Две проблемки
РазвитиеВ последнее время меня способна поставить в тупик практически каждая вторая ситуация.
1. Утро. Поскандалили с Настей. Только проснувшись, она вышла ко мне и предупредила, чтобы я не заходила в её комнату, т.к. она там собирается причесываться сама (я всё время обращаю внимание на то, что она с рождения ненавидит, когда в её задумках кто-то помогает). Закрылась, минут 15 трудилась. Выходит с прической в стиле "Я упала с самосвала, тормозила головой" - начесанные, сбитые в колтуны волосы с тремя торчащими резинками где-то ближе к кончикам (это она пыталась резинки нанизывать). Но при этом вся сияет и явно жаждет восхищения её работой.

Я, конечно, сдержалась, чтобы не заржать и похвалила за самостоятельность. И дальше она мне говорит, что вот ТАК и пойдет в лагерь, "со СВОЕЙ прической"! Ну, я конечно, чего-то там повозражала, что "давай все-таки я тебя причешу, всех деток причесывают мамы, сами причесываются только школьники, надо подрасти, а сама ты будешь дома по вечерам причесываться" и бла-бла-бла. Но очевидно, что всё это не прокатывает, чай ребенку уже не два и не три, в глазах гнев, взгляд оценивающий с прищуром, плачет, злится: "нет пойду так, мне так нравится, хочу сама"... От меня последовал финальный рык "Нет, я сказала!", на что рикошетом прилетело: "Ну тогда я больше не буду сама причесываться ни-ког-да!". Занавес.
Всё, в общем, логично. Вот так и подавляются инициативы.. Надобно быть практикующим прихологом-воспитателем, пережившим сотню таких вот историй, чтобы как-то сразу и правильно реагировать. Родители так не могут, не умеют. Предвижу еще столько поломанных копий впереди :( А пока придумала только предложить ей сделать простую прическу - заколку (хотя вероятней всего последует отказ, ведь это же уже не ЕЁ идея).
2. Уже неделю Настя спит ночью с включенной лампой. Лампа у нас довольно яркая (не детский ночник), поэтому в комнате очень светло. Соответственно, она перестала сразу засыпать, видимо, долго отвлекается на игрушки (возможно даже встает и бегает что-то поправляет, берет в кровать). Началось всё внезапно: она просто попросила оставить ей на ночь свет, сказала, что будет страшно без света. Мы, конечно, оставили. И так стало повторяться каждый день. Но итог в виде разгуливания вместо отдыха мне не понравился и я в один день свет все-таки выключила. На следующее утро первым делом Настасья стала рассказывать, что не спала ночью, ей было страшно. Я честно отнеслась с большой долей недоверия к этим рассказам, ибо когда ей действительно страшно (очень боится перфоратора с рождения), она принесётся к тебе стремглав или заплачет, или запричитает сама с собой. А тут всё тихо-мирно. Стали беседовать. Говорю: "Настя, а кого же ты боишься?" Вопрос явно ребенку не понятен, ответить не смогла (значит никого конкретного). Продолжаю разговаривать: "Настюша, ведь ты у нас с 2,5 лет спишь крепко, одна в своей комнатке, не просыпаешься, никого не боишься, не включаешь свет. Почему же теперь страшно? Кто тебя напугал, кто рассказал тебе, что в темноте страшно?". Снова заминка, ребенок не понимает что сказать. Ладно, едем дальше: "Может быть ты в книге прочитала, что это страшно, или в мультике увидела?" О! Вот оно! Анастасия затараторила:
- В мультике - да, в Докторе Плюшева, Донни всегда спит со светом!
- Но Донни, наверное, спит со светом, потому что боится темноты, а ты ведь у нас не боялась никогда.
- И я боюсь!
- Ты хочешь быть как Донни!
- Да, хочу! Включай мне свет на ночь!
Девочки, вот что делать, а? Вот и какой выход тут правильный (перестать включать мультфильмы не предлагать. Нет ТВ - нет проблем, это не решение, а побег от проблемы. Вместо ТВ всегда найдутся "страшные" сказки про кощеев и колдунов, страшилки от друзей, бабушек и прочая).
Мои варианты:
1. Оставить ночник, наиграется, потом самой же надоест. Если страх не её "родной", то настоящих страхов темноты и одиночества она не переживает, а всего лишь подражает другим, играет роль. Я в детстве всегда четко могла ответить на вопрос "кого боюсь?" - сову, увиденную в узоре на ковре, чудище из сказки "Аленький цветочек" и т.п. Но в этом варианте остается незасыпание и игры со светом (возможно она того и добивается, веселей же, ну?)
2. Оставить ночник. Но пока она наиграется с ним, это уже войдет в привычку и отвыкать будет проблематично. А того и глядишь, вдруг и впрямь в темноте начнет чего-то побаиваться и воображать себе.
3. Выключить свет и жить как жили. Явно же, что ребенок просто подражает и тут родитель должен проявить твердость.
Вот вы как бы поступили?