День 1. Знакомство с морем
Тематические занятия бесплатныеНачинаем нашу тематическую недельку о море! Первый день - Знакомство с морем.
Как выглядит море
Подходим к нашей стене, на которой написано слово МОРЕ и вокруг слова висят миникартинки с различной морской атрибутикой (морские обитатели, водоросли, кораблики, якоря, матросы и т.д.) и с фото моря, можно повесить картины, на которых нарисовано море.
Море, утренней волной,
Принесёт на берег свой
И оставит для детей
Уйму нужных им вещей:
Камни гладкие, как мыло
(Ими море волны мыло);
Тину, словно прядь волос
С гребешка стряхнул утёс;
И принцесс морских игрушки -
Настоящие ракушки. (Автор: Н. Белостоцкая)
Морская вода
Расскажем, что вода в море соленная и сделаем свое море!
Вода морская солона,
Горька вода, горька волна.
Её не могут люди пить.
А где киту воды купить?
Купим морскую соль неокрашенную, можно это сделать в аптеке или в продовольственном магазине. Набираем в миску воду, пробуем ее на вкус, кладем ложкой туда соль, мешаем и пробуем! Проведем опыт, в пресную воду опустим яйцо (картофель) и потом после того, как вода станет морской (соли надо добавить очень много, мы потом эту морскую воду выливали в ванну и купались в морской воде), опустим опять, что происходит с яйцом, оно начинает плавать! Конечно, для опыта лучше брать мисочку глубокую, желательно прозрачную. Расскажем, что в море на много легче плавать, чем в речке, озере, бассейне (в том водоеме, в котором вы плаваете).
Волны
Ребенку рассказываем, что такое волны, решайте сами, что вы делаете в начале поделку или волнуете воду в ванне (тазике).
Барашки белые бегут,
На гребнях волн они живут.
Стремится к берегу волна,
К нам пенный вал несёт она.
Так же можно сделать морскую пену. Ее делать легче всего, капаем чуть шампуня в воду и взбиваем
Поделка очень простая, не стоит делать ее больших размеров мне кажется. Или объедините ее с ниже описанным островом или сделать море (клеить всю неделю аппликации), что то вроде такого!
Надо порвать руками разукрашенную бумагуили цветную, тогда получается как удто на волнах морская пена, и потом приклеить наши волны внахлест или вырезать и приклеить волны разных цветов внахлест , что вам ближе решайте сами!
Давайте попробуем изобразить волны с помощью наших рук.
Согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.
Ходят волны на просторе,
Вы узнали? Это - море.
Шум волн - звуки моря
Предлагаем ребенку послушать шум моря надеюсь, у вас есть ракушки! Перед тем как дать ракушку читаем стишок:
У морской Ракушки горе -
Унесли Ракушку с моря,
И на память шум морской
Унесла она с собой.
ИЛИ
Ветру, чайкам тихо вторя,
Волны шепчутся прибоя -
Приложи её лишь к ушку!
Море спряталось в ракушку!
Я раковину эту
В коробке берегу.
Она лежала раньше
В песке на берегу.
Мой дедушка
С Кавказа
Привёз её с собой.
Её приложишь к уху -
А в ней шумит прибой
И ветер гонит волны...
И в комнате у нас
Мы можем слушать море,
Как будто здесь Кавказ.
Автор: Агния Барто
Рисуем море льдом
Нарисуем море на половинке листа ватмана (листа А4 будет мало, если нет ватмана склейте между собой листы А4), зарисовывать можно льдом синим, голубым и белым (размешиваем в воде гуашь и ставим замораживаться, рисовать надо нижней частью льда, там краски больше, так как осядет осадок) , кисточками с синей, голубой, белой красками…или рисуем все синие (можно даже руками), потом с ребенком уже будем брать белую краску с голубой, проводить кисточкой по файлу или пакету в виде волн, и потом переводим их на синий ватман! Вообщем тут только ваша фантазия!!! Если ребенок откажется рисовать льдом, то вы подуйте на льдинки (позанимайтесь развитием речевого аппарата) , или поводите их ложками по бумаги (развивайте координацию движения), краска будет оставаться в любом случае. А можно когда будете ставить замораживать льдинки вставить в них спички, тогда можно будет рисовать не дотрагиваясь до льда.
Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая!
Я сижу тихонько
Около прибоя -
Окунаю кисточку
В море голубое. (В.Орлов)
Нарисовали? Даем высохнуть!
Если конечно у вас уже получилось настоящее море, то не трогайте, а если просто получился лист, закрашенный в морские цвета, то превращаем его, пока малыш спит, в настоящее море!!! Это все просто, делаем волнообразные вырезы в бумаге. Будем вместе с ребенком клеить на наше море жителей в другие дни ТН! Каких клеить жителей это ваш выбор! Можно купить просто наклейки в союзпечати или канцелярских магазинах, можно распечатать лист с морскими обитателями, заламинировать его или проклеить скотчем, потом вырезаем. Клеить можно на клей, тогда точно лучше проклеить скотчем со стороны картинок, или на двухсторонний скотч.
Сегодня предлагаю целый день посвятить только морю! Ни каких обитателей.
Живопись
Предлагаю посмотреть картины о море, ваши семейные фото, если они есть в наличии.
В ночь любую,
В день любой
Море занято
собой:
По утрам оно одето
В платье
Розового цвета.
Днём - одето
В голубое,
С белой ленточкой
Прибоя.
А сиреневое платье
Надевает
На закате.
По ночам
На чёрной глади -
Мягкий
Бархатный наряд,
А на бархатном
Наряде
Драгоценности
Горят.
-Море,
Если не секрет,
Дай, пожалуйста,
Ответ:
Для чего тебе
Наряды?
- Чтобы люди
Были рады! (В.Орлов)
Обобщаем всю информацию о море
Рассказ как мне кажется надо под звуки волн , стоит посвятить тому, что объяснить, что почти три четверти нашей планеты заняты водой - морями и океанами (можно показать атлас для наглядности, заодно отметить, где живете сами), море это соленая вода, вокруг которой находиться суша, берег моря в основном состоит из песка и камушков. На берегу теплых морей растут пальмы (кто хочет, может углубиться в другую растительность и морей ведь у нас много, жителям Питера вот везет, пусть оно и не теплое, зато море!). Расскажите, что водная гладь - это «дороги» для пароходов, кораблей, яхт и т.д. Что на море бывают волны. Тут дальше надеюсь, вы сами уже придумаете, что хотите рассказать о море, единственная просьба, не упоминайте об обитателях морей.
Берег - творчество
Когда будете рассказывать о береге, предлагаю сделать такую поделку - рисуем море и пляж, будем делать из цветной бумаги камушки и приклеить их на наш пляж. Или пластилиновые камушки сделайте! Можно еще наклеить ракушки вырезные из бумаги или картона. Посчитайте сколько камушков, а сколько ракушек на нашем пляже. Или сколько коричневых, а сколько белых камней. Наш пляж - это задание из серии ЭМВМ (это может ваш малыш)
Пальма - развитие мелкой моторики, логики
Собираем с ребенком пальму, и поставить ее можно в ванне на вечернее купание. Будет маленькое море! При сборке можно просить собирать ствол в определенной последовательности, если у вас конечно несколько цветов упаковок. Если количество позволяет, то лучше всего собирать две пальмы, одну мама, вторую ребенок, и просить ребенка, соблюдать последовательность в цветах как у мамы. Или составить две желтых, потом две красных, одну желтую и спросить какую по цвету надо поставить следующей. И любые вариации такой игры!
Творчество
Сегодня мы сделаем две похожих и в тоже время разных поделок. Первая просто аппликация, хотя ваша фантазия не запрещает вам сделать, что-то особенное! Вот такой остров у нас должен получиться! Аппликация скачена с сайта, указанного на ней. Можно если с клеем вы «не дружите», просто разукрасить красками или карандашами, или восковыми мелками, или масленой пастелью.
Обратите внимание, что как только вы наклеите деталь-море, то увы все прорисованные элементы будут не видно, поэтому если ребенок у вас маленький, дайте ему поделку с уже раскрашенным морем!
Вторая поделка более творческая! Мы поработаем с салфетками, с пластилином, будем рисовать ватными палочками .Еще могу предложить сделать песочек из молотой овсянки или крашеной мелками солью, а еще красивее будет сделать из ромашки (чайные пакетики можно купить в аптеке или обычном магазине)!
И есть у меня еще одна задумка. Показать, как на песке остаются наши следы, а волна способна все смыть… но такое в домашних условиях, наверное, не сделать, но для тех у кого есть возможность попасть на речку, озеро, море и т.д. покажите я просто сама в детстве любила ставить следы и ждать когда волна их смоет!
В домашних условиях, надо просто насыпать на поднос манку и можно оставлять следы :-) Вообще, из манки можно сделать сенсорную коробочку берег, положить в нее камушки и ракушки. Вот и пляж готов :-)
Мария М.