Детки-левши: особенности развития и секреты воспитания
Объясняя ребенку, какая ручка правая, а какая - левая, большинство мам не задумываются над определением: «Правая та, которой удобнее рисовать и держать ложку». Но не для всех ребятишек это утверждение справедливо: у многих деток ведущей является как раз левая рука, а кто-то и вовсе одинаково хорошо владеет обеими ручками. Сегодня для таких малышей легко найти специальные товары: ножницы, линейки и даже ластики. Однако, заостряя внимание только на одной, очевидной, особенности леворуких детей, взрослые зачастую забывают, что у маленьких левшей есть свои нюансы развития. Возможно, на первый взгляд они и не сильно заметны, но знать о них и учитывать в процессе воспитания нужно.
Что значит быть левшой?
Многим кажется, что правши отличаются от левшей только выбором ведущей руки, но данное распределение проходит на совершенно ином уровне и обуславливается доминантной работой правого полушария мозга.
Так, левое полушарие называют рационально-логическим. Оно заведует аналитическим, абстрактным мышлением, обрабатывает информацию последовательно и поступательно, перебирая все возможные варианты. Левое полушарие в основном отвечает за правую сторону тела: принимает информацию от правого глаза, уха, правой руки и ноги.
Напротив, правое полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, понимание искусства, воображение. Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно, мгновенно воспринимая целостный образ и наделяя человека способностью к эмоциональному восприятию, интуицией. Соответственно, правое полушарие обслуживает левую сторону тела.
Именно благодаря доминантной роли правого полушария своего мозга левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности, а с другой - более медленное по сравнению с правшами формирование навыков, требующих взаимодействия обоих полушарий: речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов.
Как понять, что ребенок - левша?
С доминантной рукой некоторые дети не могут определиться вплоть до шести-семи лет. Если ваш малыш из этой категории, то он может в итоге оказаться амбидекстром - человеком, который свободно владеет обеими руками. В большинстве же случаев работа ведущего полушария проявляется раньше: ребенок до года тянется к игрушкам левой рукой, детки постарше предпочитают держать в ней ложку за обедом, а дошколенок во время рисования берет в левую руку карандаш. Определить, что ребенок - левша, поможет простое тестирование:
- попросите кроху погладить кошку или плюшевого зверька;
- поиграйте с малышом в «Сороку»;
- предложите ему открутить крышку на бутылке.
Какой ручкой ребенок выполняет задание, та и ведущая.
Однако есть и более тонкие особенности, отличающие левшей от правшей. Наблюдательные родители леворуких деток отмечают, что их малыши довольно упрямы. Они доверчивы и общительны, заводят много друзей, но при этом очень ранимы и обидчивы: если они с кем-то поссорились, то помириться первыми им очень трудно. Также детки-левши хорошо ориентируются в пространстве, им легко дается геометрия, они хорошо рисуют, любят лепку, а вот арифметика для левшей достаточно трудна.
Ребенок с доминантным правым полушарием - это маленький философ. Он быстро схватывает суть рассказов, любит обобщать, рассуждать, и в некоторой степени именно эта «целостность» мешает ему обучиться поэтапному чтению. Впрочем, как и некоторая свойственная всем левшам рассеянность: они постоянно «витают в облаках» и с трудом справляются с работой, требующей самоконтроля.
Что делать, если ребенок - левша?
Основной вопрос, который волнует родителей маленьких левшей, - а нужно ли их переучивать? Попытаться, конечно, можно, но зачем? Ведь вкладывая ложку в правую руку или ругая за карандаш в левой, работу мозга не получится перестроить. Возможно, вам удастся дать импульс к большей активности левого полушария, но от этого начнет страдать общее развитие малыша, в частности, речь.
Но вот чего точно нельзя делать, так это сравнивать своего малыша с его праворукими сверстниками. Упрекать ребенка за то, что он в пять лет никак не может выучить буквы, тогда как его друг-правша уже умеет читать, означает лично занизить самооценку собственного сына или дочки. Занимайтесь с ребенком тем, что у него получается лучше, например, музыкой или рисованием, а чтение и письмо он наверстает в школе.
И постарайтесь не акцентировать внимание своего левши на его особенности. Ребенок и сам прекрасно видит, что он отличается от других, но при этом он не лучше и не хуже - он обычный. Не воспринимайте леворукость как порок и не вкладывайте эту мысль в голову малыша.
Конечно, и вам, и ребенку придется потрудиться, когда начнется учеба в школе, - и чтение, и письмо, и счет даются левшам нелегко, и овладение этими навыками потребует немало времени и терпения. Однако вам помогут специальные прописи и ручки для леворуких ребят, правильная организация рабочего места, упражнения и игры, тренирующие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию малыша. Но главный залог успеха - ваша любовь: примите своего ребенка таким, какой он есть, и без оглядки на других развивайте данные ему природой таланты - а их, поверьте, у левшей немало!