перенаправить в нужное русло наше рисование)Надо всем родственникам эту книжку распечатать)
29.01.2014
Ответить
Inеj
Правильно - вольная воля))) Самая большая ошибка взрослых - поправить и рассказать, как правильно, нам ведь трудно вдруг признать, что наше мнение/видение не только не является единственно верным, а что вообще оно верно исключительно для нас и, возможно, ни для кого больше. Ну и мы так полны к своему возрасту стереотипами, что трудно удержаться и не попытаться передать их по наследству;)))PS: У меня подобная проблема была с мамой, она долго обижалась, когда я обрывала ее "работу над ошибками" живописными сына - пальма-де - зеленая должна быть, а не, скажем, синяя, и вот с такими листьями, а дом - квадратный/прямоугольный..., мол, он нельзя поощрять искаженное видение мира)) ... Но теперь это позади и мнения не расходятся))
28.01.2014
Ответить
Ольга
Да, автор как раз и говорит, что ни в коем случае нельзя ничего подсказывать - ни цвет, ни форму. До 5-6 лет даже лучше не давать раскраски, которыми так кишит рынок. Потому что это ограничение воображения. Правда есть сейчас замечательные раскраски, вроде - додумай и дорисуй. Но все равно, стиль подсказывает и навязывает шаблон. Поэтому их лучше отложить до младшего школьного возраста. Так же она не рекомендует давать рано фломастеры. Лучше всего - краски - без воды, а еще лучше пальчиковые (и без кисточки) - прочувствовать материал, поперемешивать все, размазать везде, где только можно. Но на каждый день такое занятие - не для маминых нервов. Поэтому я даю все - и краски, и фломастеры, и карандаши.Действительно трудно, смотря на то, что рисует ребенок, не стараться "увидеть" там что-то. Нужно относиться к этому только как к процессу - водит она кисточкой по бумаге, потом окунает ее в краску и продолжает вести по столу, полу или себе - нельзя останавливать, пусть полностью погрузится в это дело. Тем более, что оно и не так долго длится - через 15-20 минут уже бежит с "живописными" руками куда-нибудь по квартире, чтобы оставить и там след... Вроде, как родители от этого занятия ждут осмысленный результат, но он еще долго не наступит. Зато, чем раньше давать полную свободу, тем глубже ребенок поймет суть процесса и то, что он может отразить в любой манере, которая не будет подвержена критике, все, что он чувствует, видит и думает об этом мире...
28.01.2014
Ответить
Inеj
Меня как раз совершенно не смущало воздержание от "инструкций")) Даже проще - по принципу "баба с возу - кобыле легче", на тебе, малыш, инстрУмент, твори)))! Интуитивно не было желания поправлять, плюс вовремя оказалась "под рукой" знакомая, преподающая живопись, она и растолковала политику партии)) У меня сын рисовал на всех поверхностях - все обои были в "декоре", нас не беспокоило, т.к. квартира была в тот период съемная и намеренно обои подбирались симпатичные, но не роскошные, чтоб не было мучительно больно...;))) И видеть мне в этих каракулях было интересно исключительно эти каракули - забавно, многие рисунки хранятся))) Раскраски никогда не любила.
28.01.2014
Ответить