Выбираем методику.
ОПЫТ ОДНОЙ ЖЕНЩИНЫ (может кому пригодится)
ВСТУПЛЕНИЕ:Я – мама. Меня зовут Лена. Я не просто мама, я – возрастная мама. Мне 45 лет. Моей дочке Валерии 4 года 9 месяцев. Я – педагог по образованию и призванию хочу поделиться с Вами своим опытом – как я учила свою дочку читать.
Прежде чем приступать к такому серьезному делу, я решила изучить все наиболее популярные методики раннего обучения чтению. Предлагаю Вам краткий обзор.
Методика Марии Монтессори.
По системе Монтессори малыши учатся сначала писать буквы с помощью вкладышей и контурных рамок. Т.о. вначале формируется мускульный механизм. Затем ребенок изучает буквы. Дидактический материал состоит из букв, вырезанных из шероховатой бумаги и наклеенных на картонные таблички. Малыш называет звук (повторяет за взрослыми), а затем обводит контур буквы пальчиком. Далее дети учатся складывать слова, фразы, тексты.
Плюсы. Методика Монтессори «отполирована» до блеска и с успехом применяется в детских центрах.Минусы. Но в домашних условиях она трудно применима, т.к. требует колоссальных затрат времени для подготовки занятий.
Методика Глена Домана.
Читать по Доману учатся целыми словами. На специальных карточках пишут слова определенного цвета и определенного размера. Ребенку несколько раз в день показывается определенное количество карточек с четким проговариванием слов. Каждый день часть карточек убирается и столько же добавляется новых. Темп постепенно наращивается, уменьшается размер шрифта, увеличивается количество слов, изменяется цвет записи. Итог – изготовление собственных книг и чтение их с ребенком.
Плюсы. Результаты проверены. Как только ребенок научится говорить, он легко сможет прочитать: «Мама любить Лера».
Минусы. Но: «Мама любит Леру», - нет!
Методика Сесиль Лупан Создана на базе методики Глена Домана. Сесиль Лупан предлагает следующие:
1)«песенка» алфавита;
2)на стене рядом с кроваткой повесить лист ватмана и записывать простые знакомые слова;
3)написать имя малыша и чаще повторять его, показывая на слово;
4)в комнате прямо на вещи развесить карточки: одеяло, стол, кровать…
5)читать с малышом самодельные книги, сочиняя собственные истории. Плюсы и минусы такие же, как у Глена Домана.
Методика Натальи Александровны Ткаченко. Автор – успешный педагог-практик. Итог 40-летней работы по мнению многих специалистов дает поразительные результаты. Но данный метод не на слуху, т.к. автор не занимается популяризацией метода. Обучение состоит из 4-х ступеней, каждая из которых рассчитана на овладение определенным навыком: от узнавания буквы до беглого чтения. Оборудование: специальные детские книжки из 8-10 листов, каждый из которых представляет собой отдельную игру.
Плюсы. Не требует ни дополнительного времени на подготовку материала, ни специальных знаний от самих родителей.
Минусы. Попробуйте раздобыть дидактический материал.
Методика Н. Зайцева Зайцев пропагандирует чтение не по слогам, а по складам с использованием специального учебного комплекта. Комплект включает:
1)заготовки для кубиков, на гранях которого написаны склады;
2)настенные таблицы;
3)аудиокассету и диск с напевками;
4)книгу с подробными методическими рекомендациями.
Плюсы. Методика очень четкая и понятная.
Минусы. Необходимо активное творческое участие родителя.
Методика Ольги и Сергея Фединых. Курс обучении разбит на 7 ступенек. В каждой идут сначала методические указания, а затем упражнения для детей.
Плюсы. Обучение компактно и не требует дополнительных пособий и дополнительной подготовки.
Минусы. Метод рассчитан на детей с 4-5 лет. Само пособие скучное и малопривлекательное.
Методика Марины Поляковой. Метод базируется на специальной логопедической методике и предусматривает выполнение заданий по развитию мелкой моторики, артикуляции, памяти.
Плюсы. Обучаясь по этой методике, ребенок не просто научится читать, но и приобретает способность к языковому анализу и синтезу, на основе которого в дальнейшем формируется способность к освоению грамматики языка.
Минусы. Рекомендуется начинать обучение с 4-х лет. Требует высокой квалификации от преподавателя (родителя). Требует большой подготовительной работы, в т.ч. по изготовлению дидактического материала.
Я постаралась Вас коротко познакомить с основными методами обучение чтению. И что дальше? Казалось бы, что проще – выбери метод, который больше всего понравился и … Что? А вот дальше и начинается самое интересное. Да ничего! Чтобы попробовать тот или иной метод надо:
Во-первых, основательно этот метод изучить;
Во-вторых, изготовить или приобрести дидактический материал;
В-третьих, адаптировать методику для собственного ребенка;
В-четвертых, изучить физиологические особенности малыша, чтобы не нанести вред его здоровью физическому и психологическому (например, ребенку до 4-х лет физиологически нельзя читать книжный текст. Все известные азбуки и буквари рассчитаны на детей с 5-6 летнего возраста). Кроме того, как можно выбрать метод не попробовав его? Поэтому, как правило, все благие намерения родителей исчезает уже на первом этапе, когда становится понятно, что у большинства из нас нет времени, ни творческого потенциала, ни необходимых профессиональных навыков. Поэтому подавляющее большинство моих знакомых учило читать детей:
1)или старым «дедовским» способом: «Или ты читаешь, или будешь наказан!» (не получишь угощение или получишь ремня – это уже кто как привык)
2)или на подготовительных курсах в школу.
Но оба эти метода не имеют никакого отношения к раннему обучению чтению. Вы можете возразить: «Есть центры раннего развития детей, где чтение является одним из предметов обучения». Да есть! Мы с дочерью посещали некоторые из них. Скажу честно – это не совсем то, что я ожидала. Но это мои ожидания. У каждого они свои.
Есть (правда немногочисленная) категория родителей, которые все таки находят время, средства, будят свой творческий потенциал, изучают детскую физиологию. Но согласитесь – таких мало. И дело не в том, что кто-то не любит своего ребенка или не хочет, чтобы малыш был развит и успешен. Конечно же, нет! Дело в том, что жизнь настолько многогранна, что просто невозможно владеть всеми умениями грамотно и профессионально.
Мы можем долго перечислять все преимущества раннего обучения чтению. На мой взгляд самое главное – это то, что ребенку будет гораздо легче учится в школе. Хорошо читающий ребенок – это заведомо более грамотный ребенок, ребенок – читатель (а не «смотритель» мультиков), ребенок, который быстрее будет справляться с другими уроками (т.к. даже для того, чтобы решить задачу, ее надо, как минимум, прочитать).
Японский изобретатель Масару Ибука, известный не только как основатель фирмы «Sony», но и как автор собственной теории раннего развития детей и автор книги «После трех уже поздно!» писал: «Нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что зачастую слишком мало, чтобы полноценно развивать ребенка». Масару Ибука стал автором методики вынужденно. Дело в том, что у него родился сын с отклонениями в умственном развитии. Но изобретателю повезло, он познакомился с доктором Шиниги Сузуки, который утверждал: «Нет отсталых детей – все зависит от метода обучения». Это знакомство побудило Масару Ибука разобраться в безграничных возможностях маленького ребенка и вырастить из своего сына нормального, образованного человека.
А теперь обратимся к моему личному опыту. Не буду вдаваться в подробности, скажу лишь, что все методики в той или иной мере я опробовала на своем ребенке. И прежде всего, хочу с Вами поделиться одним очень важным (на мой взгляд) открытием. Практически каждая методика говорит о занимательности и развлекательности обучения, о том, что занятия должны проходить в форме игры. Предлагаются варианты и примеры таких игр. При этом указывается, что малыш это делает с радостью и удовольствием и что дети сами потом просят родителей позаниматься с ними. А вот это – полный бред! Конечно, если с ребенком никто не занимается, не проводит интересно время, не читает книжки, естественно такой ребенок с радостью откликается на любое внимание. Для большинства же детей нет ничего интересного в игре с кубиками Зайцева или карточками Глена Домана. Это работа. Тяжелая умственная работа, т.к. учится читать объективно тяжело.
Не стану перечислять все способы, которыми я пыталась вызвать интерес у своего ребенка к чтению. Пока, наконец, на основе всего изученного материала и на основе консультаций у знакомой учительницы начальных классов, у меня не сложилась четкая схема, что надо делать.
Во-первых, я самостоятельно изготовила часть дидактического материала,
Во-вторых, переработала методы использования дидактического материала из других методик,
В-третьих, купила в магазине кое-что из обычных средств для обучения чтению.
И приступила к апробации своих изысканий. Естественно, что-то удавалась, что-то нет! В настоящее время моя дочь (4 года и 9 месяцев) достаточно быстро читает небольшие тексты с полным пониманием прочитанного. Мы уже три раза от начала до конца прочитали букварь Жукова (один из самых популярных букварей). А сейчас читаем учебное пособие, предназначенное для младших школьников.