Давайте поговорим и обсудим, что смотрят и будут смотреть наши дети. Поскольку тема телевизора и, в частности, мультиков оказалась животрепещущей, то соберу мысли в кучу и попробую написать большой пост и объяснить свою позицию в отношении мультиков. Сразу оговорюсь, что пишу это, ориентируясь на своего ребенка и его возраст, поэтому это касается детей 2-3 лет.
Прежде всего - я не считаю мультики развивающим средством. Говорить, что мультики что-то там развивают - в корне неправильно. Развивают по сравнению с чем? Я считаю, что совместные занятия с мамой-папой ребенку полезнее, чем просмотр мультиков. Рисование, аппликации, лепка, сенсорные занятия, логоритмика, разучивание стихов, чтение книжек, рассматривание картинок в книге, диафильмов, сюжетные игры - любое из вышеперечисленного для малыша полезнее самого-самого "развивающего" мультика. Мультфильмы - это, кстати, тоже должен быть способ совместного досуга родителей с ребенком, по крайней мере при первом просмотре (ребенку нужны объяснения, комментарии от взрослого). Т.н. называемые развивающие мультики типа Baby Einstein и Tiny love развивают ничуть не в большей степени, чем это сделает мама. К тому же я не понимаю, почему моего ребенка должна учить здороваться и говорить "спасибо" какие-то обезличенные животные ))) Так что под "развитием" ставим большой вопрос и вычеркиваем.
Мультики как способ нейтрализовать ребенка, занять его, пока мама чем-то занимается - тоже спорно. Ок, я готов допустить, что у людей бывают жилищные проблемы, несколько детей, и в этих условиях младший все равно будет тянуться к тому, что делают старшие (хотя для меня это скорее стимул минимизировать мультики старшему). Но все-таки нужно стремиться занять ребенка чем-то другим. У нас, например, это спорткомплекс, мячики, пластилин, игрушки, игры на мелкую моторику (перебирание и сортировка круп), книжки, рисование и многое другое. Кроме того, можно делать домашние дела вместе с ребенком. Да, это более хлопотно, чем посадить ребенка перед экраном и забыть о нем на полчаса. Да, зависит от темперамента. Но это не значит, что альтернативой должны быть мультики в год по часу.
Т.о., основной смысл и предназначение мультиков (с моей точки зрения) - развлекательный. Учитывая при этом вред от просмотра видео, время, украденное у чего-то другого, и то, что мультики, что бы ни говорили, обедняют фантазию и зачастую тормозят развитие речи и развитие вообще. А при бесконтрольном их потреблении наружу вылезет и множество психологических проблем. Я неоднократно встречал такие отзывы, в том числе и тут, на ББ. Вот, навскидку - 1, 2, 3, 4, 5. Мультики - это информация в готовом и упакованном виде, не надо выдумывать, фантазировать, трудиться. Мозг любит лениться, искать пути попроще, в том числе и детский, поэтому дети быстро подсаживаются на мультики. Это как наркотик для детского мозга. Поэтому я считаю, чем меньше мультиков и чем они реже, короче, тем лучше. И то, что смотреть, должен выбирать родитель, а не ребенок. Вкус к мультикам формируется точно так же, как и к фильмам, картинам, музыке.
Когда начинать смотреть. Для меня минимальный возраст - 2 года, возможно, и позже. Но до 2 лет точно рано. И смотреть, повторюсь, с родителями. Мама, папа сидят вместе с ребенком, смеются, переживают, комментируют действие, где надо - объясняют, спрашивают, потом обсуждают.
Сколько смотреть. Я считаю, в 2-3 года - максимум 2 часа в неделю, 20-30 минут в день (при этом хорошо бы устраивать и дни, свободные от мультиков). А для начала и этого много, в первые месяцы ориентир для меня - 10-15 минут в день.
Что смотреть и какие должны быть критерии выбора. Когда я написал свой отзыв про Лунтика, меня упрекнули, что я слишком строго, с позиции взрослого, подхожу к выбору хороших мультиков, что у детей все куда проще. За это время я вспомнил то, что сам смотрел в детстве, пересмотрел многие современные мультфильмы и утвердился во мнении, что мультики нужно фильтровать, и фильтровать гораздо тщательнее, чем я делаю, скажем, это для себя при выборе новых фильмов для просмотра. Еще раз хочу заметить, что у ребенка изначально нет никакой системы координат, и именно родители в первую очередь ее задают - что такое хорошо и что такое плохо, что такое воспитание и этикет, что красиво, а что уродливо.
Два важных момента, прежде чем переходить к содержанию мультфильмов:
- Мультфильм должен соответствовать возрасту ребенка. Шрек, например - отличный мультфильм для взрослых и детей лет так от 8-10, но совершенно неподходящий для 4-5 лет. "Ну, погоди!" - прекрасный мультик, но не в два года. Обращаем также внимание и на длительность (см. пункт "сколько смотреть"). Оптимальный формат - 5-6 минут, максимум 10, поэтому приоритет - именно таким мультикам. Либо смотреть более длинный мультик по частям, хотя мне кажется, далеко не каждый ребенок на такое согласится.
- Мультфильм должен понравиться родителям, прежде чем они покажут его ребенку (пока у ребенка не появится свой собственный вкус). Я считаю, что у меня есть сформировавшийся вкус на вещи и не буду показывать ребенку то, что не нравится мне самому. Здесь, конечно, оговорюсь, что у моей жены также есть сформировавшийся вкус, который по определению не может на 100% совпадать с моим (хотя наши вкусы в целом схожи). Поэтому мы будем показывать дочке в первую очередь то, что нравится и одобрено и папой, и мамой.
Теперь по содержанию контента:
1. Как это нарисовано. На самом деле красота картинки в чистом виде - вещь далеко не приоритетная. Многие советские мультики нарисованы не сказать что шедеврально, а запоминаются и нравятся - это тот случай, когда берут чем-то другим. Но на что я бы обратил внимание - картинка не должна быть уродливой, раздражающей, не должно быть изобилия чересчур ярких, кислотных и неестественных цветов, неестественных красок для привычных вещей. Очень критически я смотрю на компьютерную анимацию. Она упрощает процесс, но при отсутствии таланта художников может просто убить любой хороший мультик. Главное, на что я обращаю внимание - насколько с душой сделан м/ф (это касается не только картинки). Выхолощенные, пустые и бездушные мультфильмы ребенку не нужны.
2. Как это написано (сюжет и сценарий). В мультфильме должен быть центральный персонаж (или несколько персонажей). Это должен быть живой персонаж. Не в смысле, что им не может быть предмет, игрушка или робот, но у персонажа должен быть характер, душа, поступки - зритель должен ему верить, сопереживать, волноваться за его судьбу. В мультике для маленьких не должно быть 20-30 действующих лиц (этим грешат некоторые мультсериалы для более старшего возраста). Текст, диалоги и монологи персонажей должны быть живыми, естественными, не натужными и не выдавленными из пера сценаристов. Должно быть Добро, которое обычно побеждает Зло (или Хорошо, которое побеждает Плохо) - в этом смысле мультик должен, если хотите, протягивать эмоциональный мостик к детской душе. Хотя бывают и исключения из этого ряда - например, мультики, где нет однозначных антагонистов и протагонистов или вообще мультики созерцательного плана (например, чешский "Крот"). Но в целом - либо хороший герой побеждает плохих силой добра, либо герой ведет себя плохо, но исправляется. И конечно, же счастливый конец - без него никуда.
3. Как это снято. Очень плохо, если мультфильм снят в резкой, "клиповой" или "рекламной" манере, когда идет частая смена планов, резкое переключение "общий план - крупный план" и обратно, резкие, дерганые движения камеры, ее излишняя скорость, торопливость и суетливость. Как пример обратного - мультфильмы Миядзаки, "Ежик в тумане". Обратите внимание как подолгу камера застывает на какой-то картинке, как неторопливо она двигается вслед за перемещением действа. В мультике "Мой сосед Тоторо", который я очень люблю, режиссер подолгу смакует каждую сцену, каждый общий план, как бы говоря - "да постойте вы, успею я вам рассказать, что там дальше, вы лучше полюбуйтесь, какая у нас деревня, а лес - смотрите, какой высокий, старый, и как близко - рукой подать - ну что вы заладили свое "а что же дальше?", вот ведь торопыги, испортили совсем вас Дисней с Пиксаром - ну черт с вами, расскажу, расскажу - а хотя постойте, вот это еще посмотрите - ну правда же красота?" (кстати, тот же волшебный "Мой сосед Тоторо" по ряду причин - плохой мультик для 2-3 лет). Именно от режиссуры зависит атмосфера, "одушевленность" действа - к мультфильму это относится ровно в той же степени, что и к фильмам.
4. Как это сыграно и озвучено. Да-да, представьте себе, к мультикам у меня и есть и такое требование и оно - одно из важнейших. Мимика, эмоции и язык тела - это работа художников-иллюстраторов. Но бывает, что персонажи мультика недостаточно прорисованы для передачи всего этого (хотя бы тот же "Винни-Пух") - и тогда основная работа ложится на актеров озвучания. Почему мы так любим старые советские мультфильмы? Не только потому, что они добрые и красиво нарисованы - нарисованы-то они иногда достаточно лубочно, схематично - но и потому, что главных героев там блистательно озвучивают замечательные советские актеры. Винни-Пух - это шедевральная озвучка Леонова, Карлсон - великолепный Ливанов, а фрекен Бок - это вообще моя любимая роль Фаины Раневской, она всю свою харизму, иронию, колючесть и одновременно обаяние передала в толстой шведской тетке-домоправительнице. Клара Румянова - вообще отдельная эпоха отечественной мультипликации.
А передача эмоций через картинку - тут можно привести в пример лучшие работы Диснея, которые в детстве смотрелись на ура даже с гнусавым обезличенным переводом, который сопровождал всю видеопродукцию конца 80-х - начала 90-х, и поэтому мы детьми переживали и любили Дамбо, Бэмби, Маугли и Красавицу. Ну или того же Миядзаки - у него несколько карикатурные, но потрясающе живые и смешные эмоции его персонажей, а дети двигаются и носятся - ну точь-в-точь как они это делают в реальной жизни.
Не буду расписывать про музыкальное сопровождение и озвучку, скажу лишь, что музыкальный фон - это также важнейшая составляющая мультфильмов, их ауры и настроения, которое они создают. Меньше всего ребенку нужно сопровождение "музыкального долбозвончика" или пустой и дешевой попсы в худшем ее проявлении.
Ну вот, наверное, и все, что я хотел написать. Жду ваших вопросов, замечаний, возражений - все, что вам есть сказать - в комментариях.
P.S. Если тема вызовет интерес, дальше напишу свое мнение и отзывы уже о конкретных мультфильмах.