Пальчиковые игры
ЛогопедияКирилл не особо любит играть в пальчиковые игры, но если ему что- то понравиться повторяем это целыми днями. Зайка -самое любимое. А теперь еще из альбома по развитию речи "Котик выпил молока, откусил он пирога". А какие самые любимые у ваших детей?
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:
• Перед игрой с ребёнком немножко разотрите и погладьте его ручки, чтобы создать необходимый эмоциональный настрой.
• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
• При многочисленных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
• Лет до 2,5 ребёнок ещё не может воспроизводить движения сам без многочисленных тренировок, а ребёнок с ДЦП, аутизмом или синдромом Дауна, порой и дольше.
• Если ребёнок настойчиво требует одну и ту же игру, уступите ему. Детям свойственно повторять одно и то же действие для его закрепления.
Зайка
(Сажаем малыша на коленки лицом к себе
и повторяем действия стишка.)
Зайка серенький сидит и ушами шевелит -
Вот так, вот так и ушами шевелит.
Заинька замерз сидеть - надо лапоньки погреть -
Вот так, вот так надо лапоньки погреть.
Заинька устал стоять - надо зайке поскакать -
Вот так, вот так надо зайке поскакать.
(свои ноги вверх-вниз)
Зайка волка увидал - быстро зайка убежал!
(развигаем коленки и малыш «падает» в ямку)

Коза
Идет коза рогатая,
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодаю, забодаю!
Мышка
весёлая мышка
Перчатку нашла,(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены.
Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).
Гнездо в ней устроив,(Складываем ладоши «ковшом»).
Мышат позвала. (Сгибаем - разгибаем пальцы «зовущий» жест).
Им корочку хлеба
Дала покусать,
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).
Погладила всех (Большим пальцем гладим остальные)
и отправила спать. (Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку.)
Кошка
Точит кошка коготки - царапают коготками коленки
Очень острые они.
а кошачьи лапочки - плавно выставляют вперед то одну руку, то другую.
Мягкие, как тапочки.
Спрячет коготки в подушки - широко расставляют пальцы и сжимают
их в кулак
И почешет лапкой ушко - гладят рукой ухо
Молочко попьет из миски - делают из рук «миску» и подносят ее ко рту
Наша ласковая киска - гладят руки
Ёжик
Ежик, ежик колкий!
Покажи иголки! (Держите руки в замочке и наклоняйте его то в правую, то в левую сторону.)
Вот они! (3 раза - на каждую фразу поднимите пальцы вверх.)
Ежик, ежик колкий!
Спрячь свои иголки! (Держите руки в замке пальцами вверх, раскачивайте их вправо-влево.)
Вот так! (3 раза - на каждую фразу складывайте пальцы в "замок".)
Лиса
Шла лисичка по тропинке (Указательный и средний пальчики "идут" по поверхности.)
И несла грибы в корзинке. (Покажите "гриб". Для этого одну руку сложите в кулак, а второй рукой накройте его сверху, как шляпкой. На слове "корзинка" из ладошек сделайте пригоршню.)
Пять опят (Покажите 5 пальцев правой руки.)
И пять лисичек. (Рядом с правой ладошкой распрямите пальцы левой руки.)
Для лисят (Сожмите пальцы правой руки в кулачок.)
И для лисичек. (Сожмите второй кулачок.)
Рука
Этот пальчик маленький, (загнуть мизинец)
Этот пальчик слабенький, (загнуть безымянный палец)
Этот пальчик длинный, (загнуть средний палец)
Этот пальчик сильный, (загнуть указательный палец)
Ну а это толстячок, (загнуть большой палец)
А все вместе - кулачок! (покрутить кулачком)
Лошадка
По дороге белой, гладкой
(все пальцы ритмично «скачут» по столу).
Скачут пальцы, как лошадки.
Цок-цок, цок-цок -
Скачет резвый табунок.
Собака
Вышли пальчики гулять, Пальчики бегут по столу
Стали весело плясать. «Фонарики»
Вот так, вот так Выставляют из кулака большие пальцы
Стали весело плясать. «Фонарики»
Пальчики играли, Пальцы собираются в щепоть, открывается и закрывается щепоть
Собачку увидали. Пальцы левой руки соединяются и выпрямляются. Пальцы правой руки собираются в щепоть, указательный загибается («собачка»)
Она громко лает,
Пальчики пугает. Фигура «собачка». Большой палец прыгает
Пальчики сбежались,
В кулачок все сжались. Пальцы левой руки сжимают в кулак
А собака ходит,
Пальцы не находит. Левая рука сжата в кулак, правая - «собачка» двигается вокруг левой
Кулачки стучали. Одним кулачком стучат о другой
Собачку испугали. Пальцы бегут по столу
Ну а пальчики опять
Стали дружно танцевать.
Поплясали, поплясали, «Фонарики»
Ох, как быстро мы устали! Опускают кисти рук вниз
Мы немножко отдохнем Ладошки складывают под голову - «спят»
И опять плясать начнем. «Фонарики»
Сова
Совушка-сова, большая голова
На суку сидит, Во все стороны глядит (руки ребенка обнимают его лицо и плавно поворачивают голову влево-вправо)
Да вдруг как полетит!!! (Улетаем)
Бычёк
Ой, бычок, бычок, бычок!
Бычок - пестренький бочок.
Дети поддерживают указательный и средний пальцы большим, выпрямив указательный и мизинец, показывают рога бычка.
Вытягивают обе руки вперед, показывая «рога»
Встретил рыжего он братца
Показывают «рога «второй рукой
И давай скорей бодаться -
Бодают руками друг друга.
Му-у-у!..
Медведь
Сидели два медведя на тоненьком суку (руки согнуты в локтях (сжаты в кулаки и прижаты к туловищу, ребенок покачивается из стороны в сторону.
Один читал газету (разводим руки в стороны как при чтении газеты)
Другой молол муку (стучим одним кулаком по другому)
Раз ку-ку, два ку-ку - оба шлепнулись в муку (кулаки «падают» на колени)
Нос в муке (показываем пальцем на нос)
Хвост в муке (показываем рукой за спину)
Ухо в кислом молоке (теребим ухо)
Петушок
Петушок»
Петушок наш вдруг проснулся,
- Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх.
Прямо к солнцу повернулся.
- Повертеть кистью руки в разные стороны.
Кукарекнул раз, два, три!
- Разводить и сводить указательный и большой палец.
Ты сегодня не проспи.
Дятел
Мы в лесу слыхали стук
Дятел клювом тут-тук-тук ( при этом нужно одним пальчиком стучать по ладошке другой руки)
Гуси
Гуси-гуси га-га-га (пальцы рук щепоткой то раксрываем то опять вместе)
Есть хотите да-да-да (пальцы щепоткой киваем вниз)
Хлеба с маслом нет-нет-нет (пальцы щепоткой киваем в стороны)
А чего вам? На конфет (раскрываем пальчики ладошками вверх)
Ворона
Вот ворона полетела кар-кар (делаем руками движения как будто крыльями машем и ходим)
Вот она землю села кар-кар (приседаем на корточки)
Поклевала-поклевала кар-кар (делаем наклоны головы как будто клюем)
Громко-громко закричала кар-кар (встаем и снова машем крыльями)
Лягушка
Две веселые лягушки
(Дети сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз)
Ни минуты не сидят
(Резко распрямляют пальцы руки как бы подпрыгивают над столом)
Ловко прыгают подружки.
(Кладут ладони на стол)
Только брызги вверх летят.
(Резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол)
Сорока - белобока
Кашу варила,
Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Ты воды не носил,
Ты дров не рубил,
Ты кашу не варил -
Тебе ничего нет!
«БЕЛОЧКА»
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
«ПАЛЬЧИКИ»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)
«ОЧКИ»
(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
«ОЧКИ»
(большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам)
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
«СТУЛ»
(левая ладонь - вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз)
Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.
«СТОЛ»
(левая рука - в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка)
У стола 4 ножки
Сверху крышка, как ладошка.
«ЛОДКА»
(обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)
Лодочка плывёт по речке,
Оставляя на воде колечки.
«КОЗА»
(внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем)
У козы торчат рога,
Может забодать она.
«ЖУК»
(пальчики сжаты в кулачок, указательный палец и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими)
Жук летит, жук жужжит
И усами шевелит.