...о воспитании
Это мои выписки (иногда своими словами) из книги Светловой "Искусство быть родителем", для памяти.
Ссылка на книгу:
Представления родителя о ребенке:
-ребенок мой, моя собственность, мне принадлежащее существо
-ребенок маленький
-ребенок-это что-то несовершенное, "недоделанное"
Представление родителя о себе:
-быть родителем-это ответственность, воспитывать ребенка-это отвечать за него
-родитель-это большой, взрослый, умный человек
-родитель всегда прав
-родитель все решает, он управляет и руководит жизнью ребенка
На каждом возрастном этапе мы исходим из логики- ребенок маленький и неопытный- ничего не знает, я, родитель, знаю, что ему нужно. Ребенок- должен быть удобен мне, родителю, поэтому должен жить той жизнью, которую я для него определю... Система убеждений, существующая в социуме, учит нас именно так любить детей... Как любили нас родители.
Послушный ребенок - удобный ребенок... для взрослых. Но неудобных для своей жизни, в которой надо стоять за себя, иметь свое мнение, отстаивать свои убеждения, идти своим путем.
Излишняя забота о ребенке лишает его самостоятельности, делает беспомощным в жизни. Вся неопытность, неприспособленность, беспомощность детей- результат нашего постоянного родительского контроля и опеки.
Ответственность - умение отвечать за что-то формируется с первых лет жизни ребенка, когда ему действительно дают возможность самому что-то решать, что-то делать и отвечать за результат.
Нам, взрослым, не нравится, что наши дети в какой-то момент устают от жизни по нашим правилам и начинают жить по своим.
Каждый ребенок испытывал чувство вины перед родителем, что он что-то делает неправильно, не то, что от него ожидают, что родители разочарованы, обижены...
Все наши знания - это наш личный опыт, но так ли он хорош, чтобы переносить, навязывать его совершенно другому человеку. Но знания привязаны ко времени, не стоит это забывать.
Внутри переживания ребенка не уступают по силе переживаниям взрослых.
Ребенок - это другой человек, с другим мировосприятием. У них свой порядок, масштаб, выводы...Иногда то, что дорого ребенку, для нас не представляет никакой ценности.
Они мало знают, но интуитивны и мудры.
Если ребенку нужно получить свой опыт, он его получит как бы его не оберегали и не контролировали. Важно только быть рядом, чтобы помочь осознать этот опыт, пройти без особых болей и потерь.
Они все понимают и тонко чувствуют.
Они свободны от стереотипов и правил.
Дети-учителя. Но разве мы хотим учиться? Мы сами хотим учить.
Мы из совершенства делаем несовершенство. И это называется воспитанием.
Дети-наше отражение.