Бандероль... или как Почта России обманывает своих клиентов
Девочки, выкладываю наше разбирательство с Почтой России. Искренне надеюсь, что очень кому-нибудь пригодится. Ибо надоело уже оплачивать полноценную посылку с объявленной ценностью Продавцу за 1 платье весом в 200 грамм. К слову бандероль от Москвы до меня обходится в 50-80 руб, а вышеуказанная посылка без упаковки почти в 180... Итак, далее ооооочень много букв, но всем заинтересованным читать внимательно и до конца...
Повествование моего мужа на одном из сайтов, переписывать не захотелось, да и само разбирательство было его инициативой, потому читаем (нецензуру пропускаем):
Часть 1
"Кто-то может сказать, что я начал качать права за какой-то стольник, так вот сразу отвечу: не в стольнике дело, а в принципе. Если вам говорят "нельзя", при этом ничем не подкрепляют этот устный запрет, а вы молча киваете, то это ваши проблемы, поэтому вы живете по тарифу "лох" и платите всем и столько, сколько скажут.
Периодически отправляю небольшие свертки через почту России. В основном это б/у детские вещи, которые готовы принять в дар или приобрести за символическую цену участницы пары интернет-сообществ, или что-то мелкое для автомобиля, например, крепления для брызговиков.
До этого понедельника как-то не задумывался о том каким видом почтового отправления оформляют мои вложения. Просто покупал в отделении пакет, заполнял адрес, платил по счету и получал чек с трек-кодом.
В понедельник же нужно было отправить небольшой пакет с пультом ДУ от кондея, у родителей сломался, и я выслал им новый. Вес менее 100 грамм, размер с маленький сотик. Как обычно купил пакетик, упаковал, подписал, милая девушка-оператор мне говорит:
- Ваше отправление, как письмо не проходит, давайте оформим бандеролью?
- Как будет угодно.
- Только бандероль это от 100 грамм, а у Вас 80. Ничего, что я округлю вес, а то программа не дает выбрать вид отправления? А если Вы отправите бендеролью с объявленной ценностью, тогда будет дешевле.
- Хорошо.
- С Вас 57 рублей с учетом пакета.
- Вот, пожалуйста.
Итого, отправление весом менее 100 грамм обошлось в 57 рублей, при этом оно было оформлено как бандероль с объявленной ценностью.
На следующий день мне нужно было отправить еще один пакет в тот же город и весом чуть более 100 грамм. Прихожу в то же отделение, там другой оператор. Дальше прошу упаковочный пакет, пишу адрес и:
- С Вас 167 рублей с учетом пакета.
- Это почему так?
- Ну, я Вам оформила, как посылку, поэтому так.
- Стоп. Это не посылка, а бандероль с объявленной ценностью в рубль.
- Нет, это посылка. Бандеролью можно отправлять только полиграфическую продукцию, печатные издания и рукописи.
- Что-то я Вам не верю. Это откуда такая информация?
- Правила такие.
- Покажите мне правила.
- Смотрите на сайте почты России.
Дальше начался цирк. Я попросил предоставить мне "Правила", на которые они устно ссылаются, где есть определение почтового отправления "Бандероль", где написано что можно и что нельзя отправлять бандеролью. С чего это вдруг бандеролью можно отправлять только бумажную продукцию, а вот если в открытку положить носовой платок, то это уже посылка? Прибежала заведующая почтовым отделением, долго препиралась со мной, после чего принесла "Правила оказания почтовых услуг" аж 1992 года:
- Вот, читайте!
- 1992 год? Они актуальные?
- Да!!!
Нахожу нужный раздел, читаю, что бандеролью можно отправлять вообще все, что угодно, главное чтобы вес и габариты соответствовали. Показал заведующей, она почему-то начала сразу переходить на личности, огрызаться и оскорблять. В конце-концов переоформили мое отправление на бандероль, заплатил я 67 рублей и удалился.
Сегодня пришлось снова идти на почту и отправлять пакет весом в 500 грамм: пара детских штанишек. В отделении снова новые операторы.
С тупым упорством идиота оператор, совершенно не воспринимая мои доводы, а также результаты вчерашней беседы с заведующей, настаивает на том, что это посылка, а не бандероль. Снова требую правила, на этот раз мне предоставляют выдержку из действующих правил "ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 апреля 2005 г. N 221 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ", а именно распечатку пункта 14 раздела 1 "общие положения", где речь ведется о правилах пересылки письменной корреспонденции. В этом пункте присутствует упоминание допустимых вложений для бандероли, действительно написано "малоценные печатные издания, рукописи, фотографии". Но это правила для отправки письменной корреспонденции, т.е. если вы отправляете макулатуру, то в зависимости от веса и габаритов такое вложение можно отправить: открыткой, письмом, бандеролью, секограммой. Пытаюсь указать на пункт 2 этого же раздела, где написано ""бандероль" - почтовое отправление с печатными изданиями, деловыми бумагами и другими предметами, вложение, размеры, вес и способ упаковки которого установлены операторами почтовой связи в соответствии с настоящими Правилами;". Далее тупое упорство оператора дополнилось хамством, отказом в приеме отправления, отказом в предоставлении жалобной книги, отказом в вызове заведующей. Плюнул на них, и так как до закрытия отделения оставалось 10 минут, предпочел просто уйти. Завтра заеду в территориальное управление почты, нарисую жалобу, заодно и отправлю, как положено.
Перед тем, как написать этот пост, я позвонил в службу контроля качества почты России (8-800-2005-888). Звонил раза три, каждый раз новый оператор, каждый раз один и тот же вопрос: правила отправки бандеролью. Все три оператора:
1. Зачитывают выдержку из пункта 14 раздела 1 "Правил", т.е. вводят в заблуждение клиентов почты России;
2. Пытаются зачитать выдержку пункта 15 раздела 1 "Правил", а это вообще про международные отправления;
3. Пытаются развести на отправку бандероли первого класса, а это ощутимо дороже бандероли обычной или с объявленной ценностью;
4. Отсылают на сайт почты России, мотивируя тем, что там размещены правила. Это равносильно надписи на заборе. При этом ни одного упоминания законодательных актов;
5. Проявляют вопиющую некомпетентность.
Таким образом, почта России ежедневно наебывает сотни тысяч Россиян, которые пришли на почту дабы отправить небольшой пакет, причем размера наебалова колеблется от ста рублей и выше. Требуйте оформления почтового отправления в соответствии с размерами и весом, а не молча оплачивайте отправку посылкой. Кстати, посылка - это коммерческая услуга, а бандероль - нет."
Пишу следующее письмо:
Объясню почему.
Визит клиента в почтовое отделение 430034 г. Саранска заключался в отправке небольшого объема некоторых предметов при помощи услуг ФГУП «Почта России». Общий вес составил примерно 200 грамм, размеры упаковки вполне удовлетворяли требованиям для почтового отправления вида "Бандероль":
Вес вложения до двух килограмм, сумма длины, ширины и толщины упаковки не превышала 0.9 метра, величина наибольшего из измерений не превышала 0.6 метра.
Сотрудники данного отделения в категоричной форме отказались оформить данное вложение, как бандероль, следовательно, и тарифицировать услуги по тарифам для бандероли, мотивируя тем, что вложение не соответствует неким правилам. В соответствие со статьей 19 "Права пользователей услуг почтовой связи" Федерального Закона о почтовой связи (далее Закон) клиент попросил предоставить Правила, ссылаясь на которые, сотрудники почтового отделения отказываются оформлять данное почтовое отправление, как бандероль. Сотрудниками была предоставлена выдержка из Постановления Правительства РФ от 15.04.2005 №221 «Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи» (далее Правила), а именно таблица из пункта 14 раздела 1 «Общие положения», при этом сотрудники почтового отделения утверждали, что допустимыми вложением для почтового отправления типа «Бандероль» являются исключительно печатные издания, рукописи и фотографии. Также было заявлено, что если вложение содержит любой иной предмет, который нельзя расценить, как печатное издание, рукопись или фотографию, то такое вложение возможно отправить только посылкой. Полный текст Правил предоставлен не был. За дополнительными разъяснениями клиенту рекомендовали обратиться на интернет-сайт ФГУП почта России http://www.russianpost.ru/
Указанный интернет-сайт не является официальным источником информации, следовательно, рекомендация клиенту к посещению данного ресурса является ничтожной.
Таким образом, сотрудники почтового отделения 430034 г. Саранска определяют тариф для почтового отправления по содержимому почтового вложения, что не предусмотрено ни Правилами, ни прописано в Законе о почтовой связи.
Хочу отметить, что содержимое почтового вложения предъявляется сотрудникам почтового отделения только в двух случаях (Пункт 21 Раздел II «Прием почтовых отправлений и почтовых переводов»):
21. Почтовые отправления принимаются в открытом виде в следующих случаях:
а) при их пересылке с описью вложения;
б) при возникновении предположения о наличии в почтовом отправлении запрещенных к пересылке предметов или веществ.
Иных упоминаний о досмотре вложения нет. Это, во-первых. Во-вторых, если сотрудник почты мотивирует досмотр вложения подпунктом «б», то на это должны быть веские основания, а не личное желание сотрудника почтового отделения. В третьих, нигде в Правилах и в самом Законе нет упоминания о том, что сотрудник почтового отделения должен, обязан и имеет право определять тариф для почтового отправления исходя из состава вложения.
В ответе №37.1.10-4/11 от 06.09.2013 приведена выдержка из Правил, а именно пункта 2 раздела I «Общие положения»:
"бандероль" - почтовое отправление с печатными изданиями, деловыми бумагами и другими предметами, вложение, размеры, вес и способ упаковки которого установлены операторами почтовой связи в соответствии с настоящими Правилами;
В данном пункте указано, что бандероль может иметь в качестве вложения «другие предметы», при этом никак не регламентируется определение «другие предметы». Следовательно, бандеролью можно отправлять любые предметы, не являющиеся при этом печатными изданиями, рукописями, фотографиями, при условии соблюдения размеров и веса почтового отправления. Иначе докажите обратное.
Как уже было изложено выше - содержимое вложения не является фактором, определяющим выбор тарифа.
Доказательством данного утверждения служит Решение Верховного Суда РФ от 11.03.2011 № ГКПИ11-151:
«… Правила оказания услуг почтовой связи регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.
В пункте 2 Правил даны основные понятия, которые применяются в Правилах оказания услуг почтовой связи. Так, бандероль - это почтовое отправление с печатными изданиями, деловыми бумагами и другими предметами, вложение, размеры, вес и способ упаковки которого установлены операторами почтовой связи в соответствии с данными Правилами.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О почтовой связи" в почтовых отправлениях, пересылаемых в пределах Российской Федерации, запрещены к пересылке: скоропортящиеся продукты питания; предметы и вещества, которые по своему характеру или упаковке могут представлять опасность для почтовых работников, загрязнять или портить (повреждать) другие почтовые отправления и почтовое оборудование.
Понятие бандероли как одного из видов почтового отправления соответствует требованиям Федерального закона "О почтовой связи", который к почтовым отправлениям относит письменную корреспонденцию, включающую простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы, бандероли и мелкие пакеты, посылки, прямые почтовые контейнеры (статья 2). Оспариваемая норма Правил не содержит запрета на отправление бандеролей с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, продуктами питания осужденным к лишению свободы, поэтому доводы Р. о том, что подзаконным нормативным актом ограничиваются его права, являются несостоятельными…»
С полным текстом данного Решения можно ознакомиться в открытых интернет-источниках, периодических изданиях или специализированных справочниках правовой информации, например, КонсультантПлюс.
Таким образом, действия сотрудников почтового отделения 430034 г. Саранска, выраженные в навязывании условий договора оказания услуг, ущемляющих права клиента, принуждении к заключению договора оказания услуг по тарифу, не соответствующему виду почтового отправления, являются неправомерными.
Требую провести повторную проверку по данному факту нарушения должностных обязанностей сотрудниками почтового отделения 430034 г. Саранска.
О результатах проверки прошу информировать посредством электронного сообщения на адрес: ***@gmail.com
Оставляю за собой право обращения с заявлениями о проверке качества оказываемых услуг в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по республике Мордовия и Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Подпись.
Дата.
1.
Благодарю Вас за ответ №37.1.2-137 от 16.09.2013 на мое обращение №374138 от 10.09.2013. Прошу уточнить некоторые моменты, изложенные в моем обращении №374138, которые были оставлены без внимания.
В очередной раз Вы апеллируете к содержимому вложения, при этом совершенно верно указываете, что на основании пункта 20 Правил почтовое отправление передается оператору в закрытой упаковке. Если Вы вновь будете приводить в качестве своих аргументов пункт 14 Правил, то прошу пояснить: каким образом оператор должен определить содержимое отправления, находящееся в закрытой и непроницаемой упаковке, размеры и вес которой полностью соответствуют допустимым размера и весу, установленным для бандероли?
Пример: клиент передает оператору почтового отделения для отправки внутри России два внешне совершенно одинаковых отправления, упакованные в фирменные непроницаемые пакеты ФГУП Почта России, приобретенные в почтовом отделении, которые имеют размер, полностью удовлетворяющий допустимому размеру бандероли, вес каждого из отправлений составляет, например, 100 грамм. При этом клиент, самостоятельно определяет оценочную стоимость вложения каждого отправления в 1 рубль (Статья 19 Закона о почтовой связи). На основании чего оператор будет тарифицировать данные отправления? Что именно послужит определяющим фактором для тарификации данных отправлений, как посылки, а не бандероли с объявленной ценностью? Содержимое? Позвольте в очередной раз не согласиться.
В ответе №37.1.2-137 Вы ссылаетесь на пункт 13 Правил «оператор почтовой связи, каковым является ФГУП «Почта России», самостоятельно устанавливает виды и категории почтовых отправлений». Пункт 13 гласит: «Операторы почтовой связи при оказании услуг почтовой связи (кроме универсальных услуг почтовой связи) вправе устанавливать другие виды и категории внутренних почтовых отправлений для пересылки по своей сети почтовой связи, а также предельные размеры, вес и допустимое вложение указанных почтовых отправлений». Бандероль, отправляемая в пределах России, относится к универсальным услугам почтовой связи на основании пункта 3 Правил.
В ответе Вы приводите ссылки на пункты 13 и 14 Постановления №221 от 15.04.2005 г. «Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи», далее Правила, но при этом игнорируете пункт 2 Правил:
"бандероль" - почтовое отправление с печатными изданиями, деловыми бумагами и другими предметами, вложение, размеры, вес и способ упаковки которого установлены операторами почтовой связи в соответствии с настоящими Правилами;
Пункт 2 Правил нельзя не принимать во внимание, либо признать частично недействующим, т.к. существует Решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 марта 2011 г. по делу № ГКПИ11-151, где указано: «…Оспариваемая норма Правил (прим.: речь идет о статье 2 Правил) не содержит запрета на отправление бандеролей с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, продуктами питания…». Т.е. Верховный Суд РФ считает возможным и законным отправку лекарственных средств, предметов медицинского назначения, продуктов питания бандеролью, т.е. допускает в качестве вложений другие предметы, а не только малоценные печатные издания, рукописи и фотографии. При этом нет упоминания о том, что для отправки других предметов, следует выбрать вид отправления «Бандероль 1 класса», или тарифицировать отправление, как посылку.
Вернемся к примеру, описанному выше. Сотрудник почтового отделения, руководствуясь только пунктом 14 Правил и игнорируя пункт 2, не имея представления о существовании Решения Верховного Суда РФ, определяет вид и тариф почтового отправления, как «посылка с объявленной ценностью», либо предлагает воспользоваться услугой «Отправление 1 класса». Обращаю внимание на то, что пакеты запечатаны и не подлежат досмотру, а клиент имеет полное право не верить в экстрасенсорные способности сотрудников почтового отделения. Клиент, руководствуясь статьей 22 Закона о почтовой связи, как честный и законопослушный гражданин Российской Федерации берет на себя обязательства за отсутствие во вложении запрещенных к пересылке предметов и веществ. На основании пункта 2 Правил Клиент допускает наличиедругих предметов в отправлении вида «бандероль», что соответствует пункту 2 Правил и подтверждается Решением Верховного Суда РФ. Тем не менее, сотрудник почтового отделения отказывается оформить почтовое отправление, как бандероль с объявленной ценностью, ссылаясь на пункт 14 Правил.
Почему сотрудники и руководитель почтового отделения 430034, заместитель начальника Саранского почтамта Н.И. Саютинская и Вы - заместитель директора филиала ФГУП Почта России УФПС республики Мордовия Н.Н. Ильин, принимаете во внимание только пункт 14 Правил и делаете акцент именно на составе вложения? Также прошу пояснить где в пункте 14 указано каким образом можно отправить другие предметы, которые можно отправить бандеролью согласно пункту 2 Правил, или почему этот пункт отсутствует.
Уверен, что Вы, как грамотный руководитель, заключивший трудовой контракт с ФГУП почта России, осведомлены о том, что взаимоотношения пользователей услуг почтовой связи и сотрудников ФГУП Почта России регулируются действующим законодательством (Статья 4 Закона о почтовой связи):
Отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом "О связи", настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий…
…Порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти…
Права пользователей услуг почтовой связи защищаются Федеральным законом о почтовой связи, Федеральным законом «О связи», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (Статья 19 Закона о почтовой связи).
Допустим, что один пакет из примера, указанного выше, содержит пачку фотографий; другой - блокнот, ручку и ластик. Форма, вес и размеры упаковки полностью идентичны. Ни один из предметов не входит в перечень запрещенных к пересылке предметов и веществ. Если следовать рассуждениям представителей ФГУП Почта России, то первое отправление может быть отправлено бандеролью и тарифицировано соответствующим образом, а для отправки второго Клиенту необходимо воспользоваться коммерческой услугой, т.к. ручка и ластик являются товарными вложениями. Именно так и никак иначе, т.е. в категоричной форме, о чем и было заявлено Клиенту. Следовательно, цена за услугу по отправке для первого почтового отправления и второго будут заметно различаться. На вполне логичный вопрос Клиента: «Почему?» будет дана ссылка на пункт 14 Правил, и сделан акцент на содержимое. А это не что иное, как введение в заблуждение Клиента, т.к.:
1. Клиент не обязан предъявлять содержимое к досмотру, и передает оператору уже упакованное отправление (пункт 20 Правил);
2. Оператор обязан руководствоваться Правилами в полном объеме, а не приводить в качестве аргументов только один пункт.
Если Клиент решил отправить пачку аспирина, весом в 30 грамм; или пульт дистанционного управления, весом в 100 грамм; или банку «Рижские шпроты классические в масле», весом 190 грамм и изготовленную в соответствии с ГОСТ-ом; или набор салфеток; или любой другой предмет или предметы, которые не запрещены к пересылке почтой, вес упаковки не будет превышать 2 кг, а размеры упаковки будут в допустимых пределах, определенных Правилами для бандероли, то каким образом будет оформлено данное отправление? Это тоже исключительно коммерческая услуга? Нет, т.к. это не противоречит Правилам (пункт 2), есть Решение Верховного Суда (см. выше), и существует пункт 20 Правил.
Кстати, книга, вполне, соответствует определению «Товарное вложение», т.к. является товаром книжного магазина. Ручку и ластик можно отнести к печатной продукции, т.к. термин «печатная продукция» можно отнести ко многим видам товаров, которые изготавливаются с помощью штампов и прессов, а рукопись может быть написана на пергаменте или ткани. Это к вопросу о терминах.
Хочу отметить, что в других почтовых отделениях не возникает подобных неприятных моментов, связанных с отправкой бандеролей. Под определение «бандероль» вполне свободно подходит и коробка с обувью, если ее размеры и вес удовлетворяют Правилам.
Тарифы для универсальных услуг, включая отправку бандероли, регулируются государством, точнее - Федеральной службой по тарифам (ФСТ России). В то же время пересылка посылок - это коммерческая услуга ФГУП Почта России, тариф на которую устанавливается самостоятельно предприятием. Логично предположить, что ФГУП Почта России, как любому предприятию, действующему в условиях рыночной экономики, выгоднее тарифицировать отправления по собственным расценкам и получать при этом прибыль. О том, что тарифы, установленные ФТС России, убыточные, т.к. не покрывают фактических затрат на оказание универсальных услуг почтовой связи, говорится на сайте ФГУП Почта России, в разделе «Часто задаваемые вопросы».
Клиент в своих действиях не нарушил ни одного законодательного акта и правомерно требует от оператора почтовой связи соблюдения нормативных и правовых актов при оказании услуг. Оператор допускает нарушение, оправдывая свои действия пунктом 14, при этом игнорируя пункт 2 Правил. Как следствие, происходит умышленное навязывание коммерческих услуг и введение Клиента в заблуждение, что недопустимо. Задача оператора заключается в качественном оказании услуги с полным соблюдением правовых и нормативных актов.
На основании вышеизложенного прошу:
1. Признать действия сотрудников почтового отделения 430034 г. Саранска, выраженные в категоричном отказе предоставления универсальной услуги и навязывании коммерческих услуг, неправомерными;
2. Разъяснить сотрудникам почтового отделения 430034 правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные постановлением Правительства РФ №221 от 15.04.2005, в полном объеме, а не только пункт 14.
Во вложении ответы на обращения:
№37.1.2-137 от 16.09.2013
№37.1.10-4 от 06.09.2013
- У них новая заведующая;
- Женщина, которая больше и громче всех "бросалась на амбразуру" в первом акте - уволена за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. (довольно вредная статья трудового кодекса, особенно перед пенсией);
- Мое отправление приняли без каких либо вопросов, оформили бандеролью и тарифицировали должным образом.
Вроде все. Справедливость восторжествовала.
Большое спасибо всем, кто отметился в первой части повествования - Ваши идеи и сообщения мне очень пригодились.
И финальный ответ почты России: