ТН Деревня на Руси
Тематические неделиВ рамках проекта "Как люди на Руси жили"
Опишу наши занятия с дочкой, то что успели при подготовки к ФМ.
Тут же выложу и некоторое видео, смотреть рекомендую )))
Неделю я начала с рассказа о деревне на Руси и современном городе. Для этого распечатала 2 больших картинки А4 и много маленьких карточек 10Х15. Дочь сортировала и выкладывала, получилось что-то на подобие лото. Такая игра ей очень нравится и друзьям от 3,5 до 5 лет тоже пришла по душе. Мы компанией из 3 человек разглядывали и обсуждали увиденное на карточках.
Каждый день мы просматривали презентацию, вначале рассказывала я, потом уже Вика что-то дополняла и задавала вопросы. Активный словарь пополнялся множеством карточек которые были предоставлены в свободном доступе.
Чёткого плана на неделю я не составляла, так как загруженность у родителей разная. Я предлагаю самостоятельно выбрать материал из предложенного.
Для нас с Викой стал удобен следующий план:
1 день: Общий обзор деревни на Руси и города современного. По какому принципу строилась деревня. Русская изба
2. День: Колодец. Телега. Заготовка дров. Топор, пила
3 День: Скотный двор. Домашние животные
4 день: Сенокос. Жатва. Пастбище. Пруд. Рыбалка. Лес.
Мы всю неделю делали тематический коллаж. В первый день я сделала заготовку, мы раскрасили фон и приклеили избы.
Ватмана под рукой у меня не было и я склеила 2 листа А3.
Рисовали гуашью и валиком. Бумага у меня тонкая, поэтому я её не смачивала.
Пока просыхала наша заготовка мы прослушали аудио файл какие были деревни на Руси. По какому принципу люди выбирали место для постройки деревни.
И вспомнили (см презентацию) из чего строились избы. Потом из заготовки мы "построили" избу. Из пластилина катали вместе колбаски и клеили их на заготовку.
Вот такая изба получилась)))) От усердия как и раньше текут слюни)))))
Потом сделали пальчиковую гимнастику. Предлагаю несколько. Вот два видео: http://youtu.be/EajHDsEWUCg
Как мы это делаем дома:
Я узнал что у меня
Есть огромная семья
И тропинка и лесок
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое-
Это всё моё родное,
Это родина моя
Всех люблю на свете я !
А вот мы строили избу из конструктора:
И пошли гулять к заболоченному озеру.
Во время таких прогулок я всегда что-то рассказываю. Стараюсь и о текущей недельке не забыть. Сегодня мы говорили о животных нашего леса.
Тёма спросил кто обитает в озере. Вика увидела дупло и обрадовалась). Я рассказывала что на Руси очень часто люди ходили в лес по грибы и по ягоды. Издревне люди научились добывать мед. Для этого они разыскивали гнезда диких пчел в лесу. Такое занятие называлось Бортево́е пчеловодство, бо́ртничество (от слова «борть» — дупло дерева) — старейшая форма пчеловодства, при которой пчёлы живут в дуплах деревьев.
Не забываем что занятия должны быть короткими и не утомительными. Чем быстрее смена деятельности тем интереснее для ребенка!!!
Лучше всего чтобы мама заранее ознакомилась со всем материалом и малыш не ждал когда мама распечатает или вырежет материал для занятия. Чем младше ребенок, тем короче должно быть занятие.
Когда фон для коллажа был сухой мы прорисовали дорогу и приклеили нашу избу из пластилина на передний план. Дальше выстроили в ряд вдоль дороги другие избы (заранее распечатанные и вырезанные).
На улице поиграли в салочки с друзьями. И разукрасили пару раскрасок.
Вторым днём мы выбрали для себя колодец. Мы как раз в эти дни часто ездили к братику в регион и проезжали мимо деревень. Викуля в окошко кричала: Мама, смотри колодец!
Клеим колодец в коллаж. Рассказываю о колодце (см материал для занятий).
Приклеиваем девицу красавицу с коромыслом.
На улице поиграли с коромыслом, вёдрами и водой.
Еще в этот день устроили забавную игру "попади в ведро". Хороша она еще и тем, что не требуется много детей. Достаточно мамы и ребенка)))
Колодец мы тоже обыграли несколькими способами.
Строили из кубиков.
Рыли в песочнице.
Для увлеченных мам и детей можно ещё построить в песочнице или на лужайке из подручного материала маленькую деревню.
Использовать можно коробочки из под соков, творожков, веточки и всё что попадёт под руку))).
Находясь в интернет рыбалке я поймала идею с сенсорными коробочками и мне она очень приглянулась.
На другой день на нашем участке мы с Викулей и Тёмочкой вооружились топором и пилой, пособирали веточек и пошли пилить пенёчки. Без мужской помощи оказалось это не так просто)
Вот что у нас вышло:
Мы потрогали и поближе познакомились с инструментами
И изготовили чудесную сенсорную коробочку. В её состав я включила: горох, фасоль, пенёчки, каштаны и шишки.
Тематика: дерево, лес, крупа употребляемая в пищу на Руси.
Детям очень понравилась моя идея. Наш возраст от 3,4 до 4 лет.
Тактильная коробочка у Артёма первая в жизни. Ну ни как он не хотел делиться))) Завтра сделаю ещё одну коробку)))
Потом мы играли в телегу с лошадью. Лошадкой были все по очереди)) Но вначале мы загрузили в телегу дрова)
Колёс у нашей телеги не было и приходилось лошадкам не сладко)))
Церковь мне сложно было обыграть с детьми, мы просто сходили в храм возле нашего дома и поставили свечки. Я рассказала кто работает в церкви, для чего мы туда ходим. Рассказала что и на Руси люди верили в Бога и возле больших деревень и сёл строились церкви. У нас очень красивый и старый храм. Он 1802 года постройки. Дети впечатлились)
Всю недельку мы занимались по нашему тематическому комплекту.
С заданием "Найди лишнее" у Викули всегда был ступор. То она правильно показывает, то путает. Я решила для нас проблему задавая вопрос: покажи кто в ряду не такой как все? Стараюсь каждый ряд выделить, остальное закрываю бумагой.
Ну и конечно раскраски! По ним мы учимся заштриховывать контур. Раскрашивать красками, работать с пластилином. Тематических раскрасок в этот раз было очень много. Вы выбираете сами с какой картинкой работать. Можно и все взять, а можно и парочку. Мы раскрашивали стараясь опираться на тематику дня.
Провели и музыкальный день. Хотя у нас вся неделя состояла из плясок и кадрили) На этой недели Вика выучила песню "Во поле береза стояла". Учили исключительно катаясь на качелях). При раскачивании она все время просит чтобы я ей пела или рассказывала стихи. Она поёт вместе со мной или сама).
Разукрашивали на улице, на участке заготовки балалаек. Тёма потом всю дорогу домой пел: балалайка, балалайка, балалаечка моя))) Придумал сам)))