ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Взято из ИГ (текст не от меня)
Так как я занимаюсь интеллектуальной подготовкой детей к школе, вопрос готовности к школе меня всегда очень волнует и часто приходится обсуждать с мамами возраст, в котором лучше всего идти в школу.
Я уже писала о том, со скольки лет, на мой взгляд, объективней всего начинать готовить малыша к школе, но у каждого ребенка существует ряд индивидуальных особенностей, которые и определяет, в первую очередь, возраст поступления в школу. Рассмотрим, для начала, общие ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ и сферы, на которые стоит обратить внимание.
Психологическая готовность.
Важно понимать, что школа - это система, которая имеет свои правила, подразумевает определенную форму поведения, есть учитель, который управляет коллективом, нужно этого учителя слушать, слышать, стараться выполнять словесные инструкции, при этом организовывать свое рабочее место и следить за научным материалом. Задание не из простых, я вам скажу. Я была на практике в университете в первом классе, да еще и в сентябре-октябре, когда малыши только-только столкнулись с рабочей обстановкой. Если коротко - "Кто куда". Даже если ты громко и на весь класс спросишь: "У всех есть зеленая ручка, чтобы выполнить задание?". Тридцать пар верных глаз будут смотреть на тебя, не подавая виду тревоги, а когда начнется выполнение задания, примерно у третьей части зеленых ручек не окажется в наличии. Потому психологическая готовность к школе подразумевает:
- наличие организационных умений на достаточном уровне;
- способность к самостоятельности;
- умение доводить дело до конца;
- умение выполнять указания и обращаться за помощью ко взрослому, то есть сотрудничать со взрослым.
Мотивационная готовность. Частым ответом на вопрос учителя на собеседовании "А зачем ты идешь в школу?" является "Мама так сказала". Ориентируя ребенка на школу, нужно заботиться о понимании им мотива посещения школы - это получение новых знаний, приобретение умений, интересной информации, чтобы в будущем иметь возможность получить хорошую профессию и т.д. Если же, конечно, для мамы самой школа - это мука, то привить энтузиазм к посещению школы ей будет сложно, поэтому позаботьтесь о своем личном настрое.
Не стоит проектировать личный отрицательный опыт на детей, школа - это новая форма жизнедеятельности для ребенка, которая является частью развития и если грамотно организовывать день ребенка, она не будет бесконечным потоком трудновыполнимых заданий, а миром знаний и открытий для школьника.
Социальная готовность. В рамках собственного характера, ребенок к школе должен уметь налаживать отношения со сверстниками, легко вступать в контакт, включаться в работу играющих детей, не бояться взрослых и уметь отвечать на поставленный вопрос несложным предложением. Также дошкольник должен иметь терпение на достаточном уровне, чтобы не перебивать взрослых, когда они разговаривают, дожидаться своей очереди в нужных ситуациях, не бросать начатое коллективное дело, если что-то резко не получается.
Физическая готовность. Чем крепче и физически развитее малыш, тем проще ему адаптироваться к новым условиям и успевать за потоком школьных дел. Ребенок должен мочь самостоятельно раздеться - одеться (уроки физкультуры, походы в туалет), открывать - закрыть его портфель все его отделения, сидеть определенное время за партой, сосредотачивая свое внимание на учителе и ходе урока. Также показателем готовности ребенка к школе считается начало смены молочных зубов постоянными, а также умение ребенка достать кончиками пальцев руки противоположного уха, огибая рукой всю голову через макушку (это один из вариантов показателей)
Интеллектуальная готовность. Данный вид готовности определяется уровнем развития основных психических процессов ребенка: мышление, внимание, память. восприятие, воображение, а также речь. До школы ребенок должен знать свое и родителей имя, фамилию, место проживания, состав семьи; знать времена года и определять сво день рождения (называть хотя бы время года, в которое родился); знать дни недели, цвета, геометрические фигуры; уметь обобщать, анализировать предметы, определять отличия и умеь устанавливать причинно-следственные связи; ориентироваться в пространстве на достаточном уровне (знать "лево-право", "вверх-вниз" и т.д.). Лично мое мнение, что способности ребенка-дошкольника позволяют овладеть многими навыками и знаниями до поступления в школу, что служит хорошим помощником в учебной жизни и позволяет процессу адаптации пройти более гладко и с интересом глядя в будущие школьные годы.
-------------------------------------------------------------------------------
Больше информации на