Как мы познаем мир
Под катом делюсь своим опытом "обучения" ребенка. "Обучение" беру в кавычки, потому что никаких уроков и оценок нет в помине. Есть только общение - доброжелательное и наполненное смыслами. Хочу принять участие в конкурсе "Мама, подготовь меня к школе!"
Спонсоры конкурса - "Две ладошки", Magformers, Wabafun, Издательство "Манн, Иванов и Фербер", Татьяна Петухова и конечно сам блог "Развивашка".
Для постижения любой науки (хоть астрофизики, хоть науки построения счастливой семейной жизни :) ) нам нужно уметь здраво размышлять, проводить параллели, делать выводы. То есть в основе любого познания лежат простейшие логические операции: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция… Значит, учим ребенка логике! Мне кажется, вручить ребенку этот полезный во всех отношениях универсальный инструмент - значит научить его учиться. Это поможет ему и в школе, и, что называется, «по жизни».
Открывая мир заново - глазами собственного ребенка, я с удивлением обнаружила, что наша речь - логика чистой воды. Даже элементарный выбор подходящей словоформы определенного рода/числа/падежа подчиняется законам логики. А кроме того, слово - это уже нематериальное обозначение материального объекта. Что это значит? Речь развивает абстрактное мышление!
Поэтому с ребенком надо говорить. Много. На равных. Общение должно быть искренним, эмоциональным, живым. Если нам самим интересно то, что мы пытаемся донести, то передача знаний и умений - пустяшное дело. Интерес ребенка - залог успеха. Поэтому табу на «отстань», «устала» и «потом», когда малыш с горящими глазами просит что-то ему рассказать или объяснить. В противном случае можно услышать ответное «не хочу», а с этим будет куда сложнее.
Практически всё из «дошкольного минимума» малышу можно дать между делом, общаясь. Например, у моей дочки счет от одного до десяти никогда вызывал трудностей. Как начала говорить, так практически сразу стала и считать. Просто мы всегда считали вслух ступеньки, пуговки на одежде - да что угодно. Хочешь - не хочешь, а счет запомнишь. А счет до сотни осваиваем легко, например, в машине, следуя привычным маршрутом:
- Мама, а скоро будет тоннель?
- Я думаю, будет, когда мы досчитаем до 30 или 40. Проверим?
- Давай.
И считаем. Быстро-быстро. На «19» я останавливаюсь - ребенок произносит «20», считаем дальше… Сейчас она твердо знает десятки до 70-ти. Запоминается между делом.
То же самое с правым-левым: одевая ребенка, комментировать действия - и всё, дело в шляпе.
Между делом научились читать.
Сведения об окружающем мире я тоже даю легко и просто, особо не раздумывая над структурой, формой подачи материала и т.п. Общаясь. Вот простой пример. Мы часто прогуливаемся возле завода, на котором трудились родители мужа. Я рассказываю ребенку, что здесь собираются авиационные двигатели для самолетов-истребителей и дедушка работал на испытаниях этих двигателей. Рядом стоит монумент - отработавший своё СУ-27. У ребенка стали возникать вопросы. Отвечаем! Так, постепенно, день за днем, общаясь и отвечая на вопросы, дошли до реактивных двигателей, ракет, космоса, планет Солнечной системы, понятий атмосферы, невесомости, гравитации, смены дня и ночи… Да нет у меня цели вырастить ребенка космонавтом (хотя сейчас она мечтает об этом). Просто она спрашивает - я отвечаю и поясняю. Главное - подавать информацию эмоционально и наглядно. Например, принцип реактивного двигателя можно показать, отпустив надутый, но не завязанный воздушный шарик. Сразу всё ясно! А о том, почему на Земле сменяются день и ночь, я рассказала на примере фонарика и мяча, закрывшись с дочкой в темной комнате. Таинственно, интересно! Этот опыт впечатлил ребенка, и мы несколько вечеров ритуально проделывали его перед сном ))
Играя в космонавтов, легко выучили обратный счет с 10 до 0.
Информационное поле разнообразно. Знания из одних областей легко пригождаются в других сферах. Так у малыша постепенно формируется целостная картина мира - прекрасного и загадочного!
Амина полюбила музыку Перу. И как-то раз, разглядывая Перу на карте, она вдруг сама спросила: «Мама, а когда у нас день, у перуанцев - ночь?». Убедительное доказательство того, что знания пошли впрок, уложились!
Нам очень уж нравится серия детской аудиоэнциклопедии. Особенно понравились диски про космонавтику, астрономию и географию. Они тоже дали большую пищу для размышлений и породили массу вопросов: а где живут пингвины? а где находится Камчатка? а океаны большие? Теперь у нас на стене висит карта, а Амина знает названия океанов, может показать с десяток стран, знает, что такое экватор и нулевой меридиан. Эти знания закладывались сами собой. Ей интересно узнавать - мне интересно вместе с ней искать ответы на вопросы. Тем более интернет сильно упрощает задачу. Заинтересовался ребенок превращением гусеницы в бабочку - пожалуйста, на ютубе можно найти массу интересных роликов. Захотелось посмотреть, как предметы двигаются в невесомости - нужное видео можно найти за секунду.
Наш мир - одно чертовски увлекательное целое. Потянешь за одну ниточку - обязательно размотается весь клубок.
Давая знания, обязательно учим думать! Не надо сразу давать готовые ответы. Можно дать пищу для размышлений, а ответ спросить у ребенка. Например, в опыте про день и ночь можно объяснить, что фонарик - это солнце, а мячик - это земля. На мячике рисуем человечка. Крутим мячик - показываем сам принцип, а малыш уже в состоянии самостоятельно додуматься, почему наступает ночь.
Еще мы очень любим играть в «ошибки». Я произношу какое-то неправильное предложение, а ребенок говорит, в чем состоит ошибка, что неправильно. Ошибка может быть и грамматическая, и фактическая.
Например:
- Красивая ваза упал и разбился вдребезги.
- Это неправильно! Надо: «упала и разбилась»
- Почему?
- Потому что «ваза» - она.
- Ваза - слово какого рода?
- Женского
(да, женский, мужской и средний род мы усвоили).
Или:
- Подружки отправились отдыхать на экватор и по ночам любовались северным сиянием.
- Неправильно! На экваторе не бывает северного сияния!
- А где оно бывает?
- На полюсе.
- Правильно. А сколько у Земли полюсов?
- Два.
- Точно! У Земли есть северный полюс и….?
- Южный!
И конечно, задаем вопросы. Провоцируем малыша на размышления и разговор. Речь и воображение можно развивать вечерними сказками. Амина часто просит меня рассказать ей выдуманную историю. Но я так просто не сдаюсь ))
- А кто должен быть в нашей истории?
- Пусть там будет Чевостик, дядя Кузя и Амина.
- А что они будут делать?
- Они пойдут на День рождения к девочке Тане.
- А они подарок-то будут дарить? Какой?
- Давай они подарят ей книжку про бегемота. А Чевостик в гостях будет баловаться, дрыгать ногами за столом.
… ну и так ребенок практически сам рассказывает историю )) Мне остается только облечь фантазию в литературный формат ))
Это удивительно - открывать мир заново вместе с малышом. Ребенок заставляет нас смотреть на привычные вещи совершенно свежим, незашоренным взглядом. Всё же это так здорово - быть мамой!