«КОГДА ВЫ ЧИТАЕТЕ СВОИМ ДЕТЯМ, ВЫ ПЕРЕДАЕТЕ ИМ ПРЕКРАСНОЕ — ТО, ЧТО БУДЕТ СВЯЗЫВАТЬ ВАС ВСЮ ЖИЗНЬ»
Интересные статьиХорошие советы от филолога и радиоведущего Леонида Клейна о том, как привить детям вкус к чтению.
Привычка к чтению как дворянство, она может быть потомственной, а может быть личной. Правда, личное читательское дворянство - штука крайне редкая.
Ищите хорошего учителя
Как человек, который почти 20 лет преподавал в школе, я убежден, что личное дворянство возможно только при хорошем учителе литературы. Причем, не позже 5-го класса. Дети формируются достаточно рано: в семь лет уже можно идти на исповедь.
Читайте сами
Часто слышу от родителей: мы ему и к компьютеру не разрешаем подходить, пока книжку не почитает, и код поставили на телевизор, а он все равно не читает. Спрашиваю: «Вы сами много читаете?» Оправдываются, мол, загружены работой... Какие тут могут быть претензии к ребенку? Все идет из семьи. Чтение - это некий генетический культурный код. Насильно приучить нельзя, можно только передавать личный опыт. Ребенок обязательно начнет читать, если вы сами читаете. Но - настоящую литературу. Книжка «Ешь, молись, люби» - это не литература.
Читайте «старые» книжки по-новому
Вот мама искренне считает, что из сказок Пушкина ее семилетний ребенок уже вырос. Когда в своей программе «Каменный гость» на «Серебряном дожде» я рассказываю про сказки Пушкина, мне пишут: «Леонид, я не хочу выходить из машины, хочу дослушать!». Сказки Пушкина - они для взрослых. Все гениальные детские книжки написаны талантливыми взрослыми. И говорят об очень сущностных вещах. «Мэри Поппинс» - книга о том, что у родителей нет времени заниматься с детьми. И что детство обязательно уйдет. «Дюймовочка» - это мощный художественный пасьянс семейных отношений. «Винни-Пух» - потрясающий набор характеров.
У нас, у взрослых, есть в сознании еще одна ловушка: «это мы проходили в школе, дайте нам что-нибудь новое». Недавно одна моя знакомая попросила совета, что бы ей почитать. Я предложил «Анну Каренину». А она мне отвечает: «Ну, я знаю про что это. Я хочу новенькое». Но тогда возникает вопрос, чего мы хотим от чтения - эстетического наслаждения, которое каким-то хитрым образом переходит в наш эстетический и экзистенциальный опыт, или экшна?
Находите актуальное в самой «лохматой» классике
Это очень важно: чтобы каждый рассказ вошел в плоть и кровь. Уверяю вас, что обыкновенная школьная программа при правильном разговоре о ней становится для ребенка именно актуальной. Про его жизнь, его переживания, про шум времени и общественное устройство, которое не меняется по сути, - об этом и Онегин, и Печорин, и «Мертвые души». У нас просто глаз замылен, сознание забито штампами из школьного учебника. Чтобы хоть как-то преодолеть это, я начал сейчас читать курс публичных лекций, рассчитанный на взрослых. «Каменный гость» офлайн.
Обсуждайте
Вообще, если вы действительно хотите, чтобы ребенок встал на путь чтения, нужно разговаривать с ним о прочитанном. И еще смотреть хорошее кино и обсуждать его с ребенком, говорить обо всех культурных объектах вокруг, мимо которых идете, едете. Это не сложно. Нужно лишь обратить на них внимание.
Читайте вслух
Нужно, необходимо читать вслух настоящую классическую литературу и восторгаться ею вместе с ребенком. Очень рекомендую аудиокниги - и не нужно бояться, что дети чего-то не поймут.
Читайте лично
Не перекладывайте чтение на плечи няни. Когда вы читаете своим детям, вы передаете им прекрасное. И эта личная передача прекрасного - то, что потом будет связывать вас всю жизнь.
Никогда не читайте сокращенные издания
Это все равно, что купить машину с тремя колесами. Решается проблема знания текста, сюжета, но не получения удовольствия.
Не гонитесь за количеством
Наша школьная программа в этом смысле ужасна. Мы читаем в школьные годы много, а о чем читаем - не понимаем. Вот в программе международного бакалавриата, где я преподаю, литературный курс, рассчитанный на два года, состоит всего из 15 произведений.
Попробуйте писать
Я в свое время учился в литературном кружке во Дворце пионеров на Ленинских горах. У нас был прекрасный лозунг «От маленького писателя к большому читателю». Люди должны писать. Письма, эссе, рассказы. С детьми можно играть в эту игру. Сказки придумывать, записывать их. А потом обсуждать, чем твоя сказка отличается от сказок Андерсена.
С КАКИХ КНИГ НАЧАТЬ?