Дошкольная подготовка. Часть 1. Вступление.
Я дарю тебе свою любовьТема «Подготовка к школе» будет актуальна во все времена, пока на земле существуют дети и соответственно школы.
В своё время я перечитала массу различных статей и книг о том, как подготовить ребенка к школе. Все это конечно хорошо, но теория никогда не бывает лучше практики.
Поэтому я решила поделиться своим опытом о том, как мы готовились к школе.
Опыт, как известно это всегда положительные стороны и отрицательные. Расскажу обо всем.
Началось все почти 8 лет назад, когда моя дочь Алиса только-только появилась на свет. И уже тогда я была уверенна, что прежде всего в ребенке надо развивать интеллект. Ибо это на мой взгляд основа всех основ. А вот как это сделать правильно я на тот момент не знала.
Поэтому читала-читала-читала… И из всего прочитанного делала выводы. Что-то применяла на практике, что-то сразу отбрасывала, потому что понимала - такое применять к детям нельзя.
Очень важный момент - ошибка современных родителей, то что многие считают, что если это написано в книге, то значит это правильно. В корне неверное мнение. Вспомним хотя бы того же Спока, который нарекомендовал такого, что нам до сих пор аукается.
Поэтому читаем, анализируем, делаем выводы, и только потом пробуем на практике.
Моя статья тоже возможно подойдет не каждому, ведь я исходила из особенностей своего собственного ребенка. Я наблюдала, я искала, то что для нее будет лучше. Поэтому не стоит полностью полагаться на виденье автора. Всегда помним, что дети индивидуальны, и только маме виднее, как будет лучше ее ребенку.
В своё время меня очень пугали посты и статьи мам школьников, в которых они описывали все сложности школьной жизни. Как сидят за уроками вместе со своими детьми по 3-4 часа, (и это в первом классе!), как с нетерпением ждут каникул, чтобы наконец отдохнуть от вечной нервотрепки.
Читала я все это и с одной стороны очень боялась, а с другой мне было сильно любопытно, что это за зверь такой "школа"? Ведь я сама то, всего каких-то 10 лет назад ее закончила и что-то не припоминаю особого ужаса, про который сейчас пишут все кому не лень.
Можно конечно сказать, что время было другое, и ЕГЭ мы тогда не сдавали. Но кто сказал, что было легче?
Я что-то ни припоминаю ни одного случая, когда у нас кому-то в первом классе нанимали репетитора, а сейчас это обычная практика. Не можешь правильно писать крючочки - дуй на доп.занятия.
По моему это уже перебор.
И сейчас самое время обвинить меня в том, что у меня есть куча свободного времени и я могу позволить себе сидеть с ребенком дома и выписывать эти самые крючочки, учить буквы, прививать любовь к чтению и знаниям и т.д.
Да могу, но это не потому что я в свое время училась в педагогическом институте и имею какие-то особые навыки, и не потому что у меня есть сверхспособности, и уж точно не потому что у меня имеется куча свободного времени и совершенно не чем больше заняться, а потому что мой ребенок для меня всегда в приоритете. И моя задача всегда помогать своему ребенку, особенно на начальном этапе.
Благодаря правильно заданному темпу, моё влияние на развитие ребенка было минимальным. Всего она добилась сама. Я лишь помогала.
А теперь я расскажу нашу историю подготовки к школе. О том, как мы смогли привить Алисе любовь к чтению, творчеству и знаниям.Уже в первый месяц Алисы я решила ее развивать. А то как же по другому, ведь отовсюду кричат, что после трёх то уже поздно. Надо не упустить момент.
Закупившись карточками Домана мы с мужем каждую свободную минуту показывали Алисе слова. Даже вели дневник этих самых слов, которые она уже "выучила" и которые ей только предстояло "учить".
Карточек в комплекте было несколько тысяч, так что со всей вероятностью мы бы учили их до сих пор, если бы у меня хватило терпения довести все до конца))
Как оказалось терпения у меня не хватило, и поэтому промучившись с карточками пару месяцев мы забросили их на совсем. Тем более, что обычно к пятому слову, которое мы показывали, Алиса умудрялась благополучно заснуть.
Оказывается у меня даже фотографии остались) Ну конечно же я не смогла тогда не сфотографировать то с чем мы якобы так тщательно занимались)) В действительности эти карточки очень хорошо годились для того чтобы их мять и грызть. Ну очень удобный формат)
Я уже было смирилась, что мой ребенок так и не научится читать к двум с половиной годам, как было заявлено в методичке, но тут мне на глаза попались кубики Зайцева.
Алиса к тому времени уже уверенно сидела и кубики оказались очень кстати)
Повсюду были развешаны плакаты со слогами. Кубики доставались, мы проводили с ними систематические занятия, но больше Алисе нравилось рушить башни, которые из этих кубиков ей строил папа.
Кубики были потрясающе громкие и от этого ей было очень весело. Но читать она по ним так и не научилась.
А здесь даже по фото видно, что разломанный телефон ей гораздо интересней красивой башни из кубиков) Вот и пойми потом этих детей) Стараешься, покупаешь им самые лучшие игрушки, а они играются с мусором)
Тут кстати, снова можно ко мне придраться и обвинить в том, что вот если бы я довела задуманное до конца и пару лет все-таки попоказывала Алисе карточки со словами и построила слова из кубиков, то возможно она все таки зачитала бы в три года, а не в четыре!
Но я, как оказалось, ещё та мать-ехидна)) И поэтому бросила все эти занятия не доведя хоть до какого-нибудь результата.
А все потому что я в один прекрасный момент наконец таки поняла, что надо определиться чего я хочу - чтобы моя дочь к 3м годам, могла повторять, что ей скажут как попугай, или заученно угадывать, что написано на карточках/кубиках, или я все же хочу привить ей любовь к самому прекрасному умению на свете - к чтению?
И я выбрала второе.
Больше никаких занятий у нас не было. Я не водила Алису ни в какие развивающие центры, не заставляла ее насильно заниматься.
У нас все получалось как то естественно.
Я понимала, что сейчас в период становления личности, самое главное не устанавливать границы, не ставить рамки, все должно идти своим чередом.
Уже тогда я закопала все свои материнские амбиции поглубже. Мне не нужно было никому ничего доказывать.
Я спокойно относилась к тому, что мой ребенок заговорил в 2,5 года, хотя многие узнав, что Алиса еще не говорит, считали своим долгом сказать мне - да ты что? А у нас уже в 1,9 болтал без умолку!
Да и вообще, людям надо было о чем-то посудачить. Узнавая о том, что я не собираюсь отдавать ее в сад и это мое добровольное решение, а не вынужденная ситуация, практически все мне авторитетно заявляли, что Алисе потом будет очень трудно в коллективе, она не сможет дружить, будет забитой и пугливой, ну и много другое в том же духе.
Никто не учитывал лишь одной маленькой детали. Дело в том, что люди изначально делятся на две категории интровертов и экстравертов. И если ребенок интроверт, то даже если он с рождения начнет ходить в детский сад, то активней и раскрепощенней он этого не станет. А если экстраверт, то он даже просидев семь лет без сада, все равно будет тянуться к людям, и в первые же 3 дня абсолютно спокойно впишется в коллектив.
Мы с Алисой тому примеры. Я типичный интроверт, ходивший в сад. Сидела там на скамеечке, крайне редко подпуская к себе других детей. В саду больше всего общалась со взрослыми, потому что с детьми мне было не интересно.
Алиса напротив экстраверт, до 3х лет была дикой маминой девочкой, а после могла с легкостью заводить знакомства в самых неожиданных местах)))
В школу пошла так будто-бы ходит туда уже не первый год. С детьми нашла общий язык моментально, тогда как я (познавшая все "прелести" сада), в школе, среди детей долгое время чувствовала себя очень не уютно. Вплоть до перехода в 5й класс.
Поэтому никаких "полезных" советов я не слушала, а действовала исключительно по материнскому наитию.
Ну зачем мне было кому-то что-то доказывать? У нас было другое развитие, отличавшееся от современных норм.
Я не заставляла Алису любить книги. Они просто у нас были. И до 2,5 лет особого интереса у нее не вызывали. Она могла подойти, полистать, посмотреть картинки, за редким исключением просила ей почитать.
Любовь к книгам появилась после того, как мы в один день полностью исключили мультики. Совсем и безвозвратно. И вот в эти первые полгода без мультиков и произошли самые главные изменения.
А так как ни телевизора, ни самого собой телевидения у нас не было, то так получилось, что Алиса не смотрела вообще ничего.
Не знаю повлиял ли отказ мультиков, или так совпало, но через неделю Алиса стала говорить. А уже через месяц болтала без умолку.
И вот тогда у нее проснулся интерес к книгам. Ближе к трем годам она стала просить читать ей все подряд. И мы читали. Каждую свободную минуту.
О том как как мы прививали любовь к чтению я более подробно описывала здесь.
Я сделала первый вывод - чем меньше «легкой» информации, т.е. мультфильмов и других развлекательных программ, где не нужно думать, тем быстрее просыпается интерес к познанию.
Уже доказано, что у современных детей постепенно атрофируются ассоциативные зоны мозга, которые отвечают за такие важнейшие функции как мышление, память, речь.
И это не удивительно, ведь если не развивать свой мозг, он просто отключит бездействующие части.
И как бы нам не хотелось верить в то, что развивающие мультики - это только на пользу и только на благо ребенка - это не так.
Но это уже другая тема. Вернемся к дошкольной подготовке.
Первыми любимыми книгами Алисы - стали энциклопедии.
Потому что они были самыми яркими, с множеством различных красивых картинок и массой информации, которую я ей зачитывала в слух.
Дальше были книжки на логику.
И я учитывая ее интересы покупала самые различные книжки по развитию мышления.
Эти книги предназначены для самого младшего возраста. И чем раньше вы начнете учить ребенка таким понятиям как большой - маленький, длинный - короткий, толстый - тонкий и т.д., тем быстрее будет развиваться его мозг.
Не стоит ждать от него результатов и насильно заучивать те или иные картинки. Совершенно не важно запомнит ли он в полтора года где коричневый, а где зеленый. Главное то, что показывая такие книжки с года, в три он сможет абсолютно спокойно рассказать это. И уже можно будет двигаться дальше.
Не стоит смотреть на возраст указанный на книгах. Мне иногда и вовсе кажется, что те кто пишет эти возрастные критерии совершенно не понимают, что и в каком возрасте должен изучать ребенок.
Можно конечно притормозить и выучить все эти понятия и в 5тилетнем возрасте, но по моему в 5 лет ребенку будут гораздо нужнее другие знания.
Не заставляйте детей деградировать, не упрощайте, не мешайте, не ломайте.
Если ребенок в пять лет тянется к Жюль Верну или Кассилю, не подсовывайте ему "Колобка" или "Буратино", даже если считайте, что это ближе к его возрасту.
Дети намного способней и умнее взрослых, но взрослым так трудно в это поверить.
Я тоже не сразу это осознала. Просто однажды, Алиса отказалась собирать макси пазлы. Ей было почти 3, и она очень любила их собирать. А потом как-то в магазине попросила купить ей обычные маленькие пазлы 54 штуки. Мы купили, положили их в ящик, и я сразу про них забыла, потому что была уверенна, что ей до них расти еще как минимум год.
Каково было моё удивление, когда я увидела на следующий день, как Алиса самостоятельно собрала всю картинку.
"Как же так? - подумала я. Ведь на коробке черным по белому написано 6+, а нам еще не было и трех. И вот тогда в моей голове и закрались те самые подозрения, о том, что люди которые пишут возрастные ограничения на игрушках и книжках, видимо с детьми никогда не общались.
На дверях в детскую мы повесили красивый плакат с алфавитом. Большие яркие печатные буквы просто не могли оставить Алису равнодушной. И каждый раз проходя мимо она просила кого-нибудь из нас назвать понравившуюся букву.
К 3м годам вот таким ненавязчивым образом она выучила все буквы алфавита. У меня не было цели научить ее буквам, я просто дала ей возможность самой это сделать.
Никакие методики, никакие дорогие пособия, просто кусок картона с буквами за 35 рублей из ближайшего канцелярского магазина и мой ответ на ее просьбу назвать какая это буква.
Читать Алиса тоже научилась самостоятельно. Я использовала один известный прием - мы заканчивали читать всегда на самом интересном месте.
Нет, от этого она быстрее читать не научилась, но интерес к книгам возрос. Когда я говорила - "Всё. Теперь мне надо поработать/помыть посуду и т.п., а остальное мы дочитаем позже", - заинтригованная сюжетом Алиса так просто не готова была расстаться с книгой. Она сидела и продолжала листать страницы и смотреть картинки. А я предлагала ей найти в словах знакомые буквы.
В четыре года мы стали заниматься с ней по букварю Жуковой. Полноценными занятиями это конечно назвать сложно, просто сидели и учились читать слоги. Это было далеко не каждый день и не сильно часто. Просто время от времени Алиса притаскивала букварь и просила почитать вместе с ней.
Иногда она расстраивалась, что у нее не получается читать, захлопывала букварь и откладывала его. Тогда мы подбадривали и говорили ей, что ещё ни один человек не научился читать с первого раза. Это не возможно, но у нее обязательно получится.
Напомню, что у меня не было цели научить ее читать, выдрессировать, заставить. Я хотела, чтобы она ЛЮБИЛА чтение.
И вот в один прекрасный день, когда ей было четыре и десять, она пришла к нам с книжкой "Репка" и по слогам прочитала всю сказку.
Сказать, что мы были ошеломлены - ничего не сказать. Ещё вчера ребенок расстраивался от того, что у нее не получалось складывать слоги, а уже сегодня прекрасно читает.
С того дня Алиса все больше стала читать самостоятельно. Она читала вслух. Постоянно. Для того, чтобы у нее не пропало желание читать я первое время просила ей почитать мне, и она с удовольствием выполняла мою просьбу.
Мультики на тот момент уже давно отошли на второй план. До пяти лет она смотрела их дозировано, не больше 30 минут в день. 15 минут днем и 15 минут "Спокойной ночи, малыши" вечером.
Сейчас я с большой уверенностью могу сказать, что мультики ребенку не нужны. Разве что в виде поощрения, отдыха, неожиданного сюрприза.
Можно спорить со мной сколько угодно, что мультики развивают, мультики учат, мультики помогают - возможно, но в очень дозированной мере. Это как с мороженым. Несмотря на то что оно вкусное и так нравится детям, вы же не будете давать его в неограниченном количестве. Тогда ребенок попросту откажется есть другую полезную пищу, а в конце концов заболеет.
Точно так же и с мультиками, если их слишком много в жизни ребенка, если они не правильно подобраны (сейчас практически все современные мультфильмы нарисованы очень ярко, включают в себя быструю динамичную музыку, что при постоянном просмотре очень сильно влияет на нервную систему и восприятие ребенка), то ребенок не будет интересоваться ничем.
Зачем? Ведь есть же зомбирующие мультфильмы, где только и требуется что смотреть в телевизор и больше ничего не делать. Мозг привыкнет и больше не захочет работать, а если его заставить, то он будет делать это через силу и без желания, тогда ни о каких положительных результатах не может быть и речи.
Поэтому первое, что надо сделать родителям - это создать культуру мультфильмов. Для этого следует отобрать самые лучшие и красивые на ваш взгляд мультфильмы и показывать их своему ребенку по 15-20 минут в день.
Тогда мультфильм будет только на пользу. К тому же в таком случае мультфильм станет отличным мотиватором. Так например с помощью мультиков можно контролировать капризность ребенка. Если он вредничает, не слушается, не хочет собирать за собой игрушки, то вместо криков и угроз, вам достаточно будет просто спокойно сказать - в таком случае, раз ты так себя ведешь и не хочешь меня услышать - мультиков сегодня не будет.
Ребенок должен усвоить - что мультфильм это поощрение, это приз, это долгожданный момент. Вот тогда мультфильм будет на пользу.
Кому то может показаться, что это нереально, что в таком случае ребенок будет постоянно вас отвлекать, мешать, требовать внимания - будет. На то он и ребенок. Но не стоит опускать руки. Уже в возрасте 3х лет ребенок умеет самостоятельно себя развлекать. Не надолго, возможно с небольшим ущербом имущества, но это все же намного лучше зомбирования мультиками. В 4 года ребенок абсолютно спокойно может оставаться наедине с собой и погружаться в книгу. Алиса в этом возрасте часами рассматривала иллюстрации, рисовала свои собственные картины. Занималась различными опытами путем раскрашивания в ванной мокрой ваты и т.д.
Дайте детям больше свободы и они будут вам благодарны. Не навязывайте искусственные псевдо-развивающие мультики, дорогущие игрушки, центры раннего развития. Самое лучше развитие - это природа.
Моторика, сенсорика, координация - трогаем камушки, гладим шершавый ствол дерева, собираем желуди. Опускаем ладошки в кастрюлю с рисом или гречкой. Пересыпаем песок. Ловим божьих коровок и смотрим как они ползут по руке.
Все это подвластно любому родителю. Не надо усложнять и заморачиваться, не надо тратить много денег, для того, чтобы доказать самому себе, что ты для своего ребенка сделал все.
Для ребенка дороже всего не дорогостоящие игрушки и вещи, а мама, которая всегда найдет для него время.
Подводя итоги первой части моей статьи хочу сказать - на начальном этапе развития мы должны дать детям больше свободы. Запомнить, что до 5ти лет самое главное у ребенка - это познавательный процесс. Это нам взрослым уже хорошо известно, как ножницы отрезают волосы - а им нет. Это нам понятно, что будет если смыть в унитаз сотовый телефон - а им нет.
А чтобы такое случалось как можно реже - научите его заниматься чем-нибудь полезным, благо в наше время такой информации в интернете предостаточно.
Ведь это только для нас коробка из под яиц всего лишь коробка из под яиц, а для 2х летнего карапуза - это замечательный кораблик)
Итак, для того, чтобы мозг ребенка работал лучше и активней необходимо убрать все лишнее, а еще лучше изначально его к этому не приучать.
В следующей части я расскажу, какие книги и пособия помогли нам подготовиться к школе.