Корней Чуковский «От Двух до Пяти» Часть 2
КнигиСделала все-таки 2 части, для одного поста слишком много получилось.
БОРЬБА ЗА СКАЗКУ
Вот эта глава была мне очень полезна. Не то, чтобы я была противником сказки, просто так получается, что я стремлюсь подсунуть дочке прежде всего какие-нибудь энциклопедии, поскольку там больше важной информации. Но сказка-то нужна совсем не для этого.
Интересно почитать, что было время гонений и на сказку, когда детям не читали, считали, что это бесполезно. Кстати, даже стихотворные сказки самого Чуковского были в свое время запрещены. Мойдодыр, потому что там оскорбляют трубочистов, в Крокодиле оказывается изображен мятеж генерала Корнилова, в Мухе - Цокотухе выражено сочувствие кулацким элементам деревни.
В книге приводится интересный случай с ребенком, которому не читали сказок. Причем это был ребенок женщины, которая активно пропагандировала отказ от сказок. Так вот «её собственный сын взбунтовался против ее мракобесных теорий».
«Как видно из ее дневника - а этот дневник напечатан, - ее маленький мальчик, словно в отместку за то, что у него отняли сказку, стал с утра до ночи предаваться самой буйной фантастике. То выдумает, что к нему в комнату приходил с визитом красный слон, то будто у него есть подруга - медведица Кора: и, пожалуйста, не садитесь на стул рядом с ним, потому что - разве вы не видите? - на этом стуле медведица. И - «Мама, куда ты? На волков! Ведь тут же стоят волки!» А чуть выпал снежок, он тотчас же стал олененком, маленьким олененком в тайге; а стоило ему сесть на ковер, как ковер немедленно становился пароходом. В любую минуту из воздуха, из пустоты мальчик, силою своей детской фантазии, мог сделать любую зверюшку».
А мать его всячески оберегала от сказок) Это забавно, потому что разницы между напечатано сказкой и сочиненной ребенком не такая уж и большая.
Отсутствие сказок может иметь просто необратимые последствия для становления личности ребенка. Честно сказать, я даже заволновалась. Дети, у которых неразвита фантазия ничему не удивляются и стремятся тут же разоблачить любую выдумку.
«Ибо ничего диковинного для них вообще на земле не бывает, а есть только хлеб, да капуста, да сапоги, да рубли.
Бояться что какая-нибудь сказочка сделает их романтиками, непригодными к практической жизни, могли только те канцелярские выдумщики, которые, с утра до ночи заседая в комиссиях, никогда не видали живого ребенка».
«Все они страшно боялись фантастики, между тем они-то и были фантазеры, метафизики, мистики, совершенно оторванные от действительной жизни. Их вымыслы о зловредности сказок - самая безумная волшебная сказка, не считающаяся ни с какими конкретными фактами. Это единственная сказка с которой нам приходилось бороться, - сказка отсталых педологов о сказке».
«Сказка сделала свое дело: помогла ребенку ориентироваться в окружающем мире, обогатила его душевную жизнь, заставила его почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро, за свободу, и теперь, когда надобность в ней миновала, ребенок сам разрушает ее».
Это к тому, что придет время и ребенок все сам осознает и заметит, но на каком-то этапе ему это не нужно. Взять хотя бы Красную Шапочку: разве волки вообще разговаривают, как они там поместились у волка вдвоем, как вообще он их проглотил целиком-то?
Хотело бы и больше процитировать всего, так как лучше всего автор расскажет. Но самые интересные и доходчивые я все-таки не поленюсь и напечатаю. Продолжая тему сказок, К. Ч. Обращает свое внимание на такой момент. Если в конце-концов было признано, что сказка не вредна, а наоборот полезна детям. То все ли сказки одинаково полезны, может есть те, которые плохие, учат плохому, пугают детей и др.
«Гонители сказок спекулировали именно на убеждении невежд, будто нет такого сказочного образа, такого сюжета, которые не оставались бы законсервированными в детском уме на двадцать и тридцать лет, не подвергаясь никаким метаморфозам. Пугали простодушных читателей бессмысленной басней о том, что, если пятилетнему мальчику прочитать, например, о ковре-самолете, он, достигнув тридцатилетнего возраста, и слышать не захочет ни о каких Днепростроях, а пребудет до конца своих дней мечтателем, романтиком, мистиком.»
«И будто прослушав сказку о храбром комарике, победившем злого паука, ребенок, даже, сделавшись взрослым, уже никогда не станет убивать комаров?»
«Нет, объекты симпатий ребенка с течением времени будут меняться не раз. Сегодня - одни, завтра - другие. Поэтому сказочники - и в первую голову народные сказочники - не слишком-то бывают озабочены выбором этих объектов, установлением их вреда или пользы. Цель сказочников - иная. Она заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Интересно, чтобы сейчас сказал К. Ч., видя просто невероятное изобилие сказок для детей. Я думаю, он бы ужаснулся, прочитав многие из них…
ЛЕПЫЕ НЕЛЕПИЦЫ
И еще интересная глава о стихах, которые именуют по-разному: нелепицы, путаницы, перевертыши, нескладухи и т.д.
«Тяга к нарушению установленного порядка вещей наблюдается не только в русском фольклоре».
«Многие песни как будто к тому и стремятся, чтобы перемешать, перепутать те немногочисленные данные опыта, из коих для ребенка слагается мир».
«Это нужно с самого начала понять и запомнить: все подобные нелепицы ощущаются ребенком именно как нелепицы. Он ни на минуту не верит в их подлинность. Навязывание предметам несвойственных им функций и признаков увлекает его как забава».
Корней Чуковский называл их «Стишки-перевертыши». В книге он приводит случай со своей дочкой Мурой, которая не достигув еще и 2 лет прекрасно знала, что собаки говорят ав, а котики мяу. И вот она пришла и сказала ава мяу (или наоборот), причем видно было, что она просто так играет и балуется.
«И тогда мне показалось - я понял, откуда эта выразившаяся в детском фольклоре несокрушимая страсть к несоответствиям, несообразностям к разрыванию связей между предметами и их постоянными признаками. Ключ ко всему этому в той многообразной и радостной деятельности, которая имеет большое значение для умственной и нравственной жизни ребенка, - в игре».
«… потому что ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями. Чуть он овладеет какой-нибудь мыслью, он не прочь сделать ее своей игрушкой».
Полина где-то после 2, 5 лет придумала игру перед укладыванием. Она хитренько сощурится и говорит мне: У тебя маленькая голова, а у меня большая. После чего я картинно начинаю возмущаться, и говорю, что это у меня большая голова, а у нее маленькая. Полина опять говорит свое и при этот заливисто хохочет.
Вот еще дочка из стишка сделала «прикол», говорит неправильно, при этом думает, что она шокирует общественность и хохочет.
Было:
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
В Полининой обработке:
Из-за леса, из-за гор
Едет бабушка Егор.
Как пример перевертыша приводится английская народная песенка про простофилю Саймона.
Саймон, Саймон, простота,
Ловит удочкой кита!
«Эта мотивировка перевертышей глупостью вполне удовлетворяет ребенка: он чувствует свое умственное превосходство над теми, кто обнаруживает такое глубокое незнание окружающего мира. «Сам-то я не такой!».
Польза подобных стихов и сказок очевидна. За каждым «не так» ребенок живот ощущает «так», всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме, и он еще выше оценивает свою твердую ориентацию в мире. Он делает как бы экзамен своим умственным силам и неизменно этот экзамен выдерживает, что значительно поднимает в нем уважение к себе, уверенность в своем интеллекте, столь необходимую ему, чтобы не растеряться в этом хаотическом мире: «Я-то не обожгусь холодной кашей», «я-то не испугаюсь улитки», «на дне моря я не стану искать землянику». В этом проверочном испытании, в этом самоэкзамене - главное значение детской игры в перевертыши».
«Я отнюдь не хочу сказать, что детей следует воспитывать только такими «бессмыслицами», но я думаю, что детская литература, из которой эти «бессмыслицы» выброшены, не отвечает многим плодотворным потребностям трехлетнего-четырехлетнего разума и лишает его полезнейшей умственной пищи».
Виды перевертышей:
I Перевертыши большого и малого
Малому приписываются качества большого.
II Перевертыши холодного и горячего:
- холодному приписываются качества горячего;
- горячему приписываются качества холодного.
III Перевертыши еды
Съедобность несъедобных вещей.
IV Перевертыши одежды
Сапоги на нем с карманом,
А жилетка с каблуком.
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.
V Перевертыши явлений природы
Море пламенем горит … (Из Путаницы К. Ч.)
VI Перевертыши ездока и коня
- конь скачет на ездоке;
- ездок не на коне, а на других объектах.
Чик, чики, чикалочки!
Едет гусь на полочке,
Уточка на дудочке,
Курочка на чурочке,
Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке.
VII Перевертыши действующих лиц
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
***
Это, братцы, да не чудо ли?
Бегала дубинка с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез под воротаˊ.
Деревня закричала: «Озеро горит!»
Сено со дровами тушить пожар спешит.
Примеры в этой главе мои, поскольку я только законспектировала основные цитаты. Возможно, они и будут совпадать с теми, что приводил К. Ч. Кроме того, я могла допустить некоторые ошибки и неточности. Но это потому, что переписывала с тетради, куда я предварительно все законспектировала.
ПРЕДКИ ИХ ВРАГОВ И ГОНИТЕЛЕЙ
Небольшая глава о развитии детской литературы как таковой и об отношении к детям из которой я взяла две очень емкие цитаты.
Англия XVI век.
«Тогдашние детские авторы ненавидели в ребенке - ребенка. Детство казалось им какой-то непристойной болезнью, от которой ребенка необходимо лечить. Они старались возможно скорее овзрослить и осерьезнить ребенка. От того-то в мировой литературе до сравнительно недавнего времени не было ни одной веселой детской книги. По-детски смеяться с ребенком - до этого не унижались писатели».
Конечно, мои надерганные цитаты не создадут целой картины и уж точно не заменят книги. В примерах автора ТАКОЕ предлагалось для детского чтения, что волосы дыбом встают.
«Нужны были сотни лет, чтобы взрослые признали право детей быть детьми. Медленно завоевывал ребенок уважение к себе, к своим играм, интересам и вкусам. В конце-концов поняли, что если трехлетний ребенок, получив географический глобус, не хочет и слышать о материках и морях, а хочет катать этот глобус, вертеть этот глобус, ловить этот глобус, - значит, ему нужен не глобус, а мяч. Даже для умственного (а не только физического) развития трехлетних детей мяч полезнее всякого глобуса».