"Городок" Ротраут Бернер. Как работать с книгами?
Я обожаю серию "Городок" Ротраут Бернер, и неоднократно об этом писала. Мы часами читали эти книги в восемь месяцев, часами читаем их и сейчас. Разница лишь в том, что вопросов и рассуждений стало намного больше. Я знаю, что многие мамы не знают, как работать по этим книгам, какая вообще от них может быть польза, как должен строиться долгий мамин монолог, да и просто - с чего начинать.
Надеюсь, что мой пост вам поможет!
Итак, первое, зачем "Городок" нужен? И нужно ли вообще рассматривание стольких деталей маленькому ребенку, запомнит ли он столько информации и воспримет ли ее? По сути, на страницах перед вами предстает реальная жизнь в миниатюре. Только у вас есть возможность остановить любой момент, увиденный на улице, и поговорить о нем, не боясь, что вы не успеете или что окружающие, которых вы пытаетесь анализировать, на вас косо посмотрят. Если каждый раз что-то замечать, обсуждать новые и новые темы, чтение книги может развернуться на долгие годы, как это случилось у нас. Такое чтение развивает память, наблюдательность, чуткость, внимание к деталям, умение видеть общую картину, угадывать чужие эмоции, устанавливать причинно-следственные связи и многое другое. Именно чтение книг без текста обогащает словарный запас ребенка и грамматический строй языка, так как мама вынуждена каждый раз использовать новые выражения, и может включать те конструкции, какие ей заблагорассудится. И самое важное, о чем я уже неоднократно писала - это целостность, единая картина мира, сформированная именно этими книгами (сколько я ни рассматривала "гляделок", такого больше не встречала) - мира, где учтены малейшие детали, мира доброго, дружного и уютного. Мы влюблены в городок всей душой: в нем есть совместные посиделки и праздники, ярмарки и выставки, ночные чтения с фонариком и танцы у фонтана; в нем совершаются приятные дела, в нем существуют взаимопомощь и уважение, любовь и забота. Бездна самых разных судеб и характеров открывается нам. И каждый из них - принимается обществом и любим им.
Есть десятки тем, которые можно и нужно обсуждать по книгам:
- устройство социума. Слово-то какое) А на деле все просто) При первом разговоре можно поговорить о том, что люди создают семьи и воспитывают детей, что бывают пожилые пары, дети которых уже выросли и приходят в гости, что есть друзья, у которых общие интересы (например, как у Виолы и Марии - музыка), есть знакомые, есть коллеги и т.д. Здесь же мы разворачиваем все родовые связи: пусть кто-то кому-то в книге будет бабушкой, тетей, дядей, деверем (шутка, деверя долой-)
- устройство города. В любом городе есть высотные и небольшие дома, кафешки, магазины, центральная площадь, парк, детская площадка. Все эти названия проговариваются и рассказывается, зачем они людям, что они там делают, как часто туда приходят.
- человеческие характеры. В книгах мы наблюдаем людей робких и смелых, общительных и застенчивых, жизнерадостных, стойких,откровенных растяп и аккуратистов. Можно рассуждать, по каким признакам вы поняли, что они - именно такие. Например, человек в инвалидной коляске, который радуется жизни и присутствует на всех праздниках. Или Генрих, который наводит порядок во всем, даже в аквариуме с рыбками. Или неловкая, но легкая в общении Сюзанна - какие они? И как они общаются с окружающими? И кто вам нравится больше всего? И какая черта характера вам близка?
- человеческие эмоции. Этот человек дубасит ногой автомат. Почему? Потому что он зажевал его деньги, а мужчина довольно несдержан. Красиво ли он себя ведет? Как можно поступить иначе? А вот здесь мальчик дернул девочку за косичку, и она расплакалась. Как еще он мог сказать, что она ему нравится? Эмоций в книгах - без числа. Учитесь читать других людей? Вот вам и первое пособие.
- цикличность жизни: беременность - молодость - зрелость - старость; дерево в цвету - в плодах - с голыми ветвями;
- "традиционные" для любого дошкольника темы: счет (считать можно все, что угодно: машины, птиц, растения, фрукты, съеденные ослом); цвет; предметы одежды и быта, стороны и предлоги, профессии, хобби, интересные события и выставки, календарные праздники, времена года, погодные явления, названия животных, птиц, машин, растений, музыкальных инструментов; и многое, многое другое.
- рассказы об этапах создания чего-либо - дороги, детского сада.
- выстраивание событийных линий. Сколько же в книгах прекрасных сюжетов! И мы видим лишь несколько нитей, которые должны связать в нечто смысловое! Вот Марк потерял ключи, что же делать? Здесь Зоя врезалась в столб, как же это произошло? Успеет ли Анна на автобус? Куда пропала шапка Сюзанны? Будут события почти не уловимые, данные одной-двумя деталями, будут те, что развернутся на всю серию.
- если вспомню что-то еще, обязательно напишу.
"Сегодня мы с тобой побываем в одном уютном маленьком городке. Мы прогуляемся по его улочкам и познакомимся с его жителями". Показываем обложку "Зимней книги", в серии она первая. Давай сначала решим, что мы надем на нашу прогулку. Какое время года сейчас в городке? Посмотрим...веточки вишни совсем голые, ребятишки лепят снеговика и катаются на санках; кто-то несет домой елочку - наверное, наряжать к Новому Году...Да, это зима. В городке зима теплая, поэтому не все горожане в шапках. А наша русская зима очень холодная: без шапки, шарфа, шубы и варежек не обойтись. Выбирай свой любимый шарф, надевай теплую кофту и пальто и... идем гулять!
Первый разворот - смотри, на окраине города стоит небольшой трехэтажный домик на несколько семей. На первом этаже живет Таня. Привет, Таня! Можно мы ненадолго зайдем к тебе в гости? Обрати внимание на Танин животик. Он большой. Скоро у нее появится малышка Барбара. Как ты себя чувствуешь, Таня? Беременные иногда могут недомогать, но Таня здорова и спокойна: она много гуляет, общается и улыбается. У Тани есть сынишка Лео и муж Оливер. Сейчас они стоят на остановке и поджидают автобус. Должно быть, папа провожает Оливера в школу.
Также на первом этаже находится сарай. Посмотри, сколько всего там хранится! Как думаешь, кто работает этими инструментами? Здесь и садовый шланг, и газонокосилка, и даже кормушка для птиц!
На втором этаже живут старички - Генрих и Анна. Генрих сейчас стоит на балконе и смотрит на белочку. Он никуда не спешит, чего не скажешь об Анне! Она опаздывает на автобус. Давай и мы поспешим, может, успеем.
Вторая страница. Вот мы с тобой едем в автобусе. Вдалеке простираются поля, а среди них затерялась ферма. Довольно пустынно, не считая лошадки и кур. Как ты думаешь, в какую сторону дует ветер? Ой, посмотри, что делает ослик! Должно быть, он живет на ферме и дружит со своей хозяйкой, раз позволяет себе такое. Какой он милый! Ослы - очень выносливые животные. Но очень упрямые. Если захотят - будут стоять на месте, и никакая сила на свете не заставит их сделать хотя бы шаг. (Так можно вводить абсолютно любую информацию, какую вам захочется). А обрати внимание на лес! Кто это спрятался за деревьями? Неужели олени? У нас тоже водятся... (дальше рассказ о том, кого можно и нельзя у нас встретить) Внимание! Проезжаем автосервис...Что могло случиться с колесом? Что покупает Мария? (рассказываем, что можно купить на заправке). И в таком духе, не останавливаясь, вещаем, пока не устанем. Как показывает практика, мама устает гораздо раньше, чем ребенок. Тот завороженно слушает хоть всю ночь)
P.S. Текст у меня именно такой. Я еще стараюсь нашпиговать его деепричастными и причастными оборотами, практикую длиннющие предложения А-ля Толстой и вспоминаю мало употребляемые в жизни слова. Сначала был небольшой ступор, но он сменился эйфорией от полета фантазии, это просто вопрос времени) Думаю, если ухватить общий принцип, у каждой мамы найдется, о чем поговорить, и манера будет своя, поэтому реальный текст от А до Я невозможен.
Вот, в общем-то, и все) А как о "Городке" говорите вы?