Младенец уснул
под орган с флейтой. В пяти минутах ходьбы от нашего дома находится лютеранская кирка. А в ней орган. Два раза в месяц по субботам там дает концерт известная в России и Европе органистка, музыковед, педагог, доктор философии и просто замечательный человек Ольга Павловна Минкина.
Во последние месяцы беременности я брала у нее уроки пения. Пели мы под орган. В начале первого занятия малыш взбудоражился, толкался в животике, но под конец затих. Все наши следующие занятия он спал. Органная музыка действовала на него исключительно благотворно. После окончания моих занятий и его рождения прошло уже 4 месяца, и вчера решила впервые взять его на концерт. "Фугу" Шуберта и "Сюиту" Корелли он прослушал с удивительным спокойствием, разглядывая витражи, а под "Сонату" Саммартини уснул.
О благотворном влиянии органной музыки я впервые услышала от Ольги Павловны. Несколько лет назад она проводила, и очень успешно, терапевтические занятия с детками, больными ДЦП. Она написала книгу "Музыка как терапия", в которой описала свой метод, а также о детках - какими они были в начале занятий и после. Результаты поражают. О них я как-нибудь напишу тут в соответствующем сообществе.
А сейчас перепечатаю несколько абзацев из ее книги.
О сне во время концерта или занятии музыкой
"Тот факт, что ребенок во время занятия спит, вовсе не является проблемой, скорее, наоборот - раз ребенок спит, значит, он расслаблен, свободен от неприятных ощущений повседневности, возможно, счастлив в этот момент. Никакие обстоятельства не мешают ему слушать и воспринимать музыку. Поэтому родители, которые во что бы то ни стало стараютсяразбудить, растормошить совего ребенка, причиняют ему огромный вред. Более того: никогда и нигде воздействие музыки не проявляется так сильно и так благотворно, как во сне. Вспомните: в вашей жизни наверняка был момент, когда, находясь в состоянии сна, вы слышали прекрасную симфонию звуков. Представьте себе: вы - еще ребенок, лежите в кроватке, а где-то неподалеку (и вместе с тем, как будто далеко-далеко) слышны голоса ваших близких, тихий звон посуды, свист чайника, негромкий смех...все эо звучит словно в тумане, реальность будто укутана пеленой небытия...То ли она звучит на самом деле, то ли она приснилась вам...Но звучание ее кажется вам абсолютно волшебным, невыразимо сладостным.Словно ангелы ласкают вас своими воздушными крыльями.
Известно, что многие великие композиторы вначале слышали музыку во сне, в уже потом, наяву, формировали ее в законченные произведения и записывали на бумаге. Но и тот, кто не является музыкантом, хотя бы раз в жизни слышал во сне ту самую неповторимую райскую музыку, которую потом ему так хотелось повторить, запомнить, записать... Но увы! - из этого ничего не получалось. Процесс возникновения подобных слуховых ощущений пока не ясен, но результат весьма ощутим. Поэтому я настоятельно рекомендую всем родителям в быту использовать "ночную" музыку - под ее аккомпанемент ребенок может засыпать, она должна сопровождать, по крайней мере, начальную фазу его сна.Желательно, чтобы музыка не менялась изо дня в день:новый звуковой фон возбудит слуховую активность ребенка и, тем самым, будет препятствовать его погружению в сон.Значительно лучше, если это будет одно и то же произведение - тогда у ребенка выработается своего рода "рефлекс засыпания".
О музыкальных игрушках
"Нередко родители задают вопрос: можно ли купить ребенку какую-либо электронную музыкальную игрушку? Не рекомендую этого делать. Электронный звук - мертвый, искусственный, лишенный своеобразия, схематизированный - скорее вреден человеческому мозгу. Не случайно органостроители всего мира отходят от практики изготовления электронных и электрических органов и возвращаются к производству механических инструментов, несмотря на то, что последние являются значительно более дорогими и требуют гораздо больше времени.
Даже электрическая трактура (система управления находящимся в виндладе воздухоприводящим вентилем) делает звук безликим, лишенным индивидуальности, "компьютеризированными". Что уж говорить об электроорганах (в которых отсутствует главная "составляющая" органа - трубы) и синтезаторах!
Но особенно вредны радиотелефоны. Их резкий, пронзительный писк, всегда раздающийся внезапно, способен вызвать невроз, а искаженное, холодное, "съезженное" звучание мелодий-оборотней, таких прекрасных в традиционном звучании, и таких омерзительных в электронной версии, подобно уколам тысяч отравленных иголок вонзается в наше незащищенное сознание."