Марблс
Игры с детьми
Что такое марблс
Исследование происхождения марблс началось недавно. Было известно, что предшественники марблс, - шарики из обточенного камня и обожженной глины, найдены при раскопках древних цивилизаций в Африке, Европе, Северной и Центральной Америке. Лишь в течение нескольких прошедших лет появились первые серьезные монографии, посвященные происхождению этих необычайно прекрасных предметов, увлекательной игре и коллекционированию их.
Многие взрослые люди, наверное, помнят одну из своих детских игр - в разноцветные камешки. Надо было выбить из обозначенного круга как можно больше камешков противника. Можно предположить, что история ее начинается еще с пещерных времен, когда естественными играми мальчиков были те, которые позволяли им тренировать руку и глазомер, готовясь в будущем занять место среди охотников племени.
Позже игра стала занятием досуга, забавой, а в средние века приобрела необычайную популярность, когда были изобретены водяные машины для обточки и шлифовки мрамора и других поделочных камней. Мраморные, или как их тогда называли, алебастровые шарики были импортированы в Америку, где они получили английское название марблс, что означает мраморные.
Сейчас стеклянные шарики марблс изготавливаются на фабриках, из силикатного песка, который расплавляется в печи при очень высокой температуре, потом в горячее стекло добавляются красящие вещества - кобальт, селений и т. д., придающие шарикам необыкновенные оттенки и разводы. Горячее стекло режут на кусочки, и придают ему ровную гладкую форму шарика с помощью специальных механизмов. О красоте и изысканности марблс могут многое сказать названия, например, «Замёрзшая Радуга», «Звёздная Пыль», «Галактика», «Янтарный Кристалл», «Синяя Полночь Кристалл», «Чёрная Пантера», «Синяя Полночь Опал», «Капля Воды Бриллиант», «Морская Волна Кристалл». Такие звучные имена до сих пор носили лишь драгоценные камни и жемчужины. Изготовляются и коллекционные марблс, напоминающие древние камеи, или представляющие собой крошечные фигурки, впаянные в стекло, как ископаемые насекомые в капельки янтаря.
На Западе увлечение марблс носит характер мании, да так и называется - мания марблс. Существуют клубы коллекционеров марблс, оформителей, работающих с марблс, игроков. Проводятся мировые чемпионаты по марблс, издаются огромные красивые альбомы, посвященные коллекциям марблс, ими украшают вазы с цветами, выкладывают на дно аквариумов вместо речных камней, и даже фильмы не обходятся без них. Герой популярного фильма «Один дома», защищая от бандитов свой дом, рассыпал им под ноги коллекцию марблс. Все, наверное, смотрели этот фильм, и помнят, как выручили марблс в тот раз находчивого мальчишку.
Правила и язык игры в марблс
Прежде всего, ознакомимся с общими правилами и терминами игры. Цель игры - выбить и взять в плен наибольшее количество шариков противников. В игре с большим количеством игроков, как и в любой спортивной игре, за соблюдением правил наблюдает рефери (судья), он же принимает решения в процессе игры и присуждает очки. Счет в игре ведет скорер, - он следит за выстрелами каждого игрока. Грубым нарушением правил считается посылающее движение стреляющей рукой.
Очередность выстрелов определяется жеребьевкой. На языке марблс ее традиционно называют лаггинг. Начертите мелом или палочкой две линии, отнеся их друг от друга приблизительно на 30 см. Первая линия будет линией лаг, от которой нужно отмерить 3 м и начертить стартовую линию. Со стартовой линии бросаются шарики (не используя прием выстрела) таким образом, чтобы попасть как можно ближе к линии лаг. Не переступайте за стартовую линию, это считается нарушением.
Стреляющий шарик называется «тоу». Он должен быть немного больше, чем остальные шарики.
Тот игрок, чей шарик окажется ближе к линии лаг, начинает первым. Остальные игроки следуют за первым в том порядке, который заняли их шарики. Если шарик перелетел за линию лаг, игрок выбывает из игры. Если шарик оказался точно на линии лаг, игрок считается выигравшим автоматически. В следующем раунде первым начинает тот игрок, который выиграл предыдущий.
Шарики, выбитые за круг или за линии квадратов, в зависимости от вида игры, забирает тот игрок, который их выбил. Если шарик приземляется на линии круга (квадрата), и его центр находится за линией или точно на линии, шарик считается вне круга (квадрата). Если шарик соскальзывает с руки игрока, и рефери подтверждает это, причем шарик не должен улететь дальше, чем на 25 см, выстрел объявляется вне игры и игроку предоставляется право повторного хода.
Техника игры в марблс
Положите шарик на ладонь между указательным и большим пальцем. Сожмите ладонь, оставив большой палец за шариком, и вытолкните шарик большим пальцем, придав ему вращательное движение при помощи указательного пальца. Рука при этом должна касаться земли хотя бы в одной точке. Если стреляющий шарик отлетел слишком далеко, значит, щелчок был сильным, или шарику не было придано вращательного движения.
Большинство игроков играют на коленях, держа «тоу» впереди. Если вы правша, опуститесь на правое колено, а левой ступней опирайтесь в землю. Левую руку держите на левом колене для баланса. Если вы левша, делайте все наоборот. Не двигайте стреляющей рукой в момент выстрела, это считается мошенничеством и карается выводом из игры!
Выберите шарик, который хотите выбить. Направляйте стреляющий шарик по воображаемой линии между ним и шариком, который вы выбрали. Не стреляйте очень сильно, вы потеряете правильное направление, а стреляющий шарик может перелететь за линию. В марблс, как и в любом виде спорта, необходима тренировка. Приобретение навыков может занять некоторое время. Не отчаивайтесь. У вас все получится!
ИГРЫ
Круг
Эта игра для двух игроков.
Мелом или палочкой начертите окружность диаметром 3 м и по ее центру выложите 13 шариков в виде креста. Они должны быть расположены друг от друга на расстоянии примерно 8 см.
Проведите лаггинг.
Игроки могут стрелять с любой точки вне окружности, выбивая шарики, находящиеся в круге. Количество выстрелов зависит от выбитых шариков. Если выбиваемый шарик не вылетает за круг, ход передается противнику. Выигрывает тот, кто первым наберет 7 шариков.
Выбитые шарики не должны закатываться обратно в круг. Если они вернулись, то считаются взятыми в плен, - их забирает противник. Если стреляющий шарик не вылетел из круга при 7-м выстреле, вы должны положить его в крест и пропустить ход.
Регби
В этой игре могут принять участие более пяти игроков. Каждый игрок дает один шарик для игры и пользуется одним стреляющим шариком.
Начертите линии в форме мяча регби. Затем соедините два угла прямой линией.
Проведите лаггинг.
Отступите на несколько шагов и начертите линию старта. Стреляйте по очереди, стараясь выбить шарики с линии за пределы мяча регби.
Если вы выбили шарик с линии, но не за пределы рисунка, то этот шарик не считается. Игра заканчивается, когда все шарики находятся вне нарисованного мяча регби.
Тик-Так-То (Крестики-нолики)
Эта игра для двух игроков.
Начертите мелом или палочкой квадраты, так же как и для крестиков-ноликов. Размеры квадратов зависят от величины игровой площадки.
Проведите лаггинг.
Отступите от квадратов на 3 или 4 шага и начертите линию старта. В этой игре один выстрел равен одному ходу.
Победителем становится тот игрок, который первым заполнит квадраты по горизонтали, вертикали или диагонали. Условия игры, в отличие от крестиков-ноликов, допускают выбивание шарика противника из квадрата для того, чтобы построить свою игру. Выбитые шарики при этом забираются в плен. В этой игре за ход можно сделать лишь один выстрел.
Коробочки
Миниатюрный гольф в стиле марблс. Количество участников неограничено.
Коробку из-под обуви поставьте на гладкую поверхность открытой стороной к игрокам.
Проведите лаггинг.
Отступите от коробки на 5-6 шагов. Если вы освоили приемы игры в совершенстве, можно стрелять и с большего расстояния.
Каждый игрок, соблюдая очередность, делает выстрел таким образом, чтобы шарик катился, как в игре в кегли, по направлению к коробке.
Шарики, не достигшие коробки, остаются там, где они остановились, и считаются «упавшими солдатами». Игрок, закативший шарик в коробку, может взять в плен «упавших солдат». Если шарик, закатившись в коробку, вылетел назад, он так же считается «упавшим солдатом».
Количество шариков, участвующих в игре, обговаривается игроками заранее. Выигравшим считается тот игрок, который наберет наибольшее количество шариков.
Девять ямок
Практически гольф, только без клюшек. Количество участников неограничено.
На ровной лужайке начертите три параллельные линии и выкопайте девять дырочек, по 3 в каждой линии на одинаковом расстоянии друг от друга. Дырочки должны быть довольно большими, чтобы в них могло поместиться до 10 шариков. Распределите шарики в ямках следующим образом. В центральной дырочке должно быть большее количество шариков, в угловых - в 2 раза больше, чем в средних. Например, в центре - 10, в углах - по 6, в остальных - по 3. О количестве шариков в игре участники договариваются заранее.
Проведите лаггинг.
Бросайте марблс с расстояния 1 м от дырочки.
Если шарик попадает в ямку, игрок забирает все шарики из нее. Если игрок промахнулся, он должен положить свой шарик в ближайшую дырку.
Если при выстреле шарик попадает в пустую дырку, игрок должен положить туда начальное количество шариков.
Игра заканчивается тогда, когда все ямки пусты. Выигрывает тот, кто возьмет в плен наибольшее количество шариков.