Опасные вмешательства или не стоит лезть куда не просят
"Привет" роддомам, просто не могу не запостить.
В течение последних 40 лет во всем мире, но особенно в СССР (а затем в России) увеличилось число инвалидов с диагнозом ДЦП. И если до 60-х годов прошлого века никто, кроме узких специалистов, не знал, что означает ДЦП, то сейчас практически у любого человека есть родственники или знакомые, которых напрямую коснулась эта беда. В США ДЦП отмечается у 1 - 2 детей на 1000 новорожденных. Точной статистики по России нет, но заболеваемость у нас на порядок выше - по разным данным от 6 до 13 (!) на 1000 новорожденных.
В чем же причина такого роста ДЦП? Почему рождаются больные дети у совершенно здоровых родителей, у женщин снормальными размерами таза, проживающих в экологически благополучных районах, соблюдающих все врачебные рекомендации во время беременности?
Современные медики называют множество причин ДЦП. На первое место ставят некое поражение мозга в период внутриутробного развития плода, указывая сотни факторов, в т. ч. острые и хронические заболевания матери, вредные привычки родителей, психологический дискомфорт (!), инфекционных агентов и многое другое.
Создатель термина ДЦП - светило медицины XIX в. Уильям Литтл считал главной причиной ДЦП РОДОВУЮ ТРАВМУ И/ИЛИ ГИПОКСИЮ (кислородную недостаточность) В РОДАХ, которые вызывают повреждения головного мозга рождающегося ребенка.
Если опираться на это предположение и сегодня, то увеличение количества больных ДЦП в XXI в. указывает на то, что возросло количество родовых травм и гипоксии в родах. Это, в свою очередь, явилось прямым следствием наступления «ЭРЫ РОДОСТИМУЛЯЦИИ». Родостимулирующие средства стали применять за рубежом с начала 50-х гг., а в России - с начала 60-х гг. И уже к концу 60-х началу 70-х гг. применение родостимулирующих средств в роддомах СССР стало поистине повсеместным и практически бесконтрольным!
Именно с этого времени и отмечается резкий рост количества детей с ДЦП. Если в 1964 г. больных ДЦП в нашей стране было в среднем 0,64 на 1000 детского населения, то уже в 1989 г. в некоторых республиках СССР - 8,9 на 1000 детского населения (данные проф. К.А. Семеновой).
Беременность и роды - генетически и эволюционно отточенный физиологический процесс, направленный на воспроизведение себе подобных. Во время родов происходят физиологические (то есть нормальные) процессы, находящиеся в тесном единстве: схватки подготавливают к родам матку, открывают шейку матки, то есть готовят родовой канал. Ребенок обычно (в норме) находится головой к родовому каналу и в тесном (биофизическом и биохимическом) содружестве с матерью готовится к рождению - голова подстраивается к родовому каналу по размерам за счет подвижного соединения костей черепа ребенка. Питание ребенка кислородом и питательными веществами происходит за счет организма матери (через плаценту и пуповину), поэтому любое ускорение родов может нарушить гармонию матери и ребенка в их общем процессе рождения.
Будучи физиологически самодостаточным, процесс деторождения в социальном аспекте уже на заре развития человечества потребовал участия в нем сородичей, которые, сопереживая, пытались оказать посильную помощь роженице. Первые элементы психологической и медицинской помощи впоследствии развились в научную дисциплину - акушерство.
Но «на современном этапе развития акушерства произошла подмена помощи в родах на агрессивное вмешательство акушеров в процесс родов» («Акушерская агрессия как причина снижения качества родовспоможения», проф. Радзинский В.Е. - по материалам VI Российского форума «Мать и дитя», Москва, 2004 г.).
Перечислим ставшие привычными, но потенциально опасные для ребенка акушерские вмешательства в ход естественных родов:
1) Прокалывают плодный пузырь с околоплодными водами раньше времени, и в результате голова ребенка при схватках получает ТРАВМУ от костей таза матери, так как наполненный пузырь работает определенное время как «амортизатор», пока голова ребенка готовится к прохождению родового пути (к подобным последствиям для ребенка может приводить широко применяемая эпизотомия).
2) Стимулируют схватки с помощью окситоцина и других утеротонических препаратов, провоцируя не только ТРАВМУ, но и ГИПОКСИЮ - нехватку кислорода и питания для ребенка (прежде всего для его головного мозга), т. к. во время схватки замедляется и прекращается кровообращение в плаценте из-за спазма спиральных артерий матки.
3) Синтезированный искусственный гормон окситоцин и синтетические аналоги простагландинов (ПГФ2а, ПГЕ2 -динопрост, динопростон и т.п.) и антипрогестогены (мифепристон и т.п.) «вызывают увеличение тонуса матки и ее сократимости, а также вызывают снижение притока крови к плаценте и плоду». Это подтверждается данными доплерометрии - «сосудистая резистентность (сопротивление току крови) в маточных артериях существенно повышается после применения этих препаратов» (Абрамченко В.В. «Простагландины и антигестагены в акушерстве и гинекологии». Петрозаводск, 2003).
ГИПОКСИЯ В РОДАХ приводит к повреждению эндотелия капилляров, нарушению ауторегуляции (саморегуляции) сосудов головного мозга; нарушается мозговой кровоток, понижается артериальное давление, повышается венозное давление. Все это может вызывать повреждения головного мозга: кровоизлияния, отек, ишемии, то есть то, что может закончиться для ребенка гипоксически-ишемической ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ с преимущественным поражением стволовых и подкорковых структур головного мозга - прежде всего, стволово-таламических (Пермяков Н.К. «Постреанимационная энцефалопатия», М.: Медицина, 1986 г.).
Почему? Потому что именно «эти отделы у плода наиболее развиты функционально и хорошо кровоснабжаются. А нейроны коры головного мозга еще не функционируют, кортикоспинальный и руброспинальный пути (пути, по которым идут сигналы на осуществление движений) еще не миелинизированы». Нейроны коры налаживают свои связи с подкоркой и спинным мозгом после рождения ребенка, в процессе развития и усложнения движений (Барашнев Ю.И. Перинатальная неврология, Москва, 2005).
Таким образом, ребенок получает повреждение головного мозга в результате искусственного вмешательства в естественный механизм родов. При этом не найти двух одинаковых по схожести неврологических нарушений больных с ДЦП, хоть и выделяют 4 основные клинические формы. Так же и с другими нарушениями развития нервной системы: нет двух одинаковых детей с СДВГ (Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности), аутизмом, задержками и нарушениями речи и др. Клинические проявления многообразны и зависят от характера и объема повреждения мозга.
Основу клинической картины ДЦП составляют двигательные расстройства - парезы, параличи, насильственные движения, нарушения мышечного тонуса и координации движений. Активируется патологическая тоническая рефлекторная активность, приводящая к повышению мышечного тонуса. Формируются патологические (неестественные) позы и патологические механизмы поддержания равновесия при стоянии и ходьбе, патологические двигательные стереотипы, а позже - контрактуры и деформации. Часто сохраняются глазодвигательные нарушения, нарушения жевания и глотания, расстройства артикуляции. Результатом гипоксии и травмы в родах могут быть нарушения зрения, слуха, задержка и нарушение развития речи, нарушения развития регулирующих функций вегетативных центров головного мозга, гидроцефалия, эпилептический синдром, синдромы минимальной мозговой дисфункции (ММД), синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нарушения и задержка психического развития, вплоть до проявлений синдрома аутизма.
В последние годы значительно выросло число домашних родов в сопровождении акушерок. По опубликованной статистике, каждые пятые роды в Москве - домашние. По нашим данным, у более чем 700 московских детей, родившихся на дому при сопровождении профессиональной акушерки, не применявшей каких-либо стимулирующих роды средств, амниоцентеза и приема так называемой «защиты промежности», не наблюдалось ни одного случая ДЦП, эписиндрома, гидроцефалии, синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. У всех детей физическое, психическое и речевое развитие соответствует возрастным нормам. Кроме того, ничтожно малое количество и малая степень разрывов у рожениц и ни одного послеродового кровотечения. Это еще раз подтверждает, что в естественных родах без стимуляции и агрессивного вмешательства рождаются нетравмированные дети. Прикладывание ребенка к груди матери сразу после рождения - лучший древнейший способ профилактики послеродового маточного кровотечения.
Использование в роддомах для вызывания родов и стимуляции схваток окситоцина, простагландинов, антипрогестагенов сокращает время течения родов, но небезопасно для здоровья ребенка. Это «усиливает болезненность схваток, повышает риск патологических маточных сокращений и частоту послеродовых кровотечений» (Абрамченко В.В. Простагландины и анти-гестагены в акушерстве и гинекологии, 2003). Среди своих знакомых и родственников я не смог найти ни одного примера естественных родов в роддоме, всем роженицам акушеры проводили какие-либо из перечисленных выше манипуляций, а у детей после таких роддомовских родов отмечались те или иные нарушения развития центральной нервной системы.
Для снижения заболеваемости ДЦП и других нарушений центральной нервной системы у детей необходимо обратить особое внимание на сложившуюся в стране практику родовспоможения.
К сожалению, акушеры в нашей стране (по словам проф. В. Радзинского) менять свое агрессивное родовспоможение не собираются и продолжают активно вмешиваться в Богом данный, эволюционно отточенный, генетически запрограммированный и у абсолютного большинства женщин самодостаточный процесс родов. В 60 % родов в роддомах используются утеротонические препараты (инъекции окситоцина, гели с простагландинами, наносимые на шейку матки и т.п.). И это только те случаи, которые зафиксированы в медицинских документах (историях родов). А вот статистика из книги неонатологов Шабалова и Пальчика «Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных» (Спб, 2001): «В 2001 г. в детских поликлиниках Петербурга неврологами выявлены нарушения развития нервной системы у 712 детей на каждую 1000 детей до одного года жизни».
Вывод: медицинские акушерские стандарты, по которым работают наши акушеры, неконкретны, нечетки и недостаточно учитывают возможность повреждения центральной нервной системы рождающегося ребенка от всех этих стимуляций. В итоге страдают дети: задержками речевого и двигательного развития - от «хождения на цыпочках» (за счет повышения тонуса в сгибателях стоп) до формирования ДЦП, а также нарушениями зрения и слуха, эпилептическими синдромами, гидроцефальным синдромом, синдромами дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Последний отмечается в разной степени выраженности у более чем 35 % современных школьников (данные шведских медиков); расстройствами вегетативной нервной системы в различных вариантах (или так называемый синдром вегетативно-висцеральной дисфункции); синдромами задержки психического развития вплоть до различных проявлений первазивных расстройств развития и аутизма (в статье Каган В.Е.«Эпидемия детского аутизма?» указано, что с 1966 по 2001 гг. распространенность детского аутизма выросла на 1300 % и достигает 6,2 на 1000 детей, причем у мальчиков в 4 раза больше, чем девочек) и пр.
Необходимо повысить ответственность акушеров за исход родов и состояние ребенка. Сегодня рождение ребенка с ДЦП никак не затрагивает акушера, принимавшего роды. Это происходит потому, что практически не применяются сразу после рождения ребенка такие точные методы диагностики, как магнито-резонансная и компьютерная томографии головного мозга, ультразвуковая доплерография; а двигательные нарушения у ребенка становятся явными в основном только к концу первого полугодия жизни и старше. Между тем, МРТ головного мозга ребенка можно делать по показаниям уже со второй половины беременности.
В связи с этим необходимо:
1) обсудить и признать на официальном уровне, что основной и главной причиной ДЦП является родовая травма и/или гипоксия в родах, происходящие при стимуляции родовой деятельности, сокращений матки;
2) не рекомендовать стимуляцию родов в широких масштабах, как опасную для здоровья ребенка;
3) показания к индукции (стимуляции) родов должны быть четко оформлены и зарегистрированы врачом-акушером;
4) обеспечить строгий учет средств, применяемых для стимуляции родовой деятельности;
5) в истории болезни необходимо четко обосновывать проведение амниоцентеза (искусственного прокола плодного пузыря), эпизотомии;
6) законодательно обязать врача-акушера ставить роженицу в известность о необходимости выбора между стимуляцией схваток матки при их нарушениях или проведении кесарева сечения. Расширить показания к кесареву сечению во избежание родовой травмы и гипоксии ребенка при нарушенной родовой деятельности у матери, роды которой наступили раньше срока, менее 37 недель беременности (срок, меньше которого обычно дети рождаются недоношенными по развитию). Для недоношенного ребенка любая стимуляция сокращений матки - это огромная вероятность родовой травмы и гипоксии в родах;
7) провести научные исследования препаратов (окситоцин, простогландины и др.) и методов стимулирующих и усиливающих сокращения матки в родах, с точки зрения нефизиологичности (ненормальности) воздействия на родовой процесс и опасности для здоровья рождающегося ребенка.
Провести также исследование катамнеза развития нервной системы у детей от естественных родов и родов, в ходе которых акушеры применили указанные выше вмешательства;
8) законодательно закрепить ответственность врачей-педиатров (неонатологов), которые не диагностируют повреждений головного мозга сразу после рождения ребенка, а следовательно, не проводят своевременного лечения и покрывают своей халатностью опасные для здоровья ребенка действия акушеров в родах.
Мнение специалистов
«Руководство по медицине. Диагностика и терапия» под ред. Р. Беркоу и Э. Флетчера. М.: Мир, 1997, том 2, с. 319, 776): «Фактор, стимулирующий начало родов, неизвестен. Возможно, эту роль выполняет содержащийся в крови окситоцин, секретируемый задней долей гипофиза, однако прямых доказательств этого НЕТ (!) Считается, что простогландин Е2 и/или ПГФ2а необходимы для нормальных родов, но какие факторы ответственны за начало родов - неизвестно».
«Клиническая фармакология» Д. Р. Лоуренс и Н. Бенитт. М.: Медицина, 1991, т. 2, с. 685): «Женщины с синдромом несахарного диабета и с отсутствием в организме вазопрессина (окситоцина) рожают совершенно обычно и здоровых детей (без введения окситоцина и простагландина схваточно-потужной период у них не нарушается)». Зато считается, что «окситоцин способствует выраженной желтухе новорожденных, которая может повредить их нервную систему».
В.В. Абрамченко в книге «Простагландины и антигестагены в акушерстве и гинекологии» (Петрозаводск.: ИнтелТек, 2003, с. 91.) делает очень важное предупреждение: «Антипрогестагены (мифепристон и др.), простагландины и (окситоцин) - их действие на плод остается неизвестным (неизученным), но пока любое вещество, вызывающее заметное увеличение тонуса матки и ее сократимости, а также ... снижение притока крови к плаценте и плоду, должно рассматриваться как потенциально вредное (опасное для здоровья рождающегося ребенка, для его центральной нервной системы)». В книге В.В. Абрамченко есть ссылка всего лишь на одну иностранную статью по ультразвуковому доплеровскому исследованию кровотока по маточным и плацентарным сосудам у рожениц до введения и во время действия окситоцина и мизопростола (ПГЕ1-простагландиновый препарат). И в результате этих исследований выявлено ухудшение маточно-плацентарного кровотока (журнал International Journal of Gynecology and Obstetrics, автор Lemancewicz, статья «Uterine and fetal Doppler flow changes after misoprostol and oxytocin therapy for induction of labor in post-term pregnancies", 1999 г.).
Подобных исследований в России нет совсем(!)
ОТ РЕДАКЦИИ: Данной публикацией мы открываем дискуссионный клуб журнала.
Как известно, существует несколько мнений о причинах возникновения ДЦП. Мы хотели бы услышать мнения специалистов, их взгляды на данную проблему, в частности, на затронутые в статье вопросы родовспоможения. Нам интересны мнения профессиональных медиков и по поводу возможностей профилактики и реабилитации людей, пораженных данным недугом. Даже если некоторые материалы будут спорными, они, несомненно, имеют право на существование. Так как именно при сопоставлении различных взглядов рождается истина.
Журнал "Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения", №1/2009.